ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Шухомош. Церковь Иоанна Предтечи.


Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:1788.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ивановская обл, Фурмановский р-н, с. Шухомош

Координаты:57.233757, 41.203237
Проезд:Свернуть с шоссе Иваново – Приволжск на перекрестке у г. Фурманов направо. Ехать асфальтом различного качества около 1 км (спуститься с горы и подняться в гору). Свернуть налево на лесную грунтовую дорогу у «памятника» лосю. Ехать грунтовой дорогой через лес и по полю около 2 км.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
oldboy
6 октября 2018
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Monbes
16 сентября 2009
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Иван Матершев
3 июля 2006
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Иван Матершев
3 июля 2006
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Иван Матершев
3 июля 2006
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Иван Матершев
3 июля 2006
Церковь Иоанна Предтечи - Шухомош - Фурмановский район - Ивановская область
Иван Матершев
3 июля 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 декабря 2007

ШУХОМОШ (ШУХОМОШЬ)
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, посл. четв. 18-2-я пол. 19 в.
Расположена на возвышенном месте в окружении деревьев. Древнее село известно с 1675 г. как вотчина кн. Г.С. Черкасского, в кон. 17 в. перешедшая к кн. Ф.Ю. Барятинскому. Необычайно стройная и высокая колокольня служит эффектным вертикальным акцентом в широком равнинном пейзаже. Церковь возведена в 1788 г. Во 2-й пол. 19 в. колокольню окружили галереей. На рубеже 19-20 вв. к северо-западу от церкви построена совсем небольшая сторожка, контрастирующая с огромным храмом. Стены обоих сооружений кирпичные, побеленные по кладке. Архитектура церкви характерна для Верхнего Поволжья своим следованием традициям допетровского зодчества с использованием отдельных элементов барокко. Крутую четырехскатную кровлю очень высокого двусветного четверика завершают пять чешуйчатых луковичных глав с перехватом, поднятых на цилиндрические барабаны (центральный световой). Удлиненный суженный полукруглый алтарь (как и трапезная, он намного ниже четверика) изначально завершала высокая кровля килевидного профиля. Асимметричность плану придают южный придел трапезной, из-за чего она значительно сильнее выдвинута к югу, чем к северу, а также постановка колокольни по оси трапезной, а не по оси храма.
Над основанием колокольни - двухъярусным четвериком со скругленными углами - поднимается огромный восьмигранный столп, цельность которого подчеркнута отсутствием всяких членений. Небольшой ярус звона с арками завершен очень высоким шатром с четырьмя рядами слухов (нижние - сдвоенные пятиугольные, средние - той же формы одинарные, верхние - круглые).
В верхней части стен четверика, ограниченный двумя карнизами, проходят пояса в пять кокошников: над каждым из них - лежачая прямоугольная накладка. Северная и южная стены разделены лопатками на три прясла, в которых размещены окна с лучковыми перемычками и такими же бровками. Карнизы алтаря и трапезной включают многорядную пилу и пояс ступенчатых консолек. Пилоны галереи-аркады вокруг колокольни украшены ширинками; замковые камни в плоских полукруглых архивольтах арок упираются в многоярусный фриз с мелкими дентикулами. У северо-западного угла трапезной устроена внутристенная лестница (вход снаружи).
Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом; алтарь - коробовым, переходящим в конху; трапезная и придел, разделенные столбом-пилоном и переброшенными на него арками, - полулотковыми сводами.
Изображение иконостаса на восточной стене, выполненное клеевыми красками в посл. четв. 18 в., - оригинальное произведение русского монументального искусства (в нижней части стены живопись утрачена). Живописные имитации иконостасов на восточных стенах, встречающиеся в 17 - нач. 18 в., не имели широкого распространения, для кон. 18 в. подобная роспись выглядит тем более архаично. В отличие от рисованных иконостасов в Ростове в 17 в., здесь написаны не только иконы, но и архитектурная основа. Святые на этих "иконах" выполнены в духе древнерусской живописи 17 в., формы завершения иконостаса - классицистические.
Роспись представляет три верхних яруса иконостаса: пророческий, праотеческий и необычный по своему содержанию третий - здесь представлены святые князья и воины. Нетрадиционны и средние иконы на всех ярусах: "Сошествие во ад" в пророческом, "Воскресение" в праотеческом и "Саваоф" в "княжеском". Ярусы разделяются гризайльными карнизами; между сюжетными композициями, парными и одиночными (крайние оси) изображениями святых написаны золоченые резные колонки, эффектно выделяющиеся на фоне икон в зеленоватых тонах. Наиболее оригинальна часть росписи на восточном лотке свода. Над иконостасом в центре написан ступенчатый аттик, на фоне которого, в полуциркульной раме, - "Тайная вечеря", а в завершении - крупное изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Эту группу фланкируют четыре медальона с композициями страстного цикла: овальные на аттике и расположенные рядом круглые на постаментах. Медальоны изящно обрамлены ветками лавра и лентами. По их сторонам - гризайльные церковные атрибуты. Целостному восприятию росписи мешают деревянные балки, оставшиеся от позднейшего иконостаса.
Стенопись клеевыми красками на остальных стенах, на своде и в алтаре характерна для сер. 19 в. В композициях здесь уже ощутима позднеакадемическая манера письма, в декоративном орнаменте на западной стене прослеживаются слабые отголоски барокко. Утрачена почти вся живопись свода и нижней части западной стены. В верхней части восточного лотка написан Саваоф, на других - архангелы. На боковых стенах росписи расположены в три яруса. Между окнами второго света - крупные изображения евангелистов; под окнами в фигурных обрамлениях выполнены евангельские сюжеты и небольшие композиции из жития Иоанна Предтечи, отвечающие названию храма. Наибольший интерес представляют композиции нижнего яруса (между окнами первого света), где изображены гризайльные библейские и евангельские атрибуты. На западной стене в два яруса расположены евангельские сцены. В апсиде в конхе "Новозаветная Троица", на западной стене - "Тайная вечеря".
Сторожка - квадратная в плане приземистая постройка, характерная для утилитарных сооружений в кирпичном стиле. Огибающие широкие лопатки на углах фасадов плавно сливаются с фризом, на который наложены широкие ступенчатые консоли. Такая трактовка превращает поле стены в большую лежачую филенку. Простейшие рамочные наличники проемов с лучковыми перемычками напоминают барочные. Вход на северном фасаде ведет в единственное помещение.

Беляев, 1863, с. 189-190; ИАК, 1909, с. 228; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 164; Казаринова, 1978, с. 117; Рудченко, 1983, с. 218.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 357-359

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.