АНЬКОВО. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ ЦЕРКВИ ТРОИЦЫ, нач. 18-2-я пол. 19 в.
Расположен на центральной торговой площади села, замыкает перспективу двух его основных улиц — Советской и Садовой. Композиционным акцентом является высокий столп шатровой колокольни (нач. 18 в.), входившей первоначально в комплекс пятиглавой церкви Троицы (1699, не сохр.); к северо-востоку от нее, на месте разобранного в 1830 г. деревянного храма расположен грузноватый объем Казанской церкви (1871). Несмотря на утрату второго храма, комплекс сохраняет ведущую роль в застройке центра села.
Церковь Казанская. Кирпичная, с лицевой кладкой фасадов и оштукатуренным цоколем, она представляет собой пример шестистолпного храма в русско-византийском стиле с достаточно редкой для него приземисто-распластанной объемной композицией. Над центральной частью квадратного в плане односветного храма поставлен широкий световой барабан под пологим куполом. Главные оси фасадов выделены крупными опорами - пилонами, несущими приподнятые над кровлей завершения арочных входных порталов. В центре восточного фасада - трехгранный алтарь; с запада к пилонам примыкает пятигранный тамбур-притвор. На боковых фасадах центральные оси дополнительно подчеркнуты перспективными обрамлениями входов и круглыми окнами над ними. Углы объема и членение стен на прясла отмечены парными лопатками. В боковых пряслах помещены крупные тройные арочные окна в обрамлении концентрических архивольтов, опирающихся на короткие пилястры с поясками (в восточной части здания часть проемов - ложные). Стены завершает широкий фриз с рядом узких вертикальных нишек. 16 небольших арочных окон барабана завершены помимо архивольтов небольшими щипцами, образующими своеобразный венец в основании купола.
В интерьере центральное подкупольное пространство выделено четырьмя массивными столбами, несущими на подпружных арках и тромпах барабан. Между восточными столбами и алтарем расположены еще два пилона, к которым от стен, как и на центральные столбы, перекинуты подпружные арки. Алтарь перекрыт конхой. Перекрытия боковых и угловых ячеек скрыты подшивным потолком. Стены забелены и закрашены.
Колокольня - кирпичное, побеленное по кладке сооружение, главка с крестом выполнена заново во 2-й пол. 19 в.; арки звона заложены в сер. 20 в. Один из лучших образцов подобных сооружений в области, свидетельствующий об устойчивости в регионе архитектурных традиций 17 в. Мощный восьмигранный столп колокольни завершен ярусом звона и высоким шатром с тремя рядами слухов. Грани, охваченные на углах лопатками, расчленены поясками, отмечающими цокольную часть, промежуточный уровень и основание звона. Поярусно грани декорированы ширинками с муравлеными изразцами, прямоугольными филенками с характерными для барокко вынутыми углами, а также наличниками окон внутристенной лестницы с разорванными фронтонами и наборными колонками. В убранстве цокольной части, помимо поребрика, использован широкий карниз в виде трехрядной пилы, а в основании звона - ряд городков. Пологие двуцентровые арки звона имеют килевидные подвершения архивольтов, а наличники слухов украшены стрельчатыми фронтонами, указывающими на интерес к готическим формам во 2-й пол. 18 в. Вход в нижний ярус колокольни устроен на юго-восточной грани; а на внутристенную лестницу — на северо-восточной.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 272-273