ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Завидово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1610 и 1620. 1855-перестроена.
Адрес:
Тверская обл., Конаковский р-н, с. Завидово, Ленинградское шоссе, 175

Координаты:56.529549, 36.531234




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
МОРПЕХ879
8 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Илья Смирнов
6 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Алексей Кротов
18 января 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Иконы на стенах храма
Наталия
4 августа 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Завидово - Конаковский район - Тверская область
Харченко Геннадий
29 февраля 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  28 августа 2012

Построена в 1610-1620 гг. Капитально перестроена в 1853-1855 гг. Престола три: главный - Успения Пресвятой Богородицы, придельные: Архистратига Михаила и Пророка Илии. Приписная церковь в честь Великомученика Никиты, Конаковский р., д. Шоша. Приписные часовни: 1) Крестовоздвиженская, с. Завидово; 2) Казанская, д. Ручьи.

Источник: сайт Тверской епархии


Статью добавил(а): Титов П.Н.,  14 января 2016

Впервые церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1623-1624 годах: "Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы каменна - делана на два престола — престол Архангела Михаила, да престол Николы Чудотворца, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское - приходских людей ..."

По мнению А.М. Салимова, храм был построен между 1610 годом и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Храм уникален еще и тем, что построен в первые годы после окончания Смутного времени.

В 1820 году Успенский храм был покрыт железом. Во время капитальной реконструкции, начавшейся в 1853 году, трапезная и колокольня были разобраны, а на их месте выстроена более обширная трапезная с двумя приделами – во имя Архистратига Михаила и Пророка Илии. Стены были расписаны живописью в настоящей церкви в 1871 году, а в трапезной – в 1886 году. Кирпичная колокольня (поставленная отдельно – в восемнадцати саженях от церкви) в три яруса появилась в 1865 году. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящён. Известно имя его строителя, руководителя артели, – Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак.

В 1915 году в Успенском храме села Завидова работали над академическим восстановлением интерьера петербургские художники.

С 1951 по 1955 годы богослужения в церкви не осуществлялись.

В 1957-1958 годах в храме было устроено водяное отопление и электрическое освещение. В 1962 году были отремонтированы купола, изготовлены решетчатые двери. В 1966 году были промыты и отреставрированы росписи сводов четверика. Были заменены деревянные двери и частично пол. Капитальный ремонт храма был закончен в 1968 году, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храм был освящён. В 1980 году была отремонтирована кровля, установлена водосточная система, оштукатурены стены, отреставрирован цоколь и проведены другие восстановительные работы. В 1991 году обновили алтарь в Успенском приделе, а во всём храме провели косметический ремонт.

В начале XXI века решено было полностью воссоздать (на поступающие добровольные пожертвования) прежний облик всего храмового комплекса. Бесстолпный двухсветный четверик Успенской церкви (в плане он представляет собой квадрат со стороной 12,8 метров) завершен пятиглавием. Южный вход в храм отмечен небольшим крыльцом. С востока к четверику примыкает полуциркульная алтарная апсида, а с запада - почти квадратная, со скошенными углами трапезная, ширина которой вдвое превышает ширину четверика. Четырехскатная кровля трапезной завершается главой на квадратном постаменте. Внутри стены храма покрыты росписями, посвященными событиям из жизни Богородицы. В церкви находится большой пятиярусный иконостас. Его Царские врата, колонны и рамы икон сплошь покрыты изящной резьбой и сусальным золотом. Этому иконостасу, так же как и иконостасам приделов, более двухсот лет. За алтарём, в ограде храма, находится могила митрополита Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).

По материалам официального сайта Тверской епархии


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  12 октября 2017

Первое письменное упоминание о селе Завидово относится к 1560 году. Тогда оно именовалось "Новым Завидовым" и принадлежало, вместе с 65 деревнями, 17 пустошами и двумя займищами, царю и великому князю, т. е. Ивану Грозному. В 1582 году, спустя несколько месяцев после того, как "преставися царевич Иван Иванович", Иван Грозный передал Завидово с окрестными деревнями кремлёвскому Архангельскому собору, где (разумеется) и погребли убиенного царевича, на помин его души. В 1585 году грамоту Ивана Грозного подтвердил наследовавший ему Фёдор Иоаннович, а в 1599 году Борис Годунов пожаловал Завидово греческому архирею Арсению Элассонскому, поселившемуся в Москве и, за неимением свободной кафедры, поставленному "хранителем царских гробниц" в Архангельском соборе. Есть сведения, что именно Арсений Элассонский, когда в 1613-1615 годах был архиепископом Тверским и Кашинским, имел непосредственное отношение к постройке в Завидове каменной Успенской церкви. Так в жизнеописании архиепископа Арсения есть такие строки: "На севере, далеко от Москвы, в деревне, называемой Завида, он (Арсений) воздвиг большую церковь Успения Пресвятой Богородицы и два придела в ней, в честь Собора великих чиноначальников Михаила и Гавриила и всех небесных бесплотных сил и великого пророка Илии". С течением времени он претерпел существенные видоизменения, прирос трапезной, распластавшей его к земле, однако в основе его всё тот же четверик, выстроенный при Арсении Элассонском. Ситуация здесь почти уникальная. В 1610-е годы каменного строительства в Московском государстве почти не велось. Было, как понятно, не до того - в обескровленной, обкромсанной стране. Сравнительно массово строить каменные храмы начнут уже гораздо позже, при Алексее Михайловиче. Пока же не только сельские жители, но и горожане в массе своей обходились деревянными церквами. Так что завидовский Успенский храм можно считать если не первым, то одним из первых каменных храмов, возведённых после событий Смутного времени. И замечательно, что появился он не где-нибудь, а далеко от Москвы, в деревне".

Впервые завидовская Успенская церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда (1623-1624). В ней же содержится и упоминание о деревянном храме, стоявшем здесь: "Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородица камена делана на два престола, престол Архангела Михаила да престол Николы Чудотворца, да церковь древяна вверх Архангела Михаила стоит без пения, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское приходских людей, да в селе двор поп Данила Юрьев...". О церкви Архангела Михаила в приведённой выше записи сказано, что она "древяна вверх". Значит, была шатровой. То, что ко времени составления Писцовых книг храм стоял "без пения", подталкивает нас к суждению о его ветхости, то есть, косвенно, о немолодом возрасте. С другой стороны, Михайло-Архангельский храм вряд ли мог появиться в Завидово до того момента, как село отдали Архангельскому собору, то есть прежде начала 1580-х годов. Скорее всего, без пения Архангельский храм остался именно после постройки Успенской церкви - с приделом, посвящённым Архистратигу Михаилу. О первоначальном облике Успенского храма судить сейчас довольно трудно. Но, зная архитектурный контекст эпохи, возможно и представить храмы того времени. Он не имел трапезной (скорее всего, строители ограничились устройством небольшого притвора) и представлял собой четверик с примыкавшей к нему алтарной частью, в плане представлявший собой полукруг. Венчала церковь, надо полагать, горка кокошников, но вот было ли её завершени одноглавым или пятиглавым - сказать сейчас со всей определённостью нельзя. Во всяком случае, световым мог быть только центральный барабан, а остальные (если они присутствовали) "осветительной нагрузки" не несли. Находясь прямо на дороге, соединявшей Москву с Тверью и Новгородом (а спустя некоторое время - ещё и с Санкт-Петербургом), Завидово жило весьма насыщенной жизнью и, в частности, видело многих именитых путников. Не единожды бывал в Завидове, проездом из Новгорода в Москву, из Москвы - в Валдайский монастырь, Патриарх Никон. В расходной книге патриаршей казны за 1656 год одно из посещений Патриархом Завидова отражено следующим образом: "Святейший Патриарх ходил в Иверский монастырь Новгородского уезда, на дороге в селе Завидове в вотчине Архангельского собора - попу на молебен десять алтын дал". О Никоне в Завидове долго сохранялось передаваемое из уст в уста любопытное сказание. Говорили, что, будучи ещё митрополитом Новгородским, он посетил Завидово ночью, по дороге в Москву, и молился в Успенской церкви, причём вошёл туда один, приказав сопрвождавшим его остаться на паперти. Вдруг с неба раздался голос: "Получишь то, что просит твоя гордыня", - и на плечи будущего патриарха легли железные вериги. Они, как толковали в народе, тут же срослись с его телом и отпали от него лишь после смерти Никона. Легенда эта, оставаясь легендой, позволяет в определённой степени судить о том впечатлении, какое произвёл Никон на завидовцев. Впоследствии завидовскую Успенскую церковь навещали проездом и другие иерархи, а также представители царствующей фамилии. 29 апреля 1767 года в Завидове останавливалась императрица Екатерина Алексеевна. Она посетила храм и приложилась ко кресту, вынесенному священником. В начале февраля 1826 года через Завидово проследовала траурная процессия с останками Александра I. Гроб с телом императора провёл в Успенской церкви одну ночь под особо устроенной для того сенью.

До 1764 года Завидово принадлежало "Архангельскому собору, что в Москве белого священства и с причетниками", а впоследствии было передано коллегии экономии. Завидовскому причту оставили те 39 десятин земельных наделов, которыми священнослужители пользовались и раньше. Документы свидетельствуют, что храмы Завидова никогда не бедствовали, будучи достаточны и убранством, и утварью. К концу ХIХ столетия в Успенском храме хранилось шесть комплектов серебряных богослужебных сосудов (два из них - вызолоченные), шесть серебряных с позолотой напрестольных крестов. Многие иконы были одеты чеканными серебряными ризами с драгоценными камнями. Всем этим благолепием завидовские храмы были обязаны состоятельным прихожанам. Так, в 1899 году один из жертвователей и благоукрасителей, разбогатевший крестьянин Пётр Иванович Бакерин, украсил икону Воскресения Христова серебряной вызолоченной ризой чеканной работы и золотым венцом. Риза весила, в нынешних единицах измерения, почти девять килограммов.

После революции Успенский храм остался действующим - в отличие от Троицкого, который у верующих отобрали. Разумеется, из него изъяли все ценности, какие только было возможно, однако богослужения продолжали совершаться даже в самую глухую пору 1930-х годов и во время войны. Не действовала церковь лишь в 1951-1955 годах. Официального постановления о её закрытии не принимали, ключи находились у верующих, но молиться они могли лишь мирянским чином, поскольку не было священника. Несколько лет подряд прихожане обращались к властям, однако во всех инстанциях им отвечали неопределённо, делая вид, что проблемы не существует. Дело решилось лишь после того, как прихожане написали письмо Хрущёву. Из Москвы последовало распоряжение: "Снять все бюрократические препоны, мешающие работе завидовской церкви". 7 сентября 1955 года райисполком зарегистрировал всех прихожан, а 16 числа тогоже месяца - священника Михаила Егоровского, направленного настоятелем Успенского храма. Благодаря тому, что Успенский храм избежал разорения в советское время, в нём сохранились иконы, издавна чтимые завидовскими прихожанами.

Паломники в Успенский храм приезжают главным образом, чтобы помолиться здесь перед списком с Тихвинской иконой Божией Матери. Список этот, судя по стилю письма, не так уж стар, но, однако, успел прославиться чудотворениями. Другой чтимой иконой Успенской церкви является резной образ святителя Николая Мирликийского - копия знаментого образа "Никола Можайский". Его появление в Завидово связано с избавлением села и окрестностей от эпидемии холеры, разразившейся здесь в 1871 году. Уже при первом взгляде на Успенский храм заметна его составленность из равновременных элементов. Старейшим из них, существовавшим изначально, является бесстолпный четверик (алтарная апсида, примыкающая к нему, - его ровесница). Как предполагается, при постройке храма он был увенчан горкой кокошников и одной или пятью главами. Сейчас четверик перекрыт на четыре ската. С запада к четверику примыкает трапезная, почти квадратная в плане. Её выстроили в 1830-е годы. Грузная, широкая (вдвое шире четверика), она "приземляет" храм. Без неё, да ещё с горкой кокошников, он, конечно, выглядел гораздо более стройным и "целеустремлённым".

Можно предположить, что в изначальном своём виде Успенский храм продолжал традиции "годуновского" зодчества. Апсида оформлена предельно просто (надо полагать, часть декоративных деталей она утратила в результате перустройства храма). Стоит обратить внимание на килевидные наличники: эта деталь повторяется в оформлении окон четверика и нишек центрального барабана. Перекликается она и с килевидными кокошниками. В верхней части четверика сохранился карниз, состоящий из нескольких поясов сухариков, филёнок и поребриков. Вход в храм с юга появился во время устройства (или одного из ремонтов) трапезной. Поскольку западный вход был на время строительных работ закрыт, пришлось устроить южное крыльцо - вместо одного из окон. Слева и справа от главного входа в храм помещены иконы, "иллюстрирующие" посвящение приделов в трапезной. Слева мы видим образ пророка Божия Илии, поскольку именно ему посвящён северный придел. Южный же придел посвящён Архистратигу Михаилу. Внутри обращает на себя пятиярусный иконостас, установленный в начале ХIХ века, к этому же времени относится и большинство икон в нём. Росписи четверика посвящены Пресвятой Богородице (в соответствии с посвящением храма) и содержат сцены из Её земной и небесной жизни. А напоследок комментарий самого настоятеля храма - протоирея Валерия Ильина: "Интерьер церкви после освящения 1853 года не менялся. Вся обстановка неподвижна и не изменна. Полы, подсвечники, иконы, роспись стен - всё как было старое, так и осталось. Новой утвари в храме почти нет".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №135, 2015 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.