ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Согиницы. Церковь Николая Чудотворца.


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1696.
Адрес:

Координаты:61.076444, 34.084386




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
10 августа 2010
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Вид от реки
Наталия
3 ноября 2014
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 августа 2010
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
10 августа 2010
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Никольская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 апреля 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Наталия
3 ноября 2014
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Четверик основания колокольни с дверцей, ведущей в ее подклет
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
12 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
j-4
9 февраля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
j-4
9 февраля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
yozik
27 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
декор кровли крыльца и фронтонный пояс восьмериков с водометами
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 августа 2010
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
strusto
12 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Никольская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 апреля 2005
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Вид на алтарную часть
Наталия
3 ноября 2014
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
JohnIngham
19 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца - Согиницы - Подпорожский район - Ленинградская область
Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  8 октября 2012

Церковь святителя Николая (1696 год) в деревне Согиницы Важинского Воскресенского погоста в системе храмов Прионежской школы

Церковь святителя Николая в Согиницах (1696 год) расположена на берегу реки Важинки – притока Свири. В наши дни Согиницы представляют собой небольшую деревню Подпорожского района Ленинградской области. Мало кто уже помнит, что некогда здесь проходил торговый путь из Великого Новгорода. По рекам Волхов и Свирь и их притокам, он шел через Ладожское и Онежское озера к Белому морю и Архангельским землям. Между озерами лежала издревле обжитая местность, где по берегам рек, заливов, озерков и проток еще в древности образовалось множество деревень и погостов.

Население этого региона состояло, в основном, из финских племен: прионежских вепсов, людиков и карелов, однако существовали и поселения новгородских, и даже московских торговых людей. Во второй половине XIV века все они вошли в состав Обонежской Новгородской пятины. В 1649 году, в ходе введения административного деления на уезды, Прионежье стало частью Олонецкого уезда. В XIX столетии интересующие нас районы относились к Олонецкому, Петрозаводскому и Вытегорскому уездам Олонецкой губернии. В настоящее время эта территория разделена между Ленинградской областью и Республикой Карелия.

Такое сложное переплетение народностей, географических и исторических факторов, конечно, не могло не сказаться на формировании местных обычаев, искусства и архитектурной школы. В науке большинство деревянных храмов этого края (хотя есть и исключения) принято относить к «прионежской» или «обонежской» школе [1-3]. Как правило, их возводили в наиболее значимых торговых и культурных центрах – погостах или больших деревнях. Одним из самых древних был Воскресенский погост на реке Важене (позднее ее называли Важинка). Первые упоминания о нем относятся еще к 1230 году. По одной из версий, такое ласковое название реке дали из-за большого количества оленей, водившихся в окрестных лесах (важенка, то есть лань, самка северного оленя). По другой гипотезе – оно происходит от слов «вадить», «важить», «приваживать» - приманивать или привлекать. В обоих случаях ясно, что изобильная всевозможной живностью, лесом и плодородной землей местность возле реки весьма благоприятствовала появлению здесь крупного поселения.

Наиболее ранние описания земель возле Онежского озера содержаться в «Писцовых книгах Обонежской пятины» за 1496 и 1563 годы. Описи 1496 года дошли до нас в незначительных фрагментах, и мы не можем судить о состоянии Воскресенского погоста в этот период. Зато в книге Андрея Лихачева за 7074 (1566) год (к этому году книга была закончена) сохранилось подробнейшее его описание в подразделе «Погост Воскресенский в Важенях на Свири». В описях этого времени фигурируют разные наименования реки: Важена, Вежена, Вагжена, даже «в Важанях» [4]. В этой описи впервые названа Воскресенская церковь, давшая название погосту: «…на погосте церковь Воскресение Христово». Здесь же фигурируют: «Спасские деревни Хутыня монастыря…деревня на Усть-Пидме…и на той же земле поставлена церковь Покров Пресвятые Богородицы». Этот отрывок свидетельствует о сильном влиянии новгородских церковных властей в этой местности во второй половине XVI века.

Название «Согинцы» или «Согиничи» упоминается несколько раз: «…В Важенском же погосте царева великого князя волостка в Согиничах Заболоцкого…»; «…деревня на горе в Согиничах…». В другом месте: «…деревня в Согиничах словет на горе с прихода…» и «…деревня в Согинцах словет на той же горе»; «…починок в Согиничах на усть речки Мужелы на бору… починок в Согиничах же на Зайцевой горе… починок в Согиничах же Терентьеве же горе…» [5]. Термин «волостка» обозначает землю, находившуюся под особым управлением (в данном случае, великого князя). «Починок» - расчищенное под пашню место, часто начало нового поселения. Из Описи видно, что в 1563 году Согиничи  представляли собой небольшую деревню, жители которой активно осваивали близлежащие земли. Никольский храм в книге еще не упомянут.

Спустя всего двадцать лет эти богатые земли были разорены, а храмы сожжены шведскими солдатами. В 1612-1618 годы край снова сильно пострадал – уже от польских и литовских войск. Тем не менее, к 1628 году Воскресенский погост восстановил свое благосостояние. В «Писцовых книгах 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов» Никиты Федоровича Панина и подьячего Семена Копылова читаем: «…Погост Воскресенской, Важенской на реке на Важене. А на погосте церковь Воскресения Христа Бога нашего, а другая церковь святаго порока Ильи – древяны…». Далее «…В Важенском же погосте вотчина Спаса Хутыня монастыря, волостка Пидма, на озере на Пидме. А в ней церковь Преображения Христа Бога нашего…». В описи за те же годы, но выполненной князем Иваном Михайловичем Долгоруким и подъячим Посником Раковым упоминается «Софийская вотчина новгородского митрополита в Пиркинском и Важинском погостах». Вотчины новгородских монастырей имелись и на землях соседних погостов: «…В Оштинском же погосте вотчина Антонова монастыря» и «…Вотчина Спаса Хутыня монастыря, волость на Рыбей-реке. А на ней церковь во имя великого чудотворца Николы…» [6].

Упоминания о Воскресенском храме на Важинском погосте и Спасо-Преображенской церкви на озере Пидме чрезвычайно важны, так как свидетельствуют о двух важных фактах: о существовании уже в начале XVII столетия группы церквей, по всей вероятности, возведенных одной артелью, так как строительство их шло в сопредельных местностях (на территории одного погоста) и примерно в один временной промежуток. О Никольском храме в Согиницах в Писцовых книгах, как и в описях 1563 года, не упоминается. Это вполне объяснимо, так как и упоминания о самой деревне здесь тоже отсутствуют. По всей вероятности, она была целиком разорена и к 1628 году еще не восстановлена. Можно предположить, что Воскресенская и Преображенская церкви послужили образцами при возведении нового храма во вновь восстановленной деревне во второй половине XVII столетия. В свою очередь, есть большая вероятность, что на их облик оказало влияние деревянное зодчества Великого Новгорода, имевшего свои земли на данной территории.

При исследовании храмов Воскресенского погоста нельзя забывать, что они обособленной составляющей входят в довольно значительную группу церквей, ареал распространения которых охватывает оба побережья Онежского озера. На востоке этот ареал завершает (из ныне выявленных храмов) церковь Илии Пророка в Саминском погосте (1692 и 1702 годы, Олонецкая губерния, Вытегорский уезд, Саминский погост). Сейчас эта церковь находится в Вытегорском районе Вологодской области, село Саминский погост. На севере ареал ограничивает Линдозеро, а на юге – течение реки Свири [7]. Вне этих границ располагался (из известных нам) только храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» (ок. 1679 года) в городе Тихвин Ленинградской области. Она изображена на плане Тихвинского посада, выполненного Иваном Зелениным в 1679 (8) году [8]. Церковь входила в ансамбль с еще одним храмом – во имя Флора и Лавра и шатровой колокольней. Все они были построены между 1588 и 1590 годами, но сгорели во время пожара 1679 (8) года. На плане мы видим вновь построенные церкви. В некоторых работах Знаменский храм ошибочно приписывают Успенскому Тихвинскому мужскому монастырю [1].

Остальные храмы этой школы, согласно административному делению XIX века, составляют две группы, принадлежащие к Олонецкому и Петрозаводскому уездам Олонецкой губернии [9]. К Олонецкому уезду относятся: 1. Воскресенская церковь Важинского прихода (1630 год, перестроена в 1872 году. Ленинградская область, Подпорожский р-н, поселок Важины) [10]; 2. храм Спаса Преображения в Усть-Пидьме (1696 год, сгорела в годы Великой Отечественной войны. Ленинградская область, Подпорожский район, село Пидьма); 3. храм святителя Николая в Согиницах (1696 год, нуждается в реставрации. Ленинградская область, Подпорожский район, деревня Согиницы).

К Петрозаводскому уезду относятся: 1. церковь святителя Николая бывшего Брусенского монастыря на Брусенском острове (1630 год, утрачена в 1950-е годы. Республика Карелия, Вепсская национальная волость, остров Брусно); 2. церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в погосте Гимрека (1659, 1682, 1695 годы. Ленинградская область, Подпорожский район, деревня Гимрека); 3. церковь святителя Николая Деревянского прихода (1683 год, утрачена); 4. церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (1774 год. Республика Карелия, город Кондопога); 5. церковь св. Александра Свирского (1769-1770 годы. Республика Карелия, Медвежьегорский район, село Космозеро, нуждается в реставрации); 6. церковь святителя Николая в селе Линдозеро (1634 год, сгорела в 1634 году. Республика Карелия, Кондопожский район); 7. церковь Петра и Павла в деревне Лычный остров на острове Сандал. (1620 год. Республика Карелия, Кондопожский район, урочище Лычный Остров, в аварийном состоянии); 8. церковь во имя свт. Варлаама Хутынского в Рыборецком погосте (1679 и 1774 годы, утрачена); 9. церковь во имя Вознесения Господня в селе Типиницы (1720 год, сгорела> в 1975 году); 10. церковь пророка Илии в Горне-Шелтозерском приходе (1685 год, утрачена); 11. церковь Покрова Пресвятой Богородицы в приходе Шокшинский (1695 год, утрачена); 12. церковь святой Варвары в Яндомозеро (1650 или 1656 год. Утрачен декор. Республика Карелия, Медвежьегорский район, деревня Яндомозеро, заброшена, разрушается).

К этому списку можно добавить еще один пункт: 13. Покровская церковь знаменитого ансамбля на острове Кижи (республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи). По результатам последних исследований, было установлено, что ее возводили в несколько этапов: в 1694 году, затем в 1720-е годы. В 1764 году ее перестроили в нынешнем виде. В 1694-1720-е годы она по конструкции и декору представляла собой храм прионежской школы [11,12]. Вполне вероятно, что первоначально ее венчал высокий шатер (или, во всяком случае, должен был венчать согласно первоначальному замыслу зодчего, подготовившего для него опорные конструкции, сходны с такими же опорами в согинском храме) [12], хотя некоторые исследователи не разделяют эту точку зрения [13].

Таким образом, храмы прионежского типа образуют группу, состоящую на данный момент из 18 церквей. Из них девять утрачены и известны только по описаниям и фотографиям, четыре нуждаются в срочной реставрации, а одна перестроена до неузнаваемости. Делать какие-либо обобщающие наблюдения при таком положении вещей можно только очень приблизительно, так как часто мы не располагаем даже точной датой возведения того или иного храма. Тем не менее, в этой группе были выделены две подгруппы по этнографическому и конструктивному признакам.

Прежде чем говорить об их особенностях, уместно назвать признаки, общие для всех храмов прионежской школы. Первый из них – ярусное построение конструкции. В большинстве случаев храмы этого типа представляют собой тип «восьмерик на четверике». Обычно на четверике установлены два восьмерика, при этом каждый ярус имеет расширение снизу вверх. Верхний восьмерик значительно меньше по высоте и увенчан шатром. В некоторых случаях (Петропавловская церковь в селе Лычный остров – 1620 год, Варваринская церковь в Яндомозере – 1650 год) второй восьмерик достраивали уже в XVIII столетии [7]. Каждый из ярусов завершается широким повалом. Характерная деталь - декор в виде фризов из фронтонов (их могло быть один или два). На разных храмах фризы расположены в верхней части восьмериков или проходят на середине высоты. Трапезная и алтарный прируб чаще всего прямоугольные в плане и перекрыты на два ската, но иногда имеют и завершение в виде бочки [14].

Идея высотности, которая присуща большинству шатровых построек, в данном случае тесно переплетена с идеей ярусности. Взлет ввысь, поражавший исследователей церкви Успения в Кондопоге (1774 год), Ильинской церкви в Самино (1692 год), храма святителя Николая в селе Линдозеро (1634 год) [2,15] и святителя Варлаама Хутынского в Рыбреке (1693 год) [16], в облике других храмов этой местности уступал место поступательному движению, которое было метко названо «пульсирующим» [3,16].

Хронологические рамки развития прионежской школы зодчества достаточно широки: они охватывают более чем полтора века – с 1620 по 1774 год. Однако динамика возведения храмов интересующей нас группы была весьма неравномерна. В ранний период (1620-е – 1630-е годы) мы можем отметить четыре храма (~22%): Петра и Павла в деревне Лычный остров, святителя Николая на Брусенском острове, Воскресенская в Важинском приходе и святителя Николая в селе Линдозеро. Пика интенсивности строительство «ярусных» шатровых церквей в этом регионе достигает в 1670-е – 1690-е годы. В это время были «срублены» 10 из 18 известных нам церквей (~55%). Затем наблюдается резкое падение строительной активности. Один храм (Вознесения в Типиницах) построен в 1720 году и два в 1770-е годы: Александра Свирского в Космозере (есть версия, что уцелевшая церковь является Успенским храмом этого прихода и датируется 1720 годом) и Успения в Кондопоге. В это же время уже существующие храмы иногда делали более высокими за счет увеличения размера шатра и надстройки дополнительного яруса восьмерика, но подобные случаи единичны.

По всей вероятности, такая динамика объясняется общими тенденциями развития русской архитектуры. Именно в конце XVII столетия в каменном церковном зодчестве получают распространение ярусные «столпы», однако использовались они при возведении колоколен в среднерусских землях: колокольни Новодевичьего монастыря (1682 - 1689 годы) в Москве, храмов Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково и Никитского монастыря в Ярославле (рубеж XVII-XVIII веков). В них увеличение числа ярусов было, прежде всего, направлено на усиление эффекта «высотности» всего сооружения. В прионежском деревянном зодчестве этот прием носил специфический характер, направленный на усиление выразительности силуэта столпа, и, несомненно, осваивался под влиянием местных традиций.

Среди шатровых храмов Прионежья известны две подгруппы, выделенные на основе конструктивных различий. У церквей южного Прионежья (Гимрецкий и Деревянский погосты, Горне-Шелтозерский, Шокшинский и Рыборецкий приходы) каждый из двух восьмериков установлен на верхних венцах повалов нижележащих ярусов. В северном Прионежье (село Линдозеро, деревня Лычный остров, Кондопога) зодчие использовали внутренние конструкции, благодаря чему ярусы храмов как бы «вставлены» друг в друга. Традиционно считается, что первый вариант характерен для племен людиков, а второй – для вепсских племен [14,16,17].

Позволим себе отметить, что такая схема представляет собой достаточно обобщенное построение и не учитывает все многообразие конструктивных и декоративных приемов, использовавшихся мастерами в разные периоды [3,14,16]. Прежде всего, те храмы, что были уничтожены или перестроены, недоступны для натурного исследования. В этом случае возможны только визуальные заключения по данным рисунков и фотографий. Таким образом, в нашем распоряжении остается только девять церквей – количество явно недостаточное для полного анализа особенностей зодчества в этом регионе. Кроме того, налицо и исключения из существующей парадигмы: у Варваринской церкви в Яндомозеро, территориально тяготеющей к северному Прионежью, восьмерики установлены по «вепсскому» обычаю – на верхние венцы предыдущего яруса [18]. Кроме того, ни к одной из указанных групп пока не был отнесен Ильинский храм Саминского погоста (1692 год). Не нашли своего места в этой классификации Покровская церковь в Кижах, храмы в Типиницах и Космозере. Не получили никакого объяснения и особенности храмов Воскресенского погоста на реке Важенке. Хотя они и относятся к «южной» ветви прионежской школы, но ряд признаков позволяет выделить их в обособленную группу.

Прежде всего, это признак географический. Если мы обратимся к административному делению на уезды в XIX веке, то увидим, что только эти три храма из всей группы принадлежат к Олонецкому уезду [9]. Известно, что деление на уезды производилось с учетом границ расселения определенной этнической общности. Такое деление основывалось на более древних установлениях. Как уже было указано выше, церкви Спаса Преображения на Пидьме (1696 год), святителя Николая в Согинцах (или Согиничах, 1696 год) и Воскресения Господня на реке Важенке (1630 год), относились к одному погосту, что позволяет говорить не только об этнических, но и семейных связях между жителями приходов. Еще одна деталь – каждый из трех храмов возведен на высоком берегу реки (или озера) и поэтому организует прилегающие территории в определенных границах [20].

По своим конструктивным особенностям церкви Важинского Воскресенского погоста образуют несколько обособленную группу среди храмов Прионежья (таким образом, появляется возможность говорить уже не о двух, а о трех группах этой школы). Их «столпы» состоят не из трех, а из двух ярусов. При этом нижний ярус начинается «от пошвы», то есть сразу от земли. Наиболее ранней среди них можно предположительно назвать Воскресенскую церковь (1630 год), нижний ярус которой представляет десятиугольный сруб. Что же касается ее верхнего яруса, то в 1847 году он был целиком перестроен. Никаких попыток исследования или реконструкции до настоящего времени не предпринималось. Учитывая месторасположение храма, форму нижнего яруса, общую композицию (с двумя прямоугольными прирубами на восточной и западной сторонах), вполне вероятно, что вторым ярусом был восьмерик.

У храмов святителя Николая в Согиничах и Спаса Преображения в Усть-Пидьме (по фотографии 1906 года С.М. Прокудина-Горского) верхние восьмерики, как это и было принято в архитектуре «южной ветви», поставлены на верхние венцы нижних ярусов и имеют гораздо меньшую высоту, чем нижние. Основное отличие от храмов данной общности состоит в том, что здесь мы не видим традиционного «пульсирующего» силуэта. Верхние восьмерики не расширяются, а сужаются снизу вверх. Нижние ярусы завершаются повалом столь незначительным (к тому же закрытым декоративным поясом), что оба яруса зрительно представляют собой как бы единый столб, завершающийся мощным повалом, на котором покоится шатер с широкой полицей. Особенно эта деталь присуща пидемскому храму. Оба храма имеют по два прируба: алтарь и трапезную.

Подобные характерные особенности, по всей вероятности, возникли под влиянием деревянного зодчества тех регионов, с которыми погост был связан в силу церковного, торгового или политического общения. Такое взаимодействие чаще всего развивалось там, где для его распространения существовали удобные речные пути. Выше уже было отмечено, что Воскресенский Важинский погост течением рек Волхова и Свири, соединяющих Ладожское и Онежское озера с Белым морем, был связан с двумя культурными центрами: Великим Новгородом и Архангельском, который расположен недалеко от устья Северной Двины. Тот факт, что подобные «круглые» в плане церкви характерны в большей степени не для онежских, а для архангельских земель, точнее, для северо-двинского района, уже привлекал внимание ученых [1]. При сравнении «важинских» церквей с шатровыми храмами святителя Николая в Лявле (1587 год), святителя Николая в Панилове (1600 год), пророка Илии в Выйском погосте (1600 год), Владимирской иконы Божией Матери в Белой Слуде (1642 год), можно найти много общих деталей. Во всех случаях объем храма идет от земли и представляет собой массивный столп с мощным повалом в верхней части, на котором покоится высокий шатер. С востока и запада к столпу восьмерика прирублены прямоугольные алтарь и трапезная.

Несмотря на большое внешнее сходство, между архангельскими храмами и церквями Воскресенского Важинского погоста существует и ряд различий. Прежде всего – это ярусное построение конструкции. Вторая особенность – завершение прямоугольных прирубов трапезных и алтарей. У церквей Архангельской земли они перекрыты нарядными «бочками» с большими выносами. У «важинских» храмов они крыты на два ската и украшены резными причелинами. Наконец, главная особенность церквей прионежской школы – декоративный фриз в виде пояса фронтонов. Каким он был у церкви Воскресения Господня, мы пока не знаем. У храмов Спаса Преображения в Пидьме и святителя Николая в Согиницах этот фриз закрывает (или закрывал) повал нижнего восьмерика. На каждую грань приходится по два фронтона со сливами для воды.

Возможно, эти особенности объясняются местными традициями или влиянием второго источника – новгородского деревянного зодчества. Много общего конструкция и оформление интересующих нас церквей имеют с храмом во имя иконы Божией Матери «Знамение» в городе Тихвине, изображенной на плане 1679 года. На рисунке хорошо видно, что данная церковь представляла собой восьмигранный сруб (во всяком случае, в верхней части) и была украшена двумя «фронтончатами» поясами. Один пояс проходит непосредственно под шатром, другой, как и у храмов на реке Важенке, закрывает повал нижнего яруса. Такой декор использовался для украшения храмов прионежской школы: церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Гимреке 1695 года и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах 1694 года. Достаточно достоверно прорисован прямоугольный прируб трапезной, крытой на два ската, с западной стороны. Воздействие новгородской деревянной архитектуры на облик церкви святителя Николая в Согиничах и других храмов Воскресенского Важинского погоста косвенно может быть подтверждено существованием на землях погоста вотчины Хутынского монастыря и Софийской вотчины новгородского митрополита (см. выше) [6].

Немаловажным свидетельством воздействия северо-двинского зодчества на архитектуру церквей Важинского погоста можно назвать конструкцию колокольни храма святителя Николая в Согиничах 1696 год (изображений колоколен Спасо-Преображенского и Воскресенского храмов не сохранилось). Со столпом ее соединяет не только трапезная, но и дополнительные сени, что побудило исследователей предположить разное время возведения колокольни и церкви [2,10,21]. Нижний ярус колокольни «срублен» как обычно в подобных сооружениях – это невысокий четверик. Интересен второй ярус, выполненный не в виде восьмерика, как это было принято, а в форме шестерика. Одним из немногих аналогов такого решения может служить колокольня 1665 года церкви свт. Иоанна Златоуста в селе Саунино недалеко от Каргополя. В прионежских землях примеров подобных колоколен мы не знаем. К сожалению, колокольня храма святителя Николая со временем утратила некоторые детали своего декора. На фотографиях XIX века хорошо видно, что арки ее яруса звона в то время поддерживали двенадцать резных столбиков (по два столбика на грань) [9]. В настоящее время это простые столбы без всякого декора. Известно, что ярус звона был перестроен в 1926 году, и именно тогда были утрачены детали его декора [10].

В настоящее время из внутреннего иконописного убранства храма сохранились только те иконы и детали иконостаса, что были вывезены и находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге [21]. Единственным украшением интерьера остается уникальная резьба. Потолок выполнен «в косяк» из небольших дощечек. Поддерживают его деревянные столбы, украшенные «дыньками» и «жгутиками». Особенно необычны отходящие от них кронштейны: от каждого столба на две стороны смотрят лошадиные головы. Этот мотив довольно часто встречается в северной народной резьбе, но почти не известен в оформлении храмов.

Важинский Воскресенский погост очень сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Храм Спаса Преображения в Пидьме сгорел, а у церкви святителя Николая в Согинцах находилась в аварийном состоянии часть шатра. Была повреждена и колокольня. Восстановительные работы проводились в 1973-1975 году под руководством архитекторов М. Коляды и И. Марчет [10,21]. Сейчас этот последний уцелевший в своем первозданном виде «важинский» храм прионежской школы вновь нуждается в реставрации.

Библиография:

[1] Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С.: 13-24; 39-50; 55; 84-85. Он же. Памятники деревянного зодчества в Карело-Финской ССР. М., 1955. С.: 103-112

[2] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 42, 115, 120, 121, 124

[3] Орфинский В.П. Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003». Петрозаводск, 2003. С.: 396-401. Он же. Особенности деревянного культового зодчества Карелии // Архитектурное наследие. М., 1983. С.: 17-28. Он же. Архитектурный идеал русского православия и его локальные этнокультурные варианты в традиционном храмостроительстве территорий // Православие в Карелии. Материалы республиканской научной конференции (24-25 октября 2000 г.). Карелии и сопредельных Петрозаводск, 2000. С.: 20-34

[5] Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. Л., 1930. С.: 86-103

[6] Древние исторические памятники Олонецкого края: Писцовые книги 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов Никиты Федоровича Панина и подьячего Семена Копылова. №6. // Олонецкие губернские ведомости. 1849. № 1- 6 (часть неоф.); Исторические и юридические акты Олонецкого края: Писцовые книги 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова. № 14 // Олонецкие губернские ведомости. 1850. № 12 – 46-47 (часть неоф.)

[7] Савандер К.Ю. К вопросу о пропорционировании деревянных шатровых храмов Российского Севера // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. : 99-114

[8] Мильчик М. И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С.: 27

[9] Описание храмов Олонецкой губернии // Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1915. Вып. 57. С.: 125-177

[10] Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.: 71-74

[11] Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Локальные особенности его формирования // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003». Петрозаводск, 2003. С.: 283-286; Она же. Об уточнении датировки церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С.: 136-150; Она же. Покровская церковь Кижского погоста. Исторические сведения о работах // Кижский вестник. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С.: 19-30

[12] Крохин В.А. Формообразование Кижского ансамбля // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С.: 151-172

[13] Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 123-138

[14] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. С.: 79-90

[15] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 60-67

[16] Макарова Т.Л. Графическая реконструкция Варлаамовской церкви в вепсском селе Рыбрека // Народное зодчество. Петрозаводск, 1998. С.: 213-223

[17] Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Пг., 1916. Ч.1: Деревянное зодчество. С.: 241-243

[18] Вахрамеев Е.В. Новые исследования Варваринской церкви в д. Яндомозеро Карельской АССР (проблемы реставрации) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1998. С.: 81-94

[19] Бодэ А.Б. Древние новгородские традиции в деревянном культовом зодчестве северо-западных областей России XVI – XVIII вв. // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 6. «Переломы эпох». М., 2005. С.: 68-89; он же. К вопросу об истоках архитектурного решения Преображенской церкви Кижского погоста - http://niitiag.ru/publications/biblio/biblio_0102a.html (Bode A. Regarding Sources of Architectural Concept of Preobrazhenskaya Church of Kizhskiy Churchyard // Wooden Architecture in Karelia II: Wooden Architecture as Phenomenon of National Culture. Edizioni Firenzi, 2009. Р. 154-159)

[20] Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. С.: 71

[21] Голицын Ю.М., Голицына Г.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.: 209-213

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.