БАТМАНЫ. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. КОМПЛЕКС, 19 в.
Поставлена на северной окраине села, у дороги, ведущей к центральной площади. Церковь сооружена в 1827-69 гг. на средства прихожан и двух кинешемских купцов, А.П. Поленова и Н.А. Разорёнова; трапезная и колокольня выстроены в 1884-96 гг. Примерно в это же время сооружена часовня. Стены обоих зданий кирпичные, покрытые обмазкой. Церковь Рождества Богородицы. Богатый сельский храм с оригинальной композицией соединяет в себе черты архитектуры классицизма и национальных традиций, характерных для 2-й пол. 19 в. Приземистый четверик с невысоким аттиковым поясом завершен мощным пятиглавием: на низких широких глухих барабанах установлены сплюснутые луковичные главы с чешуйчатым покрытием. Крестообразный рисунок плана образован примыкающими с трех сторон крупными экседрами, а с запада (первоначально) - равным им по ширине прямоугольным притвором, который позднее вошел в объем трапезной, одинаковой ширины, уже с четвериком. В помещениях трапезной по сторонам притвора разместились алтари приделов, отмеченные снаружи небольшими главками. В общей объемно-пространственной композиции доминирует примыкающая с запада высокая четырехъярусная колокольня, завершенная луковичной главкой на фигурном постаменте, окруженном кокошниками.
Четверик и экседры объединены широким антаблементом, опирающимся на трехчетвертные колонны, поставленные в межоконных простенках; стены по сторонам экседр рустованы. Проемы расположены в два яруса: внизу прямоугольные, вверху полуциркульные, - прием, характерный для позднего классицизма. Фасадное убранство трапезной отличается немногим: карниз дополнен рядом сухариков, вместо трехчетвертных — полуколонны, верхние проемы - ложные. Обработка фасадов колокольни свидетельствует о влиянии барокко. Парные полуколонны по сторонам арок во всех ярусах поставлены с выпуском углов, причем во втором ярусе углы раздвоены; между парами полуколонн переброшены положенные на стену дугообразные арки. В основном объеме храма четыре пилона сложной формы и подпружные арки делят пространство на отдельные боковые ячейки, перекрытые коробовыми сводами, в экседрах - конхи. Над центральной ячейкой - восьмилотковый свод, переходящий в зеркальный. В двустолпной трапезной — система коробовых и крестовых сводов, в первом ярусе колокольни - крестовый свод. На арках четверика — орнаментальная роспись маслом кон. 19 в. Сохранилась архитектурная основа иконостаса в стиле классицизма сер. 19 в.: его центральная часть в четыре яруса соединена с одноярусными боковыми.
Краткие статистические сведения.., 1911, с. 130. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 457-458
PS. В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2» допущена ошибка. Главный престол храма освящен в честь Рождества Христова.