ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Острецово. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Димитрия Ростовского, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1770 и 1811.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ивановская область, Родниковский район, с.Острецово.

Координаты:57.202409, 41.555695
Проезд:На дороге Иваново-Кинешма повернуть в Родники. Проехать до Родников и повернуть на объездную дорогу налево. Доехав до мкр. "Машиностроитель" повернуть налево и ехать в сторону ст. Горкино. Далее по указателям.


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Острецово - Родниковский район - Ивановская область
Ив Мерлу
28 августа 2002
Церковь Троицы Живоначальной - Острецово - Родниковский район - Ивановская область
Ив Мерлу
28 августа 2002
Церковь Троицы Живоначальной - Острецово - Родниковский район - Ивановская область
oldboy
6 октября 2018
Церковь Троицы Живоначальной - Острецово - Родниковский район - Ивановская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
14 апреля 2007
Церковь Троицы Живоначальной - Острецово - Родниковский район - Ивановская область
Александр Манжосов
20 сентября 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  29 августа 2006

В 1720 году началось строительство Свято – Троицкого храма на средства известного в России купца и мецената Трофима Илларионовича Лялина. Это самый древний храм в Родниковском районе и один из наиболее сохранившийся в первоначальном виде храмов во всей Ивановской области.
В 1911 году во время последней реставрации храма, все фрески храма были заменены на росписи более реалистического письма, исполненных по эскизам известного в России художника – Васнецова. Одна из достопримечательностей храма – это уникальный сохранившийся в первоначальном виде резной барельефный иконостас. Храм, построенный Трофимом Лялиным с крестьянами, воплотил в себя всю идею Русского православия. Центральный придел освящен в честь Пресвятой Троицы, правый придел в честь Пресвятой Богородицы и левый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, составителя «Жития святых». Основание храма выстроено в виде четвероконечного креста. До революции в угловых башнях храма находились часовни и иконные лавки. При храме имелось церковно-приходское кладбище, на котором захоронена вся семья Трофима Лялина.
С 1770 года богослужения в этом храме не прекращались. Многие иконы и утварь пожертвованы для храма известными князьями и купцами.
8 июня в 1972 году во время грозы произошло возгорание колокольни. Крест с колокольни упал 15 июня, а купол, прогоревший один месяц, упал 8 июля.
Информация с сайта История села Острецово

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  23 апреля 2007

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ. КОМПЛЕКС, посл, треть 18 - 19 в.
Комплекс, состоящий из церкви, отдельно стоящей колокольни, дома причта и ограды занимает участок неправильной формы в центре села на торговой площади, на которой проводились ежегодные ярмарки. В храмозданной надписи, появившейся при обновлении и росписи церкви Троицы в 1911 г., говорится, что она выстроена в 1770 г. на средства помещика Т.И. Лялина с крестьянами. Исходя из дат на плитах пола (1809), упомянутой надписи и самой архитектуры памятника в стиле зрелого классицизма, можно предположить, что самая ранняя дата относится в началу сильно затянувшегося строительства, оконченного лишь в 1811 г. Высокая колокольня, стоящая к западу от храма в линии ограды, выстроена в 1-й пол. 19 в. в формах позднего классицизма. К этому же времени относятся четыре угловые башни ограды. Существующая ограда и расположенные на одной оси северные и южные ворота сооружены в кон. 19 в. В этот последний период к колокольне пристроен дом причта, а к храму - небольшая крещальня. Сооружения этого времени выполнены в духе эклектики. Несмотря на разновременность построек, комплекс обладает редкой художественной цельностью, представляя большой интерес для архитектуры области. Особую ценность ему придает своеобразная и выразительная по силуэту церковь.
Церковь Троицы. Кирпичные стены оштукатурены, базы и капители выполнены из белого камня. Центрический четырехстолпный пятиглавый храм периода классицизма с оригинальным завершением. Квадратный в плане двусветный объем обогащен примыкающими с трех сторон (кроме восточной) тосканскими портиками с фронтонами. Крупные световые барабаны с купольным покрытием увенчаны ярусными чешуйчатыми главами луковичной формы.
Убранство фасадов характерно для раннего классицизма. Слегка срезанные углы четверика раскрепованы. Широкий антаблемент переходит с основного объема на портики. Окна нижнего яруса прямоугольные и арочные (в портиках); типично использование круглых и небольших прямоугольных окон второго света и объединение их с нижними проемами вертикальными нишами. Наличники окон рамочные, с полочками или сандриками в завершении. Центральный барабан прорезан восемью прямоугольными окнами и повышен аттиком; в угловых барабанах аналогичные окна рас¬положены по сторонам света.
Центральная часть храма перекрыта куполом, барабан которого опирается на мощные пилоны и подпружные арки. Для перехода к барабану использованы сферические тромпы необычной формы. В рукавах креста — лотковые и полулотковые своды. Угловые ячейки усложнены полукруглыми нишами в стенах. Пол выстлан чугунными плитами.
Интерьер расписан масляными красками в 1911 г. На западной стене около входа сохранились надписи. С южной стороны: "Сооружен сей святой храм во имя святой Троицы с благословления архиепископов Суздальских в 1770 году попечением помещика Трофима Илларионовича Лялина с крестьянами". С северной стороны: "Обновлен сей св. Храм в 1911 году с благословления преосв. Тихона епископа Костромского и Галичского при благоч. свящ. Отце Василии Потапове и настоят, церк. свящ. отце Василии Лебедеве при ктиторе В.П. Орлове". Композиции нижнего яруса в притворе прописаны маслом в сер. 20 в. с искажением стиля и колорита. Ряд сцен в притворе и придела имеет значительные утраты.
Роспись церкви - произведение в стиле модерн, для которого характерны подчеркнутая линеарность, придающая изображениям манерную утонченность, и сдержанный, приглушенный колорит, построенный на темно-синих, глубоких зеленых, красновато-коричневых тонах с позолотой в орнаменте. Отдельные сцены по иконографии и манере исполнения повторяют стенопись Владимирского собора в Киеве- (на сводах храма и притвора, в барабане, в северной и южной апсидах, в изображении евангелистов). Ряд композиций выполнен в духе позднеакадемической живописи ("Сошествие Св. Духа", "Вход в Иерусалим", "Благословление детей"). Изображения отдельно стоящих святых стилизованы в духе древнерусской живописи.
Расположение и иконографический состав композиций традиционны для 2-й пол. 19 - нач. 20 в. В куполе написана "Новозаветная Троица", между окнами барабана — пророки, в тромпах - евангелисты, между ними сцены "Преображение", "Воскресение" и "Вознесение", четверик отделен от барабана профилированным лепным карнизом сильного выноса. Над арками четверика помещены "Вход в Иерусалим", "Рождество Христово" и "Сошествие Св. Духа". Важную роль в росписи играет изысканный орнамент на арках, пилонах и в обрамлениях, включающий растительные и геометрические мотивы, кресты и маковки храмов.
В западном притворе композиции на евангельские темы выполнены в два яруса на торцовых стенах. На восточном склоне свода - "Ветхозаветная Троица". В боковых рукавах-приделах живопись также расположена в два яруса: в северном (на склоне свода) - явления Христа после Воскресения; в южном - две сцены из богородичного цикла. Внизу между окнами написаны святые. В притворе южного придела (в барабане и на стенах) сохранились изображения святых 2-й пол. 19 в.; в притворе северного придела - фрагмент классицистической живописи 1-й пол. 19 в. (изображение Христа).
Главный иконостас относится к посл., трети 18 в. Тогда же написаны иконы; во 2-й пол. 19 в. некоторые из них поновлены и выполнена живопись в нижней части иконостаса, над карнизами, на боковых вратах, а также обрамления икон местного чина.
Эффектный памятник в стиле барокко, отличающийся стройностью композиции и нарядностью пластичной резьбы. Двухъярусное сооружение (в каждом ярусе - иконы двух чинов), боковые грани которого поставлены слегка под углом, завершено иконой "Похвала Богоматери" с лучковым сандриком и над ней - овальным барельефом "Новозаветная Троица". Переходом к более узкому второму ярусу служат волюты, повторенные в основании верхней иконы. Поверхность иконостаса оживлена небольшими выступами, подчеркнутыми раскреповками антаблементов — профилированного межъярусного и более простого венчающего, отчего вся композиция приобретает легкость и динамичность. Основное декоративное убранство сосредоточено на царских вратах. Это оригинальное произведение трактовано в виде барельефной композиции "Ветхозаветная Троица", редко встречающейся на царских вратах: в ней представлены три ангела и высоко раскинувшийся над ними мамврийский дуб. В завершении врат - балдахин с резными драпировками, обрамляющими скульптурных ангелов, несущих корону, и головки херувимов. Скульптурные изображения, выполненные в несколько наивной, примитивной манере, близки народной деревянной скульптуре. Лики ангелов выкрашены в розовый цвет, волосы - в черный.
Пышная позолоченная резьба в обрамлениях больших икон второго яруса и картушах придает иконостасу праздничный облик. Этому способствуют также скульптурные изображения ангелов с трубами, поддерживающих гирлянды по сторонам иконы "Похвала Богоматери". Убранство дополнено тонким тиснением по позолоченному левкасу. Сень в главном алтаре в виде беседки-ротонды - изящное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Восемь парных колонок несут высокий антаблемент с резной драпировкой, увенчанный ажурным сферическим куполом с барабанчиком в завершении. В алтаре сохранились две иконы 17 в.
Трехъярусный иконостас южного придела - памятник в стиле классицизма сер. 19 в., со сложным построением и богатой насыщенной резьбой с мотивами барокко. Иконы написаны в сер. 19 в. Центральная часть в три оси выдвинута вперед и соединена с боковыми вогнутыми участками (северная боковая грань из-за небольших размеров придела поставлена вдоль стены). В нижнем ярусе колонки с коринфскими капителями поддерживают крепованный антаблемент. Необычно решен второй ярус: его среднюю часть, прорезанную полукруглой аркой и завершенную фронтоном, занимает оригинальная скульптурная композиция "Распятие", которой отведено главное место в декоре иконостаса. Скульптурные изображения Христа на кресте и предстоящих даны на фоне барельефных зданий с шатрами и башнями Иерусалима, по своей архитектуре напоминающих сооружения 17-18 вв. Чуть ниже расположены скульптурные ангелы с рипидами. Арка окаймлена резной ниспадающей драпировкой. В верхнем суженном ярусе два небольших двухколонных портика соединены широкой аркой, под ней расположена многофигурная скульптурная композиция "Воскресение". Иконостас обильно декорирован несколько тяжеловатой резьбой плотного рисунка, выполненной в духе барокко (царские врата, картуши) и классицизма (на антаблементах). Убранство дополняют резные цер¬ковные атрибуты на постаментах с розетками (второй ярус) и мягко скругленные волюты (третий ярус).
Двухъярусный сборный иконостас северного придела - типичный памятник 2-й пол. 19 в., с композицией, выдержанной в русском стиле, и псевдобарочной декоративной резьбой. Иконы - кон. 19 - нач. 20 в. Колонны в первом ярусе и пилястры в суженном втором соединены арками. Паникадило с подвесками 1-й пол. 19 в., в стиле классицизма. Три киота в приделах - также в стиле классицизма 1-й пол. 19 в., а еще два - в духе эклектики 2-й пол. 19 в.
Колокольня отличается подчеркнутым вертикализмом. Кирпичные стены сооружения побелены. Все четыре яруса - четверики, слегка уменьшающиеся в плане; три верхних - с арочными проемами. Купольная кровля прорезана люкарнами и завершена главкой на стройном четырехгранном барабане.
Декоративная обработка фасадов графична и несколько однообразна: углы четвериков и профилированные карнизы раскрепованы, широко использованы филенки. В третьем ярусе на углах поставлены тосканские полуколонки, в четвертом - более тонкие ионические полуколонки фланкируют проемы.

Памятная книжка Костромской губернии на 1862 г., с. 305; Беляев, 1863, с. 172; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 175-180


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.