В 1751 году коллежский асессор К.М.Матвеев (1703-1775),
«энергичный промышленник из тульских крестьян», купил у корнета
лейб-гвардии Конного полка Александра Яковлевича Голицына деревню
Остафьево и сельцо Климово. Новый хозяин сразу же соединяет Остафьево с
Климовым плотиною через речку Любучу и строит барский дом. В 1758 году
Матвеев основывает в Остафьеве сначала красочную, а затем суконную
фабрику, положившую начало распространению по всей округе
прядильно-ткацкого производства.
После его смерти все наследство перешло к жене Анисье, которая в 1778
году получила разрешение на перенос престола великомученика Георгия из
старой церкви принадлежащего ей села Резаново. В 1781 году постройка
храма была завершена и деревня Остафьево стала именоваться селом
Остафьевым. По прошению хозяйки «в вотчине ее Пехрянской десятине
деревни Остафьевой» велено его Преосвященством Платоном, архиепископом
Московским и Калужским, освятить 1 июля 1782 года новопостроенную
церковь «во имя Живоначальные Троицы и в приделе Великомученика
Георгия».
Об авторстве проекта остафьевской церкви, к сожалению, сведения не
сохранились. Построенная очень удачно на высоком месте из красного
кирпича, оштукатуренная, с белокаменным и лепным декором, она имеет
интересное объемное решение основной части храма, представляющее
сочетание четверика и вписанной в него ротонды, перекрытой куполом с
люкарнами. Композиция плана указывает на тесную связь памятника с
культовой архитектурой барокко. С западной стороны к основному объему
храма примыкают трапезная, служившая земней церковью, а с восточной –
алтарная часть, выполненная одинаково как по высоте, так и по ширине.
Колокольня – трехъярусная, обработана аналогично основной части храма. В
1866 году вокруг церкви П.А.Кудряшовым была сделана кирпичная ограда,
заполненная деревянным резным узором, простоявшая около ста лет.
С самого начала XIX века, когда владельцами Остафьева стало семейство
князей Вяземских, это место становится одним из центров отечественной
культуры. И многие из приезжавших к ним, несомненно, приходили в церковь
Живоначальной Троицы. Первый хозяин Андрей Иванович Вяземский
(1754-1807) – прямой потомок Владимира Мономаха, генерал-поручик,
действительный тайный советник и кавалер, прекрасно образованный, был
яркой и самобытной личностью. После его смерти Остафьево переходит к
сыну – князю Петру Андреевичу Вяземскому (1792-1878) – известному поэту и
литературному критику, не раз принимавшего здесь своего друга
А.С.Пушкина. Затем имение переходит к его сыну - князю Павлу Петровичу
Вяземскому (1820-1888) – историку и библиографу, ученому-палеографу,
основателю Общества любителей древней письменности.
Почти двенадцать лет прожил в Остафьеве императорский историограф
Николай Михайлович Карамзин – голос и совесть целой эпохи. Здесь, по его
словам, «…текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные
семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине
страстей мятежных». И, как православный человек, он, приходя в храм
Остафьевской земли, находил покой и отраду своей душе, утешение в
скорбях, мужество и терпение, составляя «ноты русской истории» под
названием «История государства Российского».
Стены храма, как и усадьба «Русский Парнас», хранят память о людях из
первого ряда национальной культуры, цвете умственной интеллигенции. Это
поэты К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин – дядя великого поэта,
А.И. Тургенев – близкий друг Н.И. Новикова, писателя, журналиста и
издателя, дружившего с А.И. Вяземским; граф А.И. Мусин-Пушкин –
государственный деятель, археограф, историк и коллекционер,
прославившийся открытием и первой публикацией «Слова о полку Игореве»;
писатель М.М. Херасков, баснописец И.И. Дмитриев, историк М.П. Погодин;
будущие декабристы В.К. Кюхельбекер, М.С. Лунин; Н.И. Тургенев, герой войны
1812 года поэт Денис Давыдов; наконец, А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич,
Н.В. Гоголь и сам Александр Сергеевич Пушкин.
Последним владельцем Остафьева из рода Вяземских был князь Петр Павлович
Вяземский – правнук Андрея Ивановича. В 1898 году он продал Остафьево
историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918), женившемуся
еще в 1868 году на его сестре Екатерине Павловне Вяземской. При
Шереметевых Остафьево вновь стали посещать видные деятели литературы и
искусства.
Около паперти бокового входа в храм находились три могилы (в 1930-е годы
их сравняли с землей вместе с другими) малолетних детей князя Петра
Андреевича. В 1929 году рядом с ними была захоронена дочь Павла
Петровича, 80-летняя графиня Екатерина Павловна Шереметева, урожденная
княжна Вяземская. Эта могила также была поругана, однако восстановлена
сотрудниками музея-усадьбы Остафьево в 1991 году.
Всех священнослужителей, как и положено, хоронили около церкви, а самих
священников – у стен алтарной ее части. Последними из священников были
захоронены Михаил Петровский в 1922 году и Александр Архангельский в
1929 году.
Первый ущерб храму был нанесен властями в 1922 году, когда по акту
изъяли все, что было сделано из драгоценного металла. Тем не менее
церковная служба продолжалась, и все оставшееся содержалось в полном
порядке. Богослужение в 1930-е годы вели священник Василий Иванович
Крымкин, дьякон Василий Сергеевич Моисеев и его брат псаломщик Николай
Сергеевич плоть до закрытия церкви.
В начале 1929 года распоряжением Мособлисполкома было решено закрыть
остафьевскую церковь и передать ее под клуб местной камвольно-прядильной
фабрики. Однако, после внеочередного заседания церковного Совета, на
котором против этого решения выступила Е.П.Шереметева с призывом
защитить храм, верующие категорически отказались закрыть его.
К 1935 году богослужение в храме практически прекратилось. Началось
окончательное варварское разграбление. Часть икон использовали как
строительный материал для настилки «черных» полов в местной школе,
другую часть разнесли по домам жители, а оставшиеся – предали огню. В
1937 году храм окончательно закрыли. Священника и псаломщика
репрессировали. Колокола сняли, уничтожили главки с крестами. Наиболее
ценные предметы вывезли в различные учреждения или расхитили. В храме
устроили зернохранилище.
В годы войны в пустующем здании церкви была столовая для военных
Остафьевского аэродрома. После войны там хранили сельхозпродукты.
Последующие долгие годы, вплоть до возвращения храма его истинным
владельцам, в нем размещался швейный цех.
24 сентября 1989 года сход жителей села Остафьево принимает решение о передаче церкви Московской патриархии.
10 февраля 1991 года, по совпадению с днем памяти А.С.Пушкина, в
остафьевском музее было проведено учредительное собрание, решившее
вопрос создания общины прихожан церкви Святой Троицы в селе Остафьево.
Всю весну и лето добровольные помощники, вместе с сотрудниками музея,
старательно наводили порядок вокруг храма, убирая мусор, накопленный за
последние десятилетия; а 18 августа священник Подольского Троицкого
собора Вячеслав Дреев совершил первый молебен около церкви, но уже на ее
территории.
http://www.podolskoe.ru/ostafyevo/main.htm