ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. КОМПЛЕКС, кон. 18 - нач. 20 в.
Стоит в южной части кладбища, расположенного на восточной оконечности села, у перекрестка двух основных улиц. Церковь Благовещения, выстроенная из кирпича в 1787 г., составляла с более ранним деревянным храмом Троицы (1754, не сохр.) комплекс, художественную выразительность которого усиливала кирпичная ограда с крупными воротами на западной стороне и башенками по углам (сохранилась одна северо-западная с фрагментом ограды до ворот). Позднее в юго-западном углу кладбища перед церковью поставили кирпичную часовню-столбовку. Церковь Благовещения, первоначально имевшая небольшую высоту основного объема, была в сер. 19 в. увеличена глухой деревянной надстройкой стен четверика. При этом своды как самого четверика, так и трапезной заменили плоскими перекрытиями. Нижний ярус колокольни обстроили палатками по сторонам и открытым крыльцом у западного входа. Часть проемов пробиты вновь, наличники перетесаны.
Характерный для Приволжского региона скромный сельский храм в традициях архитектуры 17 - нач. 18 в. Основные композиционные объемы: бесстолпный односветный четверик под четырехгранной выпуклой кровлей с луковичной главой, пониженная пятигранная апсида и трапезная с поднимающимся над ее кровлей восьмериком шатровой колокольни - вытянуты вдоль главной оси. Столь же характерно для местного зодчества этого времени убранство фасадов: лопатки, охватывающие углы объемов, ширинки под арками звона колокольни и слухи на ее шатре, наличники (сохранился на восточной грани алтаря) с двухкилевидным завершением и колонками по сторонам. В то же время широкие профилированные карнизы, а также ушки рамочных наличников свидетельствуют о влиянии барокко. Роспись храма и трапезной выполнена масляными красками во 2-й пол. 19 в. Поновлена с искажением первоначального стиля и колорита в сер. 20 в. Двухъярусный иконостас (верхний ярус в два чина) - типичное произведение 2-й пол. 19 в. в духе эклектики. К тому же времени относятся иконы. Это небольшое сооружение, боковые части которого поставлены под углом, с углублениями по осям трех врат. Междуярусный и венчающий антаблементы - с рядами зубчиков. Царские врата, украшенные объемной резьбой в духе барокко, фланкированы двумя увитыми листвой колонками, которые несут полуциркульную арку. Пилястры декорированы плоской накладной резьбой. Посеребренные чеканные оклады на иконах Богоматери и Христа, пышно декорированные картушами и завитками, — в стиле барокко кон. 18 в.; тогда же выполнено скульптурное Распятие. Придельный соборный иконостас в трапезной относится к кон. 19 - сер. 20 в. Паникадило в храме - кон. 19 в.
Информация: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Ивановская область, часть 3