ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимировка. Церковь Спаса Преображения в Натальевке.


Владимировка. Церковь Спаса Преображения в Натальевке
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурные стили:Модерн, Неорусский стиль
Год постройки:Между 1911 и 1913.
Архитектор:А.В. Щусев (автор проекта), А.М. Рухлядев (строительный надзор)
Адрес:
Украина, Харьковская область, Богодуховский район, село Владимировка

Координаты: 50.074301, 35.288539



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
27 мая 2010
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, , Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
als
3 июня 2006
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, 1915 год<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
1915 год
Сергей Ковров
1 июня 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, 1915 год<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
1915 год
Сергей Ковров
1 июня 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, Вид с северо-запада, 1915 г.<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Вид с северо-запада, 1915 г.
Елена Григорьева
1 июня 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, Рис. из журнала "Столица и усадьба"<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Рис. из журнала "Столица и усадьба"
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, Фото из журнала «Столица и усадьба» №32 за 1915 год.<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Фото из журнала «Столица и усадьба» №32 за 1915 год.
Алексей Кротов
1 января 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, Из журнала: "Столица и усадьба". 1915 №32, с. 1914-1915 гг.<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Из журнала: "Столица и усадьба". 1915 №32, с. 1914-1915 гг.
Алексей Кротов
1 января 1915
Церковь Спаса Преображения в Натальевке, Эскиз А. В. Щусева, 1911 год<br>, Владимировка, Богодуховский район, Украина, Харьковская область
Эскиз А. В. Щусева, 1911 год
Сергей Ковров
1 июня 1911



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Спаса Преображения в бывшем имении сахарозаводчика Павла Харитоненко

Павел Харитоненко заинтересовался древнерусской живописью. Постепенно сформировалась коллекция старинных русских и украинских икон. Под конец жизни у него возникла идея построить у себя нечто вроде культурного центра. Кроме икон и картин имелись еще предметы декоративно-прикладного искусства, старинные церковные книги. Видимо, все это богатство хотелось достойным образом хранить, показывать понимающим людям и, в конце концов, сохранить для потомков. Павел Иванович начинает строительство комплекса. Храму Спаса - особое внимание. Собственно, наличие собрания икон и подсказало идею заложить храм в 1911 г. (в то время даже одержимые коллекционеры понимали, что место иконы в храме. К созданию проекта Павел Иванович привлек молодого, но уже известного архитектора Алексея Щусева. Щусев сомневался, принимать ли предложение, но всю семью Харитоненко ему наилучшим образом отрекомендовал сам Михаил Нестеров, большой художник, который завязал в Москве тесную дружбу с Павлом Харитоненко.

В создании храма принимали участие скульпторы Александр Матвеев и Сергей Коненков, художники Мстислав Добужинский, Александр Савинов. Кстати, Сергей Коненков тоже был "сосватан" московским живописцем Виноградовым. Коненкову принадлежит барельеф "Распятие" на северном фасаде храма. Работал над ним скульптор не на месте, а во время своего пребывания в Афинах. Нам рассказывали, что первоначальный вариант "Распятия" Павлу Ивановичу не понравился. Сергей Коненков приехал, посмотрел... И вместо того чтобы стать в позу оскорбленного маэстро, согласился: "Да, не то". И побеседовав с заказчиком, сделал другой вариант. Роспись интерьеров делал Александр Савинов. Он изучал фрески Ферапонтова монастыря, Новгорода, Ярославля. Традиции использовал, но привнес новое: мотивы Ренессанса. Особенно сочный колорит, изображения животных. Работал не по сырой штукатурке, а в особой технике силикатной живописи. В оформлении храма использовались оригинальные западноевропейские медальоны "Архангел", "Голубки", "Иисус в темнице" и "Иисус скорбящий". Мозаичная икона "Пантократор" предположительно выполнена по эскизу Николая Рериха. И все это слилось в единый ансамбль, как собрались могучие таланты выполнять заказ сумского сахарозаводчика. Как это вышло? Деньги? Нет, здесь что-то другое. Это здание называют наиболее эффектной постройкой знаменитого архитектора Алексея Щусева. Если почитать то, что о нем написали специалисты, то можно заблудиться в искусствоведческой терминологии.

Одни источники утверждают, что храм построен в русско-романском стиле, другие о романских мотивах молчат и говорят об использовании традиций Псковского, Новгородского и Владимирского зодчества. Сходятся в одном - сделано без слепого копирования готовых образцов. А вот что писал об этой своей работе сам Алексей Щусев: "Ложный классицизм холоден, безразличен, а архитектура - живое искусство. Я брал для своих произведений характерные пропорции. Характерная пропорция для маленькой церкви. - большая глава". Храм действительно невелик и отличается довольно крупной "маковкой". На стенах почти нет свободного места - рельефы, росписи. И не похоже это на воплощение амбиций нувориша сделать все "по-богатому". Здесь красота присутствует в чистом виде. Дух, воплощенный в материале. В материи... При большевиках, конечно, многое пало. В самом храме была устроена котельная, так что фрескам можно только посочувствовать.

Алексей Сикорский


als  13 июля 2006

Спасская церковь. 1911-1913 гг. Построена по проекту академика А. В. Щусева, составленному в 1908 г. Руководил работами архитектор А. М. Рухлядев. Композиция и архитектурный образ являются творческой переработкой зодчим форм древней псковско-новгородской архитектуры. ПЗ кирпичная, облицованная снаружи хорошо обработанным известняком, внутри оштукатурена. Сооружение трехмастное, однокупольное. В основе плана прямоугольник, включающий неф, от которого стеной с портальной аркой отделена алтарная часть с маленькой полукруглой апсидой; квадратный в плане притвор уже нефа. С севера примыкает небольшая ризница, с юга — колокольня. Перекрытия сводчатые. Купол — полусферический свод на высоком круглом барабане — завершен большой непропорциональной сооружению луковичной главой, придающей сооружению архаичность. Стены центральной части щипцовые, западный притвор — в форме кокошника, боковые — срезаны под крутой скат, продолжающий уклон нефа. Кровля медная, купол покрыт железом. Под всей церковью и колокольней подвал, перекрытый системой крестовых и полуциркульных сводов, выполненных в кирпиче и бетоне. Вход в подвал с восточной стороны по крутой кирпичной лестнице.

Главный фасад богато украшен резьбой по камню. Пилястры, фланкирующие главный вход, украшены розетками с погрудными изображениями. Орнаментом растительного характера покрыт тимпан фронтона западного фасада, между окнами барабана купола и на стенах резные вставки, на южной стене нефа большой горельеф. Резьбу по камню выполнили скульпторы С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, С.А. Ивсеев, мраморщики В. Елизаров, С. Круглов, Е. Соколов. Над входом мозаичные изображения. Интерьер расписан художником А.И. Савиновым, забелен. Колокольня кирпичная, облицована, как и церковь, известняком, двухъярусная. Первый ярус — квадратный в плане, второй — восьмигранный, образован пилонами, соединенными между собой полуциркульными арками, завершен шлемовидной позолоченной главой. Соединена с церковью переходом с крыльцом. Одно из самых лучших сооружений подобного типа начала XX в. на территории УССР.

www.dalizovut.narod.ru


als  27 января 2008

Свято-Спасо-Преображенский храм (Владимировка, Краснокутский район)

29 июня 1911 года действительный статский советник Павел Иванович Харитоненко заложил храм во имя Всемилостивого Спаса, в «знак милости Божьей, явленной роду Харитоненко». Вел строительство академик Алексей Щусев. Над красотой храма работали лучшие художники и архитекторы того времени. В кладку стен были вмонтированы средневековые рельефы, привезенные из Европы. В интерьер поместили редчайший экспонат крест, вырубленный из камня более 900 лет назад. Рядом с церковью, выстроенной в старо-псковско-новгородском стиле, возвели необыкновенной формы колокольню.

Кропотливо работал над росписью стен знаменитый художник А.И. Савинов, возрождая в интерьере храма старинную технику фрески. Для этого ему пришлось поселиться в Наталовке (Владимировка) на целых три года. 7 июля 1913 года потрясающее по красоте и уникальное, по сути, строение было освящено.

Спасо-Преображенский храм был храмом-музеем принадлежащей П. Харитоненко уникальной коллекции старинных икон ХII-ХVII века и предметов церковной старины. Коллекция насчитывала около 200 шедевров. Стоимость древних икон храма оценивалась в 150 тысяч рублей. На берегу Средиземного моря, возле Ниццы, украинской и российской диаспорой была построена копия Владимировского Спасо-Преображенского храма. А в родной Владимировке с грустью и с надеждой смотрят со стен лики святых. Многое им пришлось увидеть и притоны, и бильярдный стол, и библиотеку, и котельную в помещении храма. Только с 2001 года возобновилась служба. Но не перезваниваются колокола, нет больше курантов; их украли. Есть только надежда на то, что когда-нибудь возродится храм-музей, прославивший своей красотой и уникальностью маленький уголок родной слободской земли.

Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005


Сергей Ковров   30 октября 2018

Павел Иванович Харитоненко планировал разместить в стенах церкви свою уникальную коллекцию древних икон, церковных книг и утвари; жемчужинами коллекции были 11 икон новгородского письма 15-16 вв. Иконы из этого собрания демонстрировались в Москве на художественной выставке, посвященной 300-летию Дома Романовых. Эксперты оценили их в 150 тысяч рублей! – немыслимая по тем временам сумма. После Революции все ценности были вывезены из Натальевки и хранятся ныне в музеях (по большей части – в Третьяковской галерее).

На постройку и декорирование церкви было потрачено 350 тысяч рублей, над воплощением оригинального проекта в жизнь работали лучшие мастера. Так, архитектурный проект в 1908 году разработал 35-летний Алексей Щусев, известный уже к тому времени зодчий. Его работами были иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, собор Покрова в Марфо-Мариинской обители, Казанский вокзал в Москве и многое другое, в советское время - мавзолей Ленина. Поначалу Щусев колебался, не решаясь принять предложение Павла Ивановича Харитоненко - уж очень много к тому времени у него уже было заказов; однако его уговорил Михаил Нестеров, давно подружившийся с Харитоненко. Строительство велось с 1911 по 1913 г.г. под руководством архитектора А. М. Рухлядева.

Резьбу по камню выполнили скульпторы С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. А. Ивсеев. Работали здесь мраморщики Ваганьковского кладбища В. Елизаров, С. Круглов, Е. Соколов. Внутреннюю роспись осуществил молодой художник Александр Иванович Савинов, которую в советское время забелили. На северном фасаде памятная надпись: «В лето от создания мира 7419 от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1911 месяца июня в 29 день в царствование Императора Николая II Александровича в имении Натальевка в присутствии владельцев имения действительного статского советника Павла Ивановича Харитоненко с супругой Верой Андреевной и сына Ивана Павловича, дочерей их Елены Павловны Олтв с супругом Михаилом Сергеевичем и Натальи Павловны светлейшей княгини Горчаковой с супругом Михаилом Константиновичем, внучек Ирины и Веры графинь Стенбок заложен храм во имя Всемилостивейшего Спас в знак милости Божьей явленной роду Харитоненко. Строитель храма академик Алексей Щусев, помощник архитектор Рухлядев. Освящен храм сей лета 1913 месяца июня в 7 день».

В советские и последущие годы церковь использовали как котельную и даже под бильярдный клуб. Только в 2001 году здесь возобновились службы.

В некоторых статьях пишут, что похожий храм находится во Франции, в Ницце. На самом же деле храм с похожими чертами Спасо-Преображенского храма находится в Италии в Бари и назывется храм Николая чудотворца, архитектор итальянского храма всё тот же А. В. Щусев.

В 1998 году в Натальевке побывал правнук Павла Ивановича Харитоненко - Владимир Владимирович Мусин-Пушкин и отметил, что: "Церковь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем немного напоминает эту (в Натальевке), только та несколько меньше".

http://www.etoretro.ru/pic26797.htm?sort=DESC&sort_field=image_date

Изюминка здания в том, что первый ярус выполнен в форме квадрата, а второй – восьмиугольника, сверху находится медный купол. На северном фасаде церкви располагается памятная надпись, которая повествует о начале работ и людях, принимавших в строительстве непосредственное участие. Согласно легенде, точная копия церкви находится в Ницце, но это не так. Похожий храм был построен Щусевым в итальянском Бари.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 апреля 2020

Небольшая каменная церковь, в духе древнерусских северных храмов, построенная по проекту академика А.В. Щусева – церковь-музей. Приветливая и уютная, живописная в своем праздничном наряде – скромно, как многие древние храмы, белеет она на поляне, среди молодых сосенок, и её томно-синяя глава почти не видна издали. Наивностью народной сказки и преданием старины веет от мило задуманных деталей, от скульптурных украшений русско-романского характера, от медно-кованных врат главного входа, от хитрого плетения железа оконных решеток, совершенно оригинальной звонницы, перекрытой золотым шатром; своеобразный ростовский перезвон еще усиливает это впечатление.

Внутри церковь производит то же впечатление интимной уютности и полна тихого молитвенного настроения. Еще более веет стариной и совершенно забываешь, что это новый храм, да и не удивительно! Все иконы, утварь, плащаница, лампады и паникадила, ковры и даже изразцовая, белая с синим, печь в ризнице, являются подлинниками милой старины, чуждой шаблона, умело и любовно собранными в течение нескольких лет, любящими её владельцами Натальевки.

Художник А.И. Савинов, украсивший росписью стены и своды внутри храма, постарался проникнуть настроением древне-фресковой живописи «Спаса Нередицы» и «Ферапонтова монастыря» и тем способствовал идее, легшей в основание всего сооружения. Среди известных собраний древнерусской иконописи, собранное в Натальевке занимает видное место, как по качеству и «раритетности» отдельных образцов, так и по общему художественному впечатлению, которое производят эти chef d`oeuvr`ы русской религиозной живописи, эти наши Джотто и Джоттисты.

Часть икон собрания Харитоненко была выставлена на «Выставке живописи и художественной старины» при Съезде художников в Петербурге в 1911-1912 гг. в Москве в дни 300-летнего юбилея дома Романовых. Общее внимание обратили на себя: «чин» из 9-ти больших иконостасных икон Новгородского письма XV века и так называемый «Деисус». Общая стоимость всех древних икон храма – около 150 000 рублей.

«Столица и усадьба» № 32 за 1915 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 апреля 2023

Церковь расположена на территории Натальевки – бывшего имения сахарозаводчика П. Харитоненко, широко известного благотворителя, мецената и коллекционера, по происхождению из крестьян-чумаков, которому за особо полезную и плодотворную деятельность указом российского императора Николая II 18 апреля 1899 г. был предоставлено дворянство.

Как свидетельствует надпись на северной стене, храм Всемилостивого Спаса заложен 29 июня 1911 г. в знак явленного рода милости Божией, возможно, в связи с женитьбой дочери хозяина Натальи на князе М. Горчакове – представителе древнейшего княжеского рода. П. Харитоненко видел свою усадьбу культурным центром края, а церковь сооружал как храм-музей для размещения собственной богатой коллекции древней живописи и церковной утвари.

Основные проектные чертежи выполнены в 1908 г. архитектором А. Щусевым, а строительство велось под руководством архитектора А. Рухлядева с 1911 по 1913 г.г.

Церковь выполнена в формах древнерусской псковско-новгородской архитектуры, на пути поиска национальной формы русской архитектуры на рубеже XX в. оценивалась наиболее полно отвечавшей новоявленной эстетике модерна.

Церковь из кирпича и облицована известняком. Это трехдольное однобанное сооружение с маленькой полуциркульной апсидой, ризницей с севера и отдельной двухъярусной колокольней с юга. Колокольня соединена с основным объемом коротким переходом с входным крыльцом. Главный неф церкви – прямоугольный в плане и отделенный от алтарной части стеной с аркой. С запада к наве прилегает более узкий прямоугольный притвор, вход к которому решен в виде своеобразного портала со стрельчатым верхом и низко спущенной крышей. Под церковью и колокольней – подвал из кирпича и бетона, перекрытый полуциркульными и крестящими сводами, с входом с восточной стороны по стремительной кирпичной лестнице.

Крыша церкви покрыта медными листьями, баня – железными.

Колокольня кирпичная и облицована известняком, с низким шатровым завершением. Первый ярус в плане квадратный, второй – восьмигранный, сформированный пилонами, соединенными сверху утопленными полуциркульными арками.

Стены храма, простыни подбанника и лопатки притвора украшены рельефами, выполненными по мотивам владимиро-суздальской резьбы, а также мраморными медальонами из коллекции П. Харитоненко - "Архангел", "Голубки", "Иисус в темнице". Большую художественную ценность составляет барельеф "Распятие" на северной стене, выполненный скульптором С. Коненковым в гипсе на основе античных образцов во время его пребывания в Афинах и воплощенный под его руководством резчиками в Натальевке.

Стенопись интерьера – в общей древнерусской традиции, но с новым колористическим решением. Исполнял его художник Савинов на цементной штукатурке в технике силикатной живописи. Иконостас и стены церкви украшали иконы древнерусских живописцев из коллекции П. Харитоненко, из которых наиболее ценными были девять икон деисусного чина новгородской иконописи 15–16 в.в. ).

После революции на территории имения разместился туберкулезный санаторий. Спасскую церковь использовали как клуб, подвал – как котельную. Стенопись забелена. Пропали бесследно драгоценные иконы и церковная утварь.

Е.В. Тиманович, «Достопримечательности архитектуры и градостроительства Украины». – М.: «Техника», 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: Во Франции, возле Ниццы, на берегу Средиземного моря усилиями российской и украинской диаспоры была построена точная копия Натальевской церкви.

Из книги-путеводителя: Харьковщина. Иващенко Ю. В. Четыре удивительных маршрута по Харьковской области. - Харьков: Золотые страницы, 2007

22 февраля 2020, Алексей Кротов.