ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Нарма. Церковь Воздвижения Креста Господня.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Николая Чудотворца, Богоявления Господня
Год постройки:между приблизительно 1825 и приблизительно 1875.
Адрес:
Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Нарма

Координаты:55.3403, 40.4485
Проезд: Из райцентра Гусь-Хрустальный выезд на юг, на Рязань по дороге Р73. Через 11км пересекаем ж/д пути в районе ст. Нечаевская, через 500м правый поворот на запад с указателем "Мезиновский 10". Едем по указателю 10км до Мезиновского, больше никаких указателей не будет. Далее дорога сворачивает на юг, ещ ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Гусь-Хрустальный выезд на юг, на Рязань по дороге Р73. Через 11км пересекаем ж/д пути в районе ст. Нечаевская, через 500м правый поворот на запад с указателем "Мезиновский 10". Едем по указателю 10км до Мезиновского, больше никаких указателей не будет. Далее дорога сворачивает на юг, ещё 14 км до д. Старково. В центре д. Старково после единственного магазина неприметный асфальтированный поворот на восток, 14 км к Нарме узкой асфальтовой дорожки среди болот и подболоченных лесов. По пути, в трех км от Старково, проезд через реку Сорока на карте указан как брод, на самом деле земляная насыпь с бетонными трубами в аварийном состоянии, длительное время без ремонта, возможны опасные промоины и непроезжее состояние.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Геннадий.
21 сентября 2014
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
yusonok
2 мая 2016
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Вид с юго-запада
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Южный фасад колокольни
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Завершение центральной апсиды
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Трёхчастная апсида
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Южный фасад основного объема, фрагмент окна
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Завершение основного объема пятиглавием
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Гусев Андрей
28 апреля 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Интерьер церкви, общий вид на юго-восточный угол основного объема.
Олег Щёлоков
3 июня 2006
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нарма - Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный - Владимирская область
Гусев Андрей
28 апреля 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  14 июня 2006

Воздвиженская церковь в с. Нарма Гусь-Хрустального района ошеломляет размахом строительства и внутреннего убранства, совершенно неожиданном для столь глухого и отдалённого места посреди мещерских болот и лесов. Церковь построена из красного нештукатуреного кирпича в русском стиле с пышным пятиглавием, тремя апсидами, масштабным основным объемом без трапезной. Колокольня точно выверенной высоты, соединённая притвором с основным объемом органично дополняет общий архитектурный ансамбль сооружения. Датировка объекта в Каталоге госорганов охраны памятника условно приблизительно относит его к XIX веку. Следовательно, подробности его возведения ждут своих исследователей.

Советское существование храма отличается спокойствием и отсутствием следов какого-либо вандализма, равно как и хозяйственной деятельности. Изначально качественно выполненная кровля не поновлялась, постепенно пришла в ветхость, что и обусловило протечки и утраты штукатурки. Тем не менее интерьер сохранился в практически первозданном виде. Бескрайние болота и малолюдье сих мест стали естественном музеем, сохранившим былое великолепие храма. Мозаичные и плиточные полы в нём выглядят, как новые. Сохранились фресковые росписи, некоторые элементы убранства. Рядом с церковью действующее кладбище. Церковь бесхозная, раскрыта, медленно гибнет. В селе не сохранилось ни одного жилого дома, разорены элементы инфраструктуры – фельдшерский пункт, магазин.


Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  18 июля 2006

Чельцов Петр Алексеевич. ГодРождения 1888. День рождения 20. Месяц Рождения 8. Место рождения: Рязанская о., Рыбновский р., с.Шехмино. Служение: Владимирская о., Курловский р., с.Нарма, Казанская церковь, протоиерей. Год начала служения 1936. Год окончания служения 1941. Месяц окончания служения 5.

По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/

«Петр Чельцов, Великодворский (1888-1972). Священник Смоленской Ильинской церкви, рукоположенный в 1911-м году. До революции о. Петр был обычным благополучным священником, видевшим счастье России в соблюдении "апостольского завета" "Бога бойтесь, Царя чтите". (Правда, в этой фразе из послания ап. Петра говорится еще и о некоторых других важных вещах, которые для монархистов оказываются второстепенными). Он читал публичные лекции о смысле страданий: "Страдания как неизбежный путь развития добра в земных условиях. Страдания как смысл жизни. Радость страданий". Но то была теория, и теоретиков таких было много, а выдержавших страдания, как Чельцов, оказалось мало. Впервые его арестовали 6 апреля 1922 года якобы за сопротивление конфискации церковного имущества. Через два месяца выпустили как невиновного. В 1924-м на десять дней арестовали за участие в публичном диспуте с атеистом из бывших священников (выступление о. Петра было теплее принято публикой). 20 июня 1927 года его на три года отправили на Соловки за распространение "монархической литературы". Затем три года ссылки в Кадников: священник тачал сапоги. 7 марта 1933 года снова арестовали за участие в "антисоветской группе ссыльных" и послали в концлагерь в Коноше.

Через три года, наконец, о. Петр смог возобновить служение священника в храме села Нарма Курловского района Владимирской области. В апреле 1941 года, однако, его опять на год отправили в концлагерь - за неуплату налогов. Большевики и тогда, как и много позднее, умели имитировать нормальную жизнь: в Америке за неуплату налогов сажают бандитов, в России - священников. После освобождения о. Петр служил в Рождественской церкви села Заколпье, а 18 июня 1949 года его опять арестовали за монархизм, конфисковав при обыске два портрета последнего императора в качестве доказательства. Освободили его через шесть лет как престарелого инвалида, вместе с многими другими несправедливо осужденными сталинским режимом людьми. Вместе с женой (которая пережила его на несколько месяцев) о. Петр поселился в селе Пятница под Муромом, тут и служил...»

По материалам сайта «Библиотека Якова Кротова, священника» www.krotov.info/yakov/6_bios/60/1988chel.html К прославлению новомучеников доп. ссылка: www.voskres.ru/bogoslovie/svprav.htm


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  29 февраля 2012

8 мая 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК приказывает председателю Гусевского райисполкома пересмотреть налогообложение Крестовоздвиженской церкви с. Нарма. 14 сентября 1934 г. выходит постановление Ивановского облисполкома о расторжении за долги договора с верующими с. Нарма Курловского района. 4 ноября 1934 г. верующие с. Нарма Гусевского района шлют ходатайство во ВЦИК с просьбой не закрывать храм, в котором прямо заявляют, что закрытие церкви «не ведет к полному уничтожению религиозных наших настроений» и будет только причиной увеличения расходов времени и денег при отправлении обрядов в другом приходе. 20 сентября 1935 г. Президиум ВЦИК утверждает постановление Ивановского облисполкома о расторжении за долги договора с верующими. [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 207; Д. 712. Л. 7]. Видимо, тогда верующие все-таки нашли средства для уплаты налогов за пользование зданием храма, потому что в последующие годы храм действовал.

Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 66, 70-71.


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  1 апреля 2012

«И узнал я, что не всё вокруг торфоразработки, что есть за полотном железной дороги - бугор, а за бугром - деревня, а деревня та - Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-«цыганка» и кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - всё поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий», - писал в свое время об этих местах недавно ушедший из жизни А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор». Если бы он продолжил список деревень еще буквально парой названий, то, возможно, было бы упомянуто и село Нарма, находящееся в самом глухом углу Мещерского национального парка; если бы автора, конечно, не смутило происхождение названия - оно у села неславянское, финно-угорское. Это, впрочем, относится и ко многим другим названиям тех мест: реки Нуксор, Мокшур, Насмур, Чустур, Пынсур, Шершул. Река Нарма также протекает в тех краях, но по другую сторону границы Владимирской области - по территории Рязанской области, т.е. село Нарма не стоит на реке Нарме. Впрочем, не будет лишним заметить, что территория южной половины Мещерского национального парка издревле входила в состав Рязанской губернии. Лишь в 1926 г. во вновь образуемый Гусевский уезд Владимирской губернии из состава Рязанской были переданы Палищенская волость и 24 селения Тумской волости со стеклозаводом им. Рабочего А.А. Зудова. Даже говорят в тех местах по-другому, т.е. там нет владимирского неполного оканья - это уже зона акающих говоров.

Дорога до Нармы асфальтированная, неплохого качества. Но само село Нарма сейчас не существует. От села осталось несколько полуразобранных деревянных домов (может, даже правильнее будет сказать «срубов»), на одном из которых еще каким-то чудом держится вывеска, извещающая, что когда-то здесь был ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), да церковь с кладбищем, поглощённым лесом. Церковь стоит на краю поляны, на опушке леса. По размеру храм очень большой, он ничуть не похож на привычные сельские церквушки - строился он с размахом. Любопытна одна плитка на полу в притворе с надписью «Общество Бергенгеймъ Харьковъ» - издалека возили материал. Когда-то здесь все было по-другому. Здесь проходила Старая рязанская дорога, здесь были стекольные заводы. Край процветал.

Все изменилось после Октябрьской революции. 30 октября 1929 г. был арестован священник Нармской церкви Иссононов Петр Васильевич, родившийся в 1868 г. в с. Дурное Рязанской области, и осужден на 3 года ссылки.

Храм был закрыт в 1935 г. за долги по оплате налогов. Известно, что 8 мая 1933 г. ВЦИК дал указание председателю Гусевского РИКа: «По препровождаемой жалобе церковного совета Крестовоздвиженской церкви с. Нармы, пересмотрите налогообложение церкви в порядке, установленном циркуляром НКФ № 68, и результаты объявите жалобщикам». Была просьба к ВЦИК о перерасчете от церковного совета и в 1934 г. А тем временем 22 марта 1934 г. на заседании президиума Гусевского РИКа слушали ходатайство РИКа о расторжении договора, т.к. долг церковной общины по оплате налогов за 1932, 1933 и 1934 гг. равнялся 5586 рублям (т.е. 1578, 401 и 2605 рублей за указанные выше годы соответственно); видимо, без пеней, т.к. по данным Нармского сельсовета сумма к оплате на январь 1934 г. превышала 7 тысяч (5 тысяч пеней и недоимок и более 2 тысяч за 1934). Прихожанами в 1934 г. было уплачено 2650 рублей, из которых только 500 рублей пошло на погашение основного долга, остальное - на пени и другие недоимки.

Согласно постановлению Президиума ВЦИК «О религиозных объединениях» от 1929 г., после расторжения договора с одной общиной верующих храм должен быть передан другой общине при условии, что последняя оплатит все накопленные долги и выполнит некоторые другие условия. Естественно, что в глухом селе на окраине области никакой другой общины, кроме имеющейся, не могло быть. Это означало, что речь шла не о расторжении договора, а о ликвидации церкви, по терминологии того времени, т.е. о прекращении использования церкви для религиозных нужд. Поэтому 9 апреля 1934 г. ВЦИК высылает в райисполком ответ, в котором напоминает порядок ликвидации церкви: требуется ходатайство населения о закрытии, план дальнейшего использования церкви, проект переустройства и смета с указанием, за чей счет производятся работы, информация о ближайшей церкви, кроме того справка о дате постройки ликвидируемой церкви либо ее фотография. 21 августа того же года Гусевский РИК высылает в облисполком данные о сумме долга и о ближайшей церкви - в с. Палищи, якобы на расстоянии 10 км (в действительности даже по прямой, т.е. через лес и болота, - 15, а по дороге - более 20 км). 14 сентября 1934 г. облисполком расторгает договор, что в данном случае означало ликвидацию церкви. 4 ноября верующие шлют ходатайство во ВЦИК, в котором напоминают про 2650 рублей, уплаченные в 1934 г., заявляют, что закрытие церкви «не ведет к полному уничтожению религиозных наших настроений» и будет только причиной увеличения расходов времени и денег при отправлении обрядов в другом приходе, и просят «сложить пени и недоимку». По всей видимости, копия ходатайства была направлена и в облисполком, т.к. 11 ноября, т.е. почти одновременно, последний направляет все материалы по церкви, включая свое постановление о расторжении договора, во ВЦИК. И 1 апреля 1935 г. тот запрашивает Гусевский РИК о сумме долга и судьбе церкви в случае, если не будет другой двадцатки. Согласно закону, постановления о ликвидации церквей выносились облисполкомами; в случае когда верующие опротестовывали закрытие, дело автоматически передавалось во ВЦИК. Т.к. с 25 января 1935 г. село Нарма стало входить во вновь образованный Курловский район, то отвечал РИК этого района, и отвечал он, что сумма долга на 1935 г. - 7477 рублей, а церковь предполагается переделать в ШКМ, ибо стоит она на границе Нармского и Вырытовского сельсоветов, в которых насчитывается 413 дворов с 2734 жителями. Любопытно, что ходатайства верующих так и не появилось; как было сказано выше, 22 марта 1934 г. ходатайствовал Гусевский РИК перед Президиумом Гусевского РИКа. В итоге 16 августа 1935 г. ВЦИК выносит заключение: т.к. есть утвержденный облисполкомом указ от 14 сентября 1934 г. о расторжении договора, т.к. сумма недоимки 7477 рублей, и в своей жалобе верующие недоимку признают, а от уплаты отказываются, прося сложить пеню, и т.к. есть действующая церковь на расстоянии 10 км, то договор расторгнуть и … передать церковь другой общине.

Дальнейшая судьба храма прослеживается недостаточно четко. В книге «Владимирское лихолетье: Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты» священник Аркадий Гоглов пишет, что в этом селе до 1958 г., до своей смерти, служил священником его дед Аркадий Павлович Владыкин, у церкви же, у алтаря и похороненный, перенесший в годы гонений на Церковь много испытаний, проведший 7 лет в сталинских лагерях и вернувшийся из них в 1947 г. В вышеуказанной книге подробно описана его жизнь. Соответственно, либо храм все-таки не был закрыт в 1935 г., либо его открыли вскоре после закрытия. Может, прихожане изыскали эту огромную сумму для уплаты недоимок. Не исключено, что сыграла свою роль формулировка ВЦИК о «расторжении договора», вместо «ликвидации церкви». Последнюю гипотезу в какой-то мере косвенно подтверждает то обстоятельство, что в своей книге А. Гоглов называет эту церковь Казанской, в то время как в документах 1933-1935 гг. она значится Крестовоздвиженской. За 10 лет до о. Аркадия (Владыкина) в селе «служил великий подвижник земли владимирской, исповедник, прозорливец и целитель Петр Великодворский (Чельцов), ныне прославленный в лике святых. Более 60 лет у престола Божия служил он Господу и претерпел за Него 15 лет заключения в лагерях и ссылках». Последний раз был арестован в возрасте 63 лет 18 июня 1949 г. и осужден на 10 лет лишения свободы.

Видимо, в 1966 г. церковь снова закрывают - как оказалось, навсегда. Во Владимирском областном архиве сохранились документы, отразившие некоторые подробности борьбы прихожан за храм. В марте 1967 г. было ходатайство прихожан в Гусь-Хрустальный райисполком об открытии церкви. Среди подписавшихся Терентьева, Строгина и другие - всего 11 человек. Представителями власти «при выезде на место было им дано подробное разъяснение, что исполком райсовета не может удовлетворить их просьбу, т.к. церковь закрыта по просьбе граждан в связи с утуханием прихода». Верующие не теряли надежду: в конце октября следует новое заявление, но и на этот раз безуспешное. Сохранился документ от 30 ноября 1967 г., поставивший точку в этой истории. Привожу его дословно, с сохранением авторского стиля. «Заместителю председателя Гусь-Хрустального райисполкома трудящихся т. Антипову Ивану Васильевичу. Нармский сельский Совет сообщает Вам, что полученная (получена. - А.Е.) жалоба по сообщению исполкома райсовета от гражданок, проживающих в Нармском с/совете на открытие или реставрации церкви, находящейся в с. Нарма. При опросе гражданок из 10 человек, которые были Вами упомянутые, подписали жалобу 5 человек, 2-е категорически отказались от подписи. Оставшиеся 3 человека неграмотные и по просьбе их посторонних лиц в росписи не было. Подписи подписаны в жалобе ранее состоявшими в двадцатке, в настоящее время пенсионеры колхоза по старости т. Фомичева С.И. ранее была старостой, Терентьева П.И., Заморова П.Д., Блаженнова и Климова членами двадцатки, которые пишут от безделья. Много им было разъяснено, что церковь в с. Нарма открываться не будет и реставрации никакой не будет. Церковь с. Нарма закрыта по решению областного Совета депутатов трудящихся. Председатель сельского Совета Куликов».

В 1990-е годы ходили слухи о возможности создания здесь скита, но этим планам не было суждено сбыться. Сейчас храм медленно, но неуклонно разрушается. Иконостаса в храме, естественно, нет. В некоторых местах пол провалился. Самым же большим несчастьем для храма является пришедшая в негодность кровля - дождевая вода делает своё дело, нанося, пожалуй, самый большой урон зданию.

19 марта 2009 г. в областной владимирской газете «Призыв» была опубликована статья о том, что Нарма, возможно, является местом захоронения Евпатия Коловрата, доблестного защитника Русской земли от орд Батыя. Будем надеяться, что эта гипотеза увеличит интерес к селу Нарма.

ГАРФ. Д. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. Л. 207; Д. 712. Л. 1-23; ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 2949. Л. 196, 199, 218. Ершов А.Л. Судьба церкви в селе Нарма // Записки владимирских краеведов. - Владимир: Транзит-ИКС, 2010. - С. 91-96.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  24 октября 2018

Церковь Воздвижения расположена на окраине несуществующего уже села Нарма и с двух сторон окружена кладбищем. В1637-48 годах здесь существовала деревянная церковь Николая Чудотворца с теплым приделом Георгия Победоносца, в 1731 году заменённая новым зданием. В 1804 году возведен новый Никольский храм с приделом Воздвижения Креста Господня, но освятить его не успели, он сгорел вместе со старой церковью. В 1806 году сооружена холодная Никольская церковь (ремонтировалась в 1822), а в 1856 году - теплый Богоявленский храм. В 1880 году началось строительство каменного храма. 13 сентября 1988года освящен главный престол во честь Воздвижения, а 15 сентября - Никольский придел. Колокольня сооружена в1888-1902 годах.

Церковь построена в русском стиле. По свидетельству местных жителей, интерьер расписан в 1912 году иконописцами Иваном и Василием Матвеевичами Люлихиными из с. Солотча Рязанской губернии. Масляная живопись академического направления сохранилась на сводах алтаря и четверика, на западной и частично на других стенах и столбах.

Иконографический состав сюжетов традиционен и построен на широко распространенных в конце 19 - начале 20 веков образцах, таких как росписи храма Христа Спасителя в Москве - "Рождество Богородицы" на северной стене четверика; гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда - "Сон Иосифа", там же, и Г. Доре - "Христос и самаритянка" на северо-западном столбе.

Своды алтаря отделены от стен рисованным карнизом, повторяющим рисунок лепного карниза с позолоченными сухариками в основном объёме. Здесь располагаются композиции христологического цикла. В простенках между окнами центральной апсиды - три сцены страстного цикла - "Тайная вечеря" в центре, "Моление о чаше" с юга, "Снятие с креста". На стенах алтаря северного придела - три сюжета богородичного цикла - "Благовещение" в центре, "Встреча Марии и Елизаветы" справа, "Сошествие Святого духа" слева. На своде северного придела продолжен богородичный цикл - "Вознесение Божией Матери", "Покров". В южном ему соответствуют сцены из жития Николая Чудотворца - "Святитель Николай получает омофор".

Погост Нарма с церквями Николы Чудотворца и Страстотерпца Георгия впервые упоминается в списке с писцовых книг Василия Крапоткина в 1637 году. Никольский храм в Нарме был построен в 1600 году. В 1880-1888 годах вместо сгоревшей деревянной Никольской церкви в Нарме была построена новая каменная с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и Святого Николая.

Церковь была закрыта в 1941 году, открыта в 1955-м, но в 1961 году закрыта вновь.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.