ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Доможирка. Церковь Троицы Живоначальной.


Доможирка. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:1558.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Псковская обл., Гдовский район, с. Доможирка

Координаты: 58.902194, 27.749818



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Михаил Владимиров
15 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Михаил Владимиров
15 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Илья Щеголев
9 февраля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Геннадий Кобец.
25 февраля 2011
Церковь Троицы Живоначальной, Храм на рассвете.<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Храм на рассвете.
Ксения
13 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Михаил Владимиров
15 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, Первые иконы в иконостасе Троицкого придела<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Первые иконы в иконостасе Троицкого придела
Священник Благовещенского храма Санкт-Петербурга (на Пискаревке) Димитрий Пономарев
2 сентября 2013
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Илья Щеголев
9 февраля 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Доможирка, Гдовский район, Псковская область
шишкина наталья
3 августа 2010
Церковь Троицы Живоначальной, Фото М. И. Семёнова перед реставрацией<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Фото М. И. Семёнова перед реставрацией
Дмитрий Волохов
15 апреля 1966
Церковь Троицы Живоначальной, Фотограф М.И. Семёнов; перед реставрацией 1966-1972 гг<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Фотограф М.И. Семёнов; перед реставрацией 1966-1972 гг
Дмитрий Волохов
15 апреля 1966
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, Конец XIX - начало XX вв. Госкаталог № 41113558. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств<br>, Доможирка, Гдовский район, Псковская область
Конец XIX - начало XX вв. Госкаталог № 41113558. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Оксана Мельникова
1 июня 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем в войска родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, Григорий Семенович Колычев. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова. Уникален храм еще и тем, что является практически единственной трехпрестольной церковью, так как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. В с. Доможирка центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Церковь неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела.

Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу. В начале века на церковь обратил внимание академик, а впоследствии протоиерей Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и Господь открыл ему его первоначальный вид, который он опубликовал в известной статье вестника Императорской археологической комиссии "Храмы причудского побережья XVI века". Чудом является и то, что советская безбожная власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! Сумму по тем временам неслыханную. А известный псковский архитектор-реставратор Михаил Иванович Семенов, восстановивший крепостные стены Псково-Печерского монастыря, воссоздал в камне первоначальный вид храма, который был опубликован П. П. Покрышкминым. Но к 1999 году, спустя 30 лет после реставрации М. И. Семенова храм опять находился в аварийном состоянии, так как все это время был бесхосным и стоял, не имея ни окон, ни дверей. Кровли храма к тому времени погибли, и он начал стремительно разрушаться. В таком виде, без штукатурки, без кровли, с разрушающимися от сырости стенами он был передан Псковской епархии. Была образована община и зарегистрирован приход. На сегодняшщний день русскими патриотами храм восстанавливается. В Никольском приделе раз в месяц совершается по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия Божественная Литургия. Продолжаются поиски в Швеции колокола храма, который был отлит в 1567 году литейщиком Логгином Семеновым сыном по повелению воеводы Ждана Андреевича Вешнякова, который брал во времена Грозного штурмом г. Сыренск и затем был оставлен государем устроять в этой местности крепости и церкви. Но самое главное - в этом святом месте вновь звучит молитва, совершается Евхаристия там, где почти 450 лет назад уже молились русские люди.

Священник Дмитрий Пономарев


Церковь Троицы в селе Доможирка расположена в одном из самых дальних погостов на севере Псковской земли в 25 километрах от старинного русского провинциального города Гдова. Назван он был так в честь равноапостольной княгини Ольги, которая после смерти князя Игоря получила во владения эти земли где и был основан так называемый Вдов-город. Затем он уже стал Гдовом. Храм в Доможирке один из самых замечательных памятников периода зрелости псковской архитектуры, а, точнее сказать, один из последних чисто псковских храмов, построенных перед самым закатом этой архитектурной школы. Спокойная, уравновешенная, максимально симметричная композиция, состоящая из главного Троицкого и двух боковых (с юга и севера) приделов представляет собой настоящий законченный архитектурный ансамбль. Правда, любуясь храмом в настоящее время, надо учитывать то, что современный свой облик он получил во время реставрации, которая проводилась в период с 1965 по 1972 годы под руководством псковского архитектора-реставратора Михаила Ивановича Семенова. М. И. Семенов известен еще и тем, что когда храм в Доможирке, благодаря реставрации приобретал свои древние первоначальные формы, он одновременно с этим занимался восстановлением стен и крепостных башен Псково-Печерского монастыря. Активную роль сыграла также в деле начала советской реставрации храма, а затем выполнила и все чертежи, по которым она осуществлялась, Вера Алексеевна Лебедева. Троицкая церковь несмотря на свою явно значимую роль, которой она обладает в ряду хорошо сохранившихся псковских храмов, все же остается малоизвестным памятником средневековой русской архитектуры.

Практически все упоминания о храме в работах, посвященных псковской архитектуре, носят о ней крайне скудный описательный характер. Как это не удивительно, но единственной специальной работой о церкви до сих пор является статья академика Петра Петровича Покрышкина, опубликованная ровно сто лет назад. Статья эта появилась в "Известиях Императорской археологической комиссии" и носила название "Церкви псковского типа XV -XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове". Более специальных исследований о церкви нет. Материалы же реставрации Троицкой церкви в Доможирке также не введены в научный оборот. История Троицкой церкви в Доможирке никогда не была еще предметом специального изучения. Доможирка, ныне, небольшое село, где де-юре прописана одна единственная жительница 1914 года рождения. Все остальные ее жители - приезжающие дачники. С древних времен здесь находился погост - центр местного самоуправления с церковью и кладбищем. Погостские церкви, как правило, являлись не только местом, рядом с которым проводились местные ярмарки (известно о двух таких ярмарках в Доможирке: осенняя проводилась в день памяти мученицы Параскевы Пятницы 10 ноября; а летняя - в так называемую «доможирскую Пятницу», которая не отмечена в церковном календаре, но все равно всегда празднуется местными жителями, так это скорее всего связано с преданием, что именно в этот день, в последнюю пятницу перед Рождеством Иоанна Предтечи (7 июля) на берег озера была вынесена икона опять же мученицы Параскевы, почему и был освящен в ее честь южный придел храма), но они были и своеобразными общинными архивами, где хранились различного рода грамоты и документы. И, действительно, в доможирской церкви также существовал подобный архив, который располагался в храме и сгорел при пожаре в 1900 году. Ровно сто лет назад побывавший на месте пожара по поручению Императорской археологической комиссии в ноябре 1902 года академик Петр Петрович Покрышкин писал, что: «В декабре 1900 года пожаром (были) уничтожены все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив, так что ничего не удалось спасти. Пожар начался от забытой восковой свечи; загорелась сперва ризница (в древности северный Никольский придел), потом иконостас средней церкви, и когда огонь заметили, было уже поздно» (Покрышкин П. П. Церкви псковского типа XV –XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове. // Известия Императорской археологической комиссии, Вып. 22. СПб., 1907. С. 22).

Одним из документов, который хранился в церковном архиве, был документ о церковном землевладении. Из межевого дела, хранящегося ныне в ЦГИА СПб., известно, что в 1784 "июня 5 дня по указу ее Величества государыни императрицы Екатерины Алексеевны самодержицы всероссийской... учинена межа во Гдовском уезде в (Каменной - ?) губе сельце Доможирке с пустошми Ивановской, Вениковой, Моисеевой с ее пашенною землею сенными покосы лесными и прочими угоды и которыя состоят во владении прапорщика князя Михаила Афонасиева сна Елецкого" (ЦГИА СПб. Ф. 262. Оп. 15. Д. 432. Лист 1). На плане земель, принадлежащих князю, и хранящемся в архиве, мы видим и границу церковных земель, которые тянулись почти на полтора километра вдоль берега Чудского озера. На нем имеется надпись, что по линии «от К до А писцовая церковная земля Троицкой Церкви Доможирского погоста владения священно - церковно служителей». В "Историко-статистических сведениях о С. - Петербургской епархии" за 1885 год на страницах со 164 по 166-ю мы читаем, что: "Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин, по берегу Чудского озера, представляет неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами. Земля эта окружает церковь с севера и юга; одно пахотное поле лежит за сельцом Доможиркой и хотя недалеко от погоста, но, находясь за глазами хозяев, часто подвергается потравам". Далее мы читаем, что "границы прихода: Чудское озеро и приходы Скамейский, Каменный и Павловский. Из деревень ближайших к погосту (1-2 верст) суть: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкино, Мольяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина, Мельговщина, Хитово, Заханье, и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретии и Кишкино. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. м. п. 1066, ж. п. 1224". Церковного капитала было 400 рублей.

Так вот, в тоже самое время, когда составлялся план земель князя Елецкого, были составлены межевые планы и другим окрестным помещикам, что видно из межевого дела бригадирши Авдотьи Ильиничны Алексеевой, которое также ныне хранится в ЦГИА. (Фонд. 262. Опись 15. Дело 1167). На плане Алексеевой мы читаем: «Геометрический специальный план Гдовского уезда… губы пустоши… сидения Доможирка план общаго владения бригадирши Авдотьи Ильиничны Алексеевой секунд майора Николая Семенова сына Алексеева учиненного в 1784 году июня 23 дня…» Межевали тогда же вместе с помещичьими и церковные земли, и был составлен план 1784 года, о котором упоминается в «Историко-статистических сведениях о С. – Петербургской епархии», которые были составлены в 1885 году. Здесь мы читаем, что: «В храме достопримечательны: 1) Деревянный, осьмиконечный, обложенный серебряными пластинками крест, с ликами Распятого Господа, Матери Божией, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; 2) образ св. Параскевы, считающийся чудотворным и привлекающий богомольцев особенно 28 октября и в пятницу пред рождеством Иоанна Предтечи; 3) Находящаяся в приделе Параскевы чугунная доска с надписью, изображенною вязью (надпись гласит: «Лета 7190 (1682) марта в 5 день, на память святого мученика Конона Градаря в подачю (?) часов денных преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желнныский (?). Вверху доски крест и буквы Црь Сла. Ис. К. М. Л. Т. ХС. Р. б.» прим. – авт.). В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать Императрицы Екатерины II. Метрические книги существуют с 1789 года» (Историко-статистические сведения о С. Петербургской епархии. Вып. 10. С. – Петербург, Изд. С. - Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1885. С. 164 – 165).

Надо отметить, что размер церковных землевладений доможирской Троицкой церкви, а это порядка 49 гектаров (Русская десятина по указу 1753 года равнялась 2400 кв. саженям или 1, 0925 Га – прим. авт.) практически с 1784 по 1900 год не менялся. В этом смысле интересен документ, также хранящийся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (Фонд 262. Опись 5. Дело 1205. Лист 3), который содержит приговор крестьян 1900 года. В нем мы читаем: «1900 года декабря 15 дня мы нижеподписавшиеся крестьяне С. – Петербургской губернии Гдовского уезда Добручинской волости деревни Доможирки, бывшие господ Косяровских, быв сего числа в общем собрании в присутствии нашего Доможирского сельского старосты Ивана Фадеева имели между себя рассуждение об своих полевых и покосных наделов, а также обрезной пустоши Мосяковщины, которая куплена нами от господ Косяровских 24, 5 десятин, так как мы не знаем правильного размежевания всех наших угодий, между соседними деревнями, а именно деревень Мяковщины, Рябинкина, Лядин, Чермы, Богдановщины и причтом Троицкой Доможирской церкви, то посоветовавшись единогласно просим С. Петербургское Губернское правление о высылке межевого инженера, для указания правильного размежевания упомянутых наших угодий на будущее лето 1901-м году. В том и подписуемся крестьяне деревни Доможирки, Данила Климанов, а по неграмотности его, и равно и за себя расписался Иван Кириллов, Иван Кузьмин, Гаврила Кириллов, Конон Кириллов, Матвей Моисеев, Николай Григорьев, Егор Фемидов, Кузьма Григорьев, Алексей Екимов, Федор Марков, Степан (Д)Митриев, Анисим Екимов, Никифор Филиппов, Яков Федоров, Симен Никаноров, Иван Фадеев» (орфография и смысл документа сохранены – прим. авт.). В этом же деле содержится прошение в С. Петербургское Губернское Правление по губернской чертежной доверенного от общества крестьян деревни Доможирка Александра Кондратьева Ерофеева с просьбой «о командировании землемера для возобновления межевых знаков дачи Гдовского уезда деревни Доможирка», а также специальный план земель и уставная грамота. Этот план повторяет практически до сажени все расстояния линий, обозначающих земли Троицкой церкви по состоянию на 1784 год. Крестьяне, подлинные имена которых сейчас, спустя 107 лет, вновь зазвучали, в точности представляли себе, где была их земля, где была земля соседей, а где церковная. Межевание крестьянских земель было выполнено землемером Губернской чертежной мастерской Ивановым, о чем свидетельствует запись в журнале Присутствия С. Петербургского губернского правления от 4 марта 1902 года (ЦГИА Спб. Ф. 262, Оп. 5, Д. 1205. Лист 40).

Священник Благовещенского храма (на Пискаревке) г. Санкт-Петербурга Дмитрий Пономарев


Чем же испокон века занимались жители как деревнм Доможирка, так и других селений чудского побережья? Ведь плодородных земель здесь было мало. Мы не обмолвились еще о том, что Троицкий доможирский храм стоит на самом берегу озера Пейпус, как в древности называли Чудское озеро. Начиная с 1840 года, в этих местах неоднократно бывал академик Г. П. Гельмерсен, который в 1865 году в Санкт-Петербурге издал очерк под названием "Чудское озеро, верховье реки Наровы". Вот что он писал; "Озеро это служит к непосредственному сообщению и облегчению торговли между городами: Псковом, Дерптом (нынешний Тарту - прим. мое) и Нарвою. Летом плавают по нему парусные суда и два парохода, а зимою оно служит путем для бесчисленного множества санных возов, и в это время на льдистой поверхности его образуются целые поселения; легкие, построенные из березавой коры, рыбачьи хижины перевозятся зимою на озеро, и, постепенно группируясь, составляют собою нечто вроде небольших деревень. С наступлением же весны, хижины эти вновь перевозятся на берег, и такая оригинальная перекочевка совершается ежегодно. На берегах озера считается до 22 тысяч жителей, состоящих из русских и эстов, которые, за исключением немногих, занимающихся землепашеством и луговодством, живут только рыбною ловлею, торговлею и перевозкой товаров. Вообще народ этот крепок, предприимчив и трудолюбив.

Берега озера, как мы видим далее, в разных местах, представляют различный характер, и потому доставляют своим обитателям различный способ существования. Плоские, песчанистые или болотистые берега, состоящие иногда из нанесенных ветром или водою, песчаных бугров, называемых дюнами, далеко не в состоянии вознаградить тот труд, который должен употребить человек, желающий заниматься земледелием и скотоводством. На этих берегах встречаются только небольшие деревеньки, населенные рыбаками, или отдельные избы и постоялые дворы, которые могут служить кое-каким приютом для путника, а ни в коем случае эти пустынные берега не могут считаться местом, удобным для большого населения. Близ этих берегов, местность покрыта густым хвойным лесом, который, в виде огромных древесных стволов, доставляет превосходный материал для лесопилен, устроенных на р. Нарове. Продажа леса в обработанном виде за границу составляет немаловажную статью в отпускной торговле г. Нарвы. Совсем другой вид представляют возвышенные берега озера. Здесь уже виднеются села, погосты и большие деревни, окруженные зеленеющими лугами и лесами. Третье отличие берегов составляют так называемый лухт (по русски: плавни). Я сохраняю это местное название потому, что оно точно обрисовывает тот характер, которым отличаются все окрестности впадающих в Чудское озеро рек, прибрежья которых, при своей обширности, в состоянии снабжать весь край сеном. Достойно замечания, что озеро это, с 1844 года, в который оно, вследствие проливных дождей, выступило из берегов, затопило все окрестности, и причинило им немалый вред, никогда уже не упадало ниже того уровня, который занимает оно осенью, в самые сухие года. К сожалению, должно сказать, что эти разливы Пейпуса нисколько не служат к оплодотворению страны, подобно быстро спадающим водам; напротив того, воды этого озера, просачиваясь в пористую торфяную, болотистую и лесную почву, насыщают ее собою, отчего почва эта остается постоянно сырою".

Что же касается самой Доможирки, где стоит храм, то из "Истоико-статитических сведений о Сакткт-Петербургской епархии" за 1885 год на с. 165 мы читаем, что "до штатов причт содержался платою за требы и ругою. Руга, по 2 четверика с женатого, собиралась осенью. По штатам причт отнесен к 3 разряду. С уничтожением руги в 1853 году содержание причта сделалось крайне недостаточным, так как доход от земли не мог равняться руге. Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин, по берегу Чудского озера, представляют неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковию, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами. Земля эта окружает церковь с севера и юга; одно пахатное поле лежит за сельцом Доможиркой и хотя недалеко от погоста, но, находясь за глазами хозяев, часто подвергается потравам... В принадлежащем церкви деревянном доме живет просвирня. Причт помещается в своих домах".


Говорят, когда происходит чин освящения колоколов, и раздается их первый звон благодать разливается и покрывает все вокруг. Отступают человеческие печали и невзгоды, неуловимые изменения происходят в природе, и даже стихают разгоревшиеся междоусобицы и войны … Долгое время колокола только сбрасывали с колоколен звонниц. И даже сейчас колокольный звон является большой редкостью. Но времена меняются. И вновь то здесь, то там льётся над землёй неповторимая мелодия меди колокольных перезвонов. 2 мая 2008 года обрела голос, заговорила колокольным звоном церковь Святой Троицы в Доможирке. Немногие гдовичи видели эту церковь, и немудрено – путь к ней не прост. Не на каждой машине подъедешь, да и пешком не всяк рискнет идти по бездорожью. Но если кто сможет дойти до цели – не пожалеет об этом ни на миг.

Белоснежная, стоящая на самом берегу огромного, словно море, Чудского озера, эта церковь поражает своей гармонией и красотой. Многие спорят о точной дате ее постройки. Но судя по законченности и совершенству форм историки и искусствоведы сходятся во мнении, что построили её в 50-60-е годы 16 века, когда псковская архитектурная школа достигла своего наивысшего расцвета, апогея. Последние исследования дают основание предполагать, что 5 июня 2008 года церкви исполняется 450 лет!

Раньше всегда утверждалось, что Троицкая церковь построена князьями Елецкими. Но в 1999 году в «Новгородском историческом сборнике» была опубликована статья шведского исследователя Турку Арне, который утверждал, что на Бреннской кирхе в предместье Стокгольма в Швеции несколько веков кряду звонил русский колокол, который имел надпись, что он отлит при царе Иоанне Грозном боярином Жданом Андреевичем Вешняковым, а лил этот колокол мастер Логгин Семенов сын. Долгое время отец Дмитрий Пономарев, окормляющий сегодня доможирскую Троицкую церковь, собирал информацию об этом колоколе и о боярине Вешнякове. Батюшка рассказал нам, что воевода Ждан Вешняков брал штурмом вместе со стрельцами и крещеными татарами в начале Ливонской войны крепость Сыренск (нынешняя Васк-Нарва), и по случаю взятия этой крепости, а также и по случаю взятия русскими войсками Нарвы в начале Ливонской войны, государь повелел построить Доможирскую Троицкую церковь. Судя по записям русских летописей царь оставил Ждана Вешнякова и его боевого товарища Павла Заболоцкого «устроять» в Ливонии церкви и крепости, что боярин в дальнейшем и делал, судя по надписи на колоколе, который сейчас находится в Швеции. Попал он туда в смутное время, когда войска шведского полководца Якоба Понтуссона Делагарди до 1622 года оккупировали Гдов. Батюшка также отметил, что совсем недавно в архивах Москвы были найдены записи в переписной книге 1585 года, что Доможиркой на то время уже владели сыновья Ждана Вешнякова, ждановы дети Михаил, Димитрий и Афанасий. Так что легенда о том, что князь Михаил Афанасьевич Елецкий из псковского известняка построил в Доможирке храм не имеет под собой почвы. Елецкий, судя по межевому делу, хранящемуся в Санкт-Летербургском архиве на ул. Псковской 18, владел Доможиркой во времена Екатерины II, и в лучшем случае восстановил храм, разрушенный в смутное время. Очень серьезные последние данные говорят о том, что здесь на самом рубеже Руси уже в середине 16 века стоял храм, который был и местом для молитвы, и маяком для мореплавателей и рыбаков, и укрытием от врагов.

Немало нападений, разрушений, и невзгод претерпела эта церковь. Она горела в огне пожара, перестраивалась, поновлялась не всегда удачно, её ремонтировали и реставрировали… В начале 20 века безбожники превратили ее сначала в клуб, а затем в хранилище для зерна. В 50-е годы сюда приехали псковские реставраторы, которых поразила красота храма. Уже тогда искусствоведы понимали, что за храм они видят перед своими глазами. Надо отдать должное архитектору Вере Алексеевне Лебедевой, которая приложила немало усилий для того, чтобы государством были выделены средства на реставрацию храма. И в 1966-1968 годах, под руководством реставратора М. И. Семенова, церковь обрела свой первоначальный вид. Вера Алексеевна Лебедева выполнила все рабочие чертежи проекта. Случилось чудо, советская безбожная власть выделила 900 с лишним тысяч рублей на восстановление православной церкви! Это когда доллар был 62 копейки! Но реставрация не была закончена. С тех пор как реставраторы ушли с объекта прошло 30 лет. И снова церковь, требующая реставрационных и строительных работ, попала в добрые руки людей.

Уже девять лет восстановительными работами занимается здесь Александр Дмитриевич Прохоров, генеральный директор объединения “Ленинградсланец”. Благодаря его усердию, отремонтированы два придела церкви – Никольский и Пятницкий. Ведётся реставрация основного, Троицкого придела. Он же является старостой церкви. Духовно окормляет храм отец Дмитрий Пономарев, который несет основную службу в Благовещенской Пискаревской церкви в Санкт-Петербурге и регулярно приезжает на богослужения в Доможирку. Им проведена большая исследовательская работа в архивах Санкт-Петербурга. Отец Дмитрий проводит большую работу и по популяризации этого храма. Благодаря ему многие люди узнали и полюбили церковь в Доможирке. Так, жители Санкт-Петербурга Виталий и Ирина, а также их сын Василий пожертвовали храму набор из 6 колоколов, которые были освящены и подняты 2 мая 2008 года. 

Колокола отлиты в Воронеже на колокололитейном заводе Анисимова. Каждый колокол имеет свою ноту, а звон всех шести колоколов вместе разработан известным на Руси колокольных дел мастером Оловянишниковым. Вес самого большого колокола – 290 кг, еще два колокола имеют соответственно вес 100 и 60 килограммов, малые, зазвонные колокола весят 29, 18 и 10 кг. На колоколах отлиты иконы. Самый большой колокол имеет образы Святой Живоначальной Троицы, Параскевы Пятницы и Николая Угодника, в честь которых освящены храм и приделы, а также Дмитрия Угличского – небесного покровителя отца Дмитрия. На втором колоколе – запечатлены образы святых Виталия и Ирины – небесных покровителей жертвователей. Подъемом колоколов занимался петербуржец Николай Фёдорович Крупенков, мастер своего дела, поднявший не один десяток колоколов на многих церквях России. Освящение колоколов Пасхальным чином провели отец Михаил Женочин, настоятель собора в Гдове и отец Дмитрий. У многих присутствовавших на глаза набежали слёзы, когда раздался первый колокольный звон. Сочный сильный звук долго не смолкал над гладью Чудского озера. Здесь, на рубежах России этот звон имеет особое значение, как утверждение православной Веры, Правды и Добра, как хранитель границ нашего государства.

Директор Гдовского краеведческого музея Надежда Сингатуллова


БУДЬКО ВЛАДИМИР  5 ноября 2010

3. Троицкая церковь в с. Доможире. Погост Доможир находится в 200 вер. от Петрограда, в 22 — от Гдова на берегу Чудского озера, в 54 — от Нарвы, в 10 — от устья р. Наровы. Сообщение от Нарвы на лошадях. Церковь каменная с приделом Св. мученицы Параскевы; когда и кем построена, неизвестно. К церкви приписано 8 часовен. Земли при церкви 40 десятин.

Приход составляют: с. Доможир и деревни: Мяковщина в версте, от Церкви, Богдановщина и Ледино (2 вер.), Рубцовшина, Дубровно и Симонково (3 вер.), Локоть (4 вер.), Куземкино (4 1/2 вер.), Орел (5 вер.). Всего в приходе около 300 дворов; прихожан обоего пола около 1500 чел. В приходи одна церковно-приходская школа в Доможире. Соседние приходы: Каменский, Павловский, Скамейский и Козловский.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалованье от казны: священнику 500 руб., псаломщику — 150 руб. в год.

Священник Николаевский, Всеволод. Окончил курс Олонецкой Духовной Семинарии; рукоположен во священника к Кунестской ц. Гдов. у. 1887 г. перемщен к сей ц. в 1893 г. Имеетъ орден Св. Анны 3 ст. с 1912 г. Состоит духовником духовенства 1-го округа Гдовскаго у. Псаломщик Румянцев Петр. Выбыл из 3 кл. Алекс. Нев. Дух. училища. Определен псаломщикомъ к ц. Св. Адриана и Наталии что на даче графа Буксгевдена, Петрогр. у., перемещен к сей ц. в 1894 г.

Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский Петергофский. - Петроград. 1915.


Анонимный участник  6 сентября 2015

Погост Доможирка находится в 200 верстах от Петербурга и в 22 от Гдова, на берегу Чудского озера, близ сельца Доможирка, принадлежавшего прежде князьям Елецким, позже - наследникам Косяровским.

Церковь посвящена Св. Троице, а придел ее - св. Параскеве. Антиминс Троицкого престола освящен митрополитом Иовою 1841 г. августа 24. Антиминс в приделе Параскевы освящен Венедиктом 1835 г. декабря 7-го; оба подписаны митрополитом Серафимом. От прежнего придела Николая чудотворца, по разорении его шведами. Осталась только алтарная стена.

Храм построен каким-то жителем Пскова. Плиту для храма он привозил из Пскова по Чудскому озеру. В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать императрицы Екатерины II. Метрические книги существуют с 1789 г. До 1808 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1808 по 1815 гг. диакона не было.

До штатов причт содержался платою за требы и ругою; руга, по 2 четверика с женатого, собиралась осенью. По штатам причт отнесен к 3 разряду. С уничтожением руги в 1853 г. содержание причта сделалось крайне недостаточным, так как доход от земли не мог равняться руге. Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин по берегу Чудского озера представляют неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами.

Жалования причт получает 343 руб. Дохода за требы около 600 руб. В принадлежащем церкви деревянном доме живет просвирня. Причт помещается в своих домах. Церковного капитала 400 руб.

Из деревень ближайшие к погосту: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкино, Мольяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина. Мельговщина, Хитово, Заханье и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретье и Кишкино. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 1066, жен. пола 1224. Крестьяне занимаются земледелием и рыбной ловлей.

Прихожане усердно посещают церковь, но многие охотнее отправляются в село Скамью, где, кроме церкви, есть лавки и производится, по праздникам, торговля. В обыкновенные праздники бывает в церкви до 300 человек, а в большие до 600 и более. В пятницу, перед 24 июня, в погосте бывает 2-х дневная ярмарка.

Часовни существуют во имя вмч. Георгия - в Богдановщине и Вяжище; св. Троицы - в Орле; Параскевы – в Куземкине; Илии - в Симонове;, Успения - в Веретье; Воздвижения – в Сиккове, Михаила – в Мелговщине.

В 5-ти верстах отсюда, в верховьях Наровы, у Чудского озера, есть каменная церковь во имя св. Николая, построенная мастером Андреем Евфимиевым и освященная в 1882 г.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.