ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Модеста, архиепископа Иерусалимского, Власия, Симеона и Анны
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1845 и 1856.
Архитектор:Д.А. Гущин
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Подольский городской округ, с. Покров

Координаты: 55.449223, 37.632179



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
22 сентября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
22 сентября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
14 марта 2017
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Александр Носов
27 марта 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
23 мая 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Михалыч
8 мая 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
30 декабря 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
30 декабря 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
3 января 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
22 сентября 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Панорама с севера<br>, Покров, Подольский городской округ, Московская область
Панорама с севера
Василий Балашов
17 июня 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Покров, Подольский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
3 января 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, часовня около церкви<br>, Покров, Подольский городской округ, Московская область
часовня около церкви
Андрей Агафонов
1 июля 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет.

В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа.

С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад.

В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2014

История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. "восьмерик на четверике". Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями. Далее храм многократно перестраивался. Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния. В 1781 г. пристроен северный Никольский придел. В 1792 г. к празднику Покрова граф Федор Андреевич Остерман, приходившийся племянником Василию Ивановичу Стрешневу пожертвовал богослужебные сосуды в Покровский храм.

В Центральном Государственном архиве сохранилось следующее описание Покровского храма, относящее к 1849 г. Ведомость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Покровском Подольского уезда за 1849 г.: Построена в 1726 году тщанием господина Стрешнева. Здание каменное с таковою же колокольней крепко Престолов в ней два: в настоящем холодном во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Святителя Чудотворца Николая. Утвари достаточно. Причта в ней положено по штату: священник один, дьякон, дьячок и понамарь. Земли всей при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины, на которую землю особенного плана не имеется, оною землею владеют крестьяне, с коими сделано условие, которое хранится в консистории. Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле. На содержание священно-церковнослужителей получают от крестьян в год за землю шестьсот рублей ассигнациями, а за луга шесть пудов сена, содержание их посредственное. Зданий никаких при сей церкви не имеется. Расстояние сей церкви от консистории в 50-ти верстах. Ближайшие к церкви: церковь Федоровской Божией Матери, что в селе Ворсине в 2-х верстах, церковь Святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольском в 5-х верстах. Приписных к оной церкви не имеется. Домовой церкви также не имеется. Опись церковному имуществу есть, учинена в 1846 г. Скреплена в консистории Знаменским Архимандритом Иоанникием, утверждена печатью Консистории. Приходно-расходные книги о суммах свечной церковных зашнурованы и печатью Консистории в 1841 г. сданы, ведутся в исправности и хранятся в целости. Копии метрических книг с 1813 года хранятся в целости. Исповедальные росписи с 1813 года хранятся в целости. В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1846 г., скрепленной присутствующим Консистории Богоявленским Архимандритом Митрофаном, в ней исписанных 62, а неисписанных осталось 93 листа.

В 1861-1865 гг. ликвидируется крепостное право в России и владелец усадьбы генерал-майор Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой строит южный придел, в память об этом событии. Освящен боковой придел в честь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же к храму пристроена колокольня. Таким образом, происходит окончательное оформление архитектурного ансамбля. В самой церкви устраиваются хоры, что вызвало переделку сводов Никольского придела и устройство балконов на южном и северном фасадах. Балконы вели на хоры в трапезной части храма (не сохранились). После 1894 г. стена между главным приделом и трапезной была растесана и вместо трех сводчатых проходов, образовался один большой широкий проем. Дверные и оконные проемы южного фасада расширены. По описям конца XIX в. известно, что в храме было три иконостаса, один из которых был из искусственного мрамора.

Архивный документ 1894 г., содержит следующие сведения: "Московской губернии, Подольского уезда церковь во имя Покрова, что на Моче, с. Покровского на Моче" Метрика №534 1. Во имя Покрова Пресвятой Богородицы 2. Церковь основана в 1726 году как значится в церковных документах. О времени основания и муже, строившем церковь, имеются две надписи: одна снаружи на стене правой стороны в углубленном виде… Другая на отдельном камне того же вида снятом со стены при построении придела и находящемся теперь в алтаре… 5. Церковь находится на отдельном погосте основана на пригорке вблизи реки Мочи и прозывается "село Покровское на Моче" Подольского уезда. 6. Позднейшие постройки составляют колокольню и придел с правой стороны во имя Свв. Апп. Петра и Павла, устроенные в память освобождения крестьян от крепостной зависимости генерал-майором Павлом Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым-Толстым в 1861 году, о чем на стене западной стороны придела сделана доска с надписью упомянутого содержания. 7. Церковь построена половиною квадратная, половиною 8-мигранная с таковою же шейкою или фонарем на квадратной половине два яруса. На 2-м ярусе верх заканчивается каждой стороны углом с карнизами… в которых живописью изображены: Спаситель, Божия Матерь, Николай Чудотворец. Церковь одноапсидная. 8. Алтарь устроен в квадратной половине церкви одним полукружием. 9. Церковь в вышину имеет 47 аршин , в длину и ширину по 15 аршин приблизительно… 10. Церковь построена вся из кирпича, карнизы, пояски и столбы облицованы камнем. 11. Стены выкладены все сплошной кладкой из обыкновенного квадратного кирпича и залиты известковым раствором. Стены сохранились в первобытном виде, кроме прохода на хоры и в колокольню в западной стороне к трапезе, которого теперь нет, а сделан в колокольню снаружи. 12. Наружные стену гладкие с выдающимися столбиками из камня в виде колонн, опирающихся до поясков, которые сделаны перед карнизами. Всех поясков и карнизов четыре по числу ярусов церкви. 13. Карнизы сделаны из камня в виде поясков с отливом от верха вниз с выдающимися квадратами вытесанными из камня. 14. Кровля на сводах церкви… с сквозным фонарем, на алтаре и трапезе шатровая на все скаты, железная выкрашена медянкой. 15. Фонарь сквозной восьмигранный устроен с пролетами тремя окнами. На фонаре малая глухая шейка с одним пояском вверху гладкая, без украшений. 16. Вместо главы поставлена на настоящей церкви корона, сделанная из железа набронзолированная и на ней крест железный четвероконечный с сиянием, без цепей. 17. На колокольне главы с яблоком окрашенные и на них крест железный четвероконечный без цепи. 18. Окна в настоящей трапезе и приделах одинаковые прямые в три света, вышиной в три аршина, шириной в 0,5 аршина с прямыми перемычками из кирпича. В алтаре настоящей церкви три окна и в северном и южном предалтарии первого яруса по два окна, второго по два окна, и в третьем четыре окна с отливом внутрь, в трапезе в приделах алтаря по три окна и в предалтариях по два окна. Решетки всех окон железные с пятью долевыми брусками и 4-мя поперечными с перехватом кольцами. Ставни окон простые железные кованные, окрашены медянкою. 19. Всех дверей пять: две двери в первом ярусе южной и северной стороны настоящей церкви железные кованные, окрашены медянкою и две двери во втором ярусе таковые же и перед ними три выхода площадки и решетки, и одна дверь во втором же ярусе западной стороны для входа с колокольни на хоры. Петли на дверях простые… 25. Паперть устроена с 3-х сторон. 26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами. Трапеза устроена также в виде палаты; отделяется от храма глухой стеной с тремя пролетами - одним полукружием. В трапезе два придела - один с южной стороны не отделенный стеной, другой - с северной отделен каменной стеною с одним пролетом (дверным). 27. Свод в настоящей церкви котловый с сквозным фонарем, в трапезе своды полукруглые, опирающиеся в стенах с тремя арками… 30. Пол в алтаре храма и трапезной одинаковые - из каменных плит. 31. Алтарь одночастный. В правой стороне алтаря помещается шкаф для ризницы. В левом жертвенник. Пол в алтаре возвышен на одну ступень от храма. 32. Престол деревянный квадратный в 1 аршин и 2 четверти ширины и длинны, вышина его в 1 аршин 6 1/2 вершков . Обложен посеребренными листами меди из меди с изображенными по сторонам Тайной вечери, Воскресения Господня, Распятие Христа и Покрова Богородицы. 33. Над престолом устроена сень вышиною в 3 аршина на четырех столбах, обложенных посеребренными листами из меди и вызолоченным сиянием на боковых сторонах верха. Над престолом вверху изображен Господь Саваоф. Верх сени шатровый с главкою и престолом… 36. Жертвенник деревянный квадратный 14 вершков ширины и длинны, вышина его 1 аршин 6 1/2 вершков, поставлен к левой стене. 37. Иконостас сосновый старого устройства состоит из нескольких рамок с вызолоченными клеймами и карнизами, в которых вставлены образа с ризами "оплена" выкрашены белою краскою о шести ярусах. Царские двери вызолоченные резные. Вверху Господь Саваоф в кругу сияния с маленькими херувимами, в середине Божия Матерь и Ангел с веткою в руке, резные же, внизу четыре Евангелиста резные по два на стороне. Иконостас сделан из алебастра под мрамор о двух ярусах, иконы живописного письма, с левой стороны иконостас деревянный полукруглый окрашен белою краскою о 3-х ярусах. Иконы старого письма. 38. Солея устроена перед алтарем от одного клироса до другого каменная, возвышена от помоста… на одну ступень. 39. Амвон каменный, тоже возвышен на одну ступень. 40. Клиросы устроены деревянные выкрашены белою краскою, одинаково с иконостасом, особых украшений нет… 45. Хоры устроены во втором ярусе церкви в 1 1/2 аршина ширины и 7 аршин от пола по сторонам западной, южной и северной стороне с перильцами и балясинами, выкрашенными белою краскою. 46. В церкви погребений, памятников нет. Вблизи церкви с левой стороны устроена каменная часовня, крытая железом, в которой погребено тело графини Чичериной. На восточной стороне часовни прибита доска с надписью: "Здесь лежит тело бригадирши Марии Петровны Чичериной, урожденной графини Дивиер, родилась в 1743 году 18 марта, скончалась 1837 году 2 августа"… 50. Колокольня построена в 1861 году генерал-майором Павлом Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым-Толстым в виде квадратного столба о 3-х ярусах из кирпича. 51. Всех колоколов шесть. Большой колокол отлит по надписи в 1880 году 19 февраля в г. Ярославле на заводе придворного поставщика двора Его Императорского Величества мануфактурного советника и кавалера Порфирия Иванова Оловянишникова, весу 305 п. 34 ф. Лил мастер Игнатий Веревкин. Второй вылит в царствующем граде Москве на заводе Самгина - весу 95 пуд., 32 фун. Третий лит тоже на заводе Самгина весу 24 п. 34 ф. Остальные же три малые колокола без обозначения веса и надписи. 52. Церковь расписана не вся, а только местами живописным письмом. 53. Иконы в иконостасе настоящей церкви и левого и правого придела старого письма, сохраняются в своем первобытном виде. О времени написания записей никаких нет. 54. Запрестольная Чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе старого письма с рукояткою на тумбе, сохраняется в первобытном виде. О чудесах, явленных Божией Матерью через икону нет нигде печатного описания… 60. Из служебных сосудов старинных имеются одни серебряные с чернью. На потире имеется надпись следующего содержания: "В село Покровское в церковь Покрова Богородицы к 1 числу октября от графа Федора Андреевича Остерман 1792 года и дяди своего Василия Ивановича Стрешнева взамен прежних обветшавших, весу 4 а. 52 золотн [9]". 1. Ответы на предложенные вопросы давал означенной церкви священник Петр Крылов. 2. Воспитывался отвечающий в Семинарии. 3. От роду 38 лет, священствует 12 лет.

Внутреннее убранство церкви не сохранилось, исключая лишь редкие фрагменты живописи конца XIX в. Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учет, дает следующее описание: "Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объемно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа "восьмерик на четверике" завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси "север-юг", с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений…"

Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля. Одним из служивших в Покровском храме священников был Петр Дмитриевич Крылов. Сюда его перевели из села Льялово под Зеленоградом, рядом с Крюково Московской области, а корни его были из кубанских казаков. У священника была большая семья, сыновья Василий, Николай, Виктор, Петр, Иван и дочери Ольга и София, для которой требовалось подходящее жилье. Купили старый дом в д. Ясенки и перевезли его в Покровское, поставили рядом с храмом, на красивом берегу у пруда. Умер отец Петр рано, в 54 года из-за болезни желудка. Похоронен пастырь у алтаря Покровского храма, с левой стороны. Надпись на памятнике гласит: "Местный священник Петр Дмитриевич Крылов родился 23 июня 1848 г. Скончался 1 мая 1903 г. в 9 часов вечера жития его было 54 года 10 месяцев 8 дней".

http://pokrovpp.prihod.ru/istorija_khrama


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2014

Село Покров - одно из древнейших поселений на Подольской земле. До Великой Отечественной войны за огородами села стояло несколько курганов вятичей. Первое известное летописное упоминание о "погосте Дрождицах, что на реке Пахре, а в нем церковь Покров Святей Богородицы" датируется 19 (6) декабря 1559 г." Село в разное время называлось по-разному: Покров, Дрождицы, Дрозницы, Вязницы, Разницы. 19 декабря 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост Дрождицы с церковью Покрова Богородицы в Конопенской волости Молоцкого стана в вотчину Московскому Данилову монастырю за молитвы и поминовение по своей грешной душе более чем на два столетия. Далее упоминание о селе и церкви встречается в Писцовых книгах 1627 г. В записной книге Синодального казенного приказа за 4 февраля (22 января) 1730 г. значится указ о строении из белого камня церкви Покрова Богородицы с приделом священномученика Власия в селе Разницах. Большого Успенского собора протопопу Иоанну Максимову велено освятить ее". С 1814 г. церковь принадлежала Экономическому ведомству Подольского округа. Просуществовал храм до 1845 г. и сильно обветшал. В 1843 г. Священником Александром Аникитичем Успенским было подано прошение на имя святителя Филарета, митрополита Московского, о дозволении строить новый храм. Разрешение было получено 31 июля (18 июля) 1845 г., и тогда же приступили к возведению нового здания церкви.

Строился храм, на кошельковую сумму и за счет частных пожертвований. Руководил стройкой архитектор Дмитрий Гущин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, полностью отстроенная к 1856 г., имеет два придела: правый - в честь святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского, и священномученика Власия, епископа Севастийского, левый - в честь праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. С 1894 г. при церкви села Покров-Разницы имелась библиотека и церковная богодельня, а с 1901 г. при церкви было открыто Покровское общество трезвости, при нем имелась чайная лавка и библиотека, в том же году начала работать церковно приходская школа.

Церковь в селе Покров закрыли в 1937 г., были сожжены иконы, иконостасы, разграблено имущество. Здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. по указу митрополита Ювеналия церковь получила вторую жизнь. Настоятелем назначен священник Вячеслав Дреев. Со времени открытия храма, за девять лет, были проведены большие реставрационные работы: полное восстановление куполов храма, кровель главного алтаря и трапезной части, приобретен комплект из девяти колоколов, полностью восстановлены три алтаря с иконостасами, произведена роспись фресками всех стен и потолка храма, приобретена необходимая церковная утварь, инвентарь и пр. Все работы были выполнены достойным образом, включая устройство въездной арки в храм, его ограждение кирпичным забором с коваными решетками, устройством газонов и цветников, дорожек для крестного хода, что дало храму соответствующее благолепие. Великое освящение церкви 9 сентября 2001 г. совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 

По материалам интернет-сайтов

 В 1627 г. в селе Ерино уже была каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, а к 1649 г. имелся второй придел — святителя Николая Чудотворца. В1656 г. владелец села боярин Иван Васильевич Морозов перед смертью постригся в монахи под именем Иоакима. В 1777 г. владелец села отставной полковник князь Иван Петрович Щербатов заменил обветшавшую деревянную крышу и иконостас. После этого 18 ноября 1777 г. Покровская церковь была вновь освящена. В конце XVIII в. построили каменную колокольню вместо деревянных столбов и сделали железную крышу. В 1847 г. в Московскую Духовную Консисторию подано прощение о дозволении купить церкви колокол весом в 2400 кг за счет средств, собранных «от усердия прихожан». Примерно в 1929 г. колокольню церкви разобрали.

Службы в церкви продолжались до 1937 г. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель Покровского храма и благочинный Подольского округа протоиерей священномученик Николай Агафонников. В помещении закрытого храма размещались клуб, кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, столярная мастерская, принесшие храму значительные разрушения. В 1993 г. здание передали Русской Православной Церкви, начаты восстановительные работы. Возобновлена литургическая жизнь. В 2005 году установлен центральный иконостас.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=312 


Существующий храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покров имеет длинную строительную историю. Село Покров, в древности именуемое "Дрозница" в 1627 г. было вотчиной московского Данилова монастыря. В 1627 г. имелась Покровская церковь "древяна клецки". По челобитью игумена Данилова монастыря Герасима в 1730-1731 гг. была построена белокаменная церковь, просуществовавшая до 1845 г. С 1764 г. село стало экономическим (государственным).

Небезинтересно отметить тот факт, что храм в с.Покров входил с состав Успенского собора Московского Кремля и ему уделялось особое внимание. Поэтому, когда в 1842 г. священником церкви о.Александром Успенским было подано на имя Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского, подано прошение о дозволении построить новую камменную церковь по представленному плану, оно получило одобрение. полученное 18 июля 1845 г. 

Проект храма был составлен в 1844 г. архитектором Горским. Тогда же место для строительства освидетельствовано губернским архитектором Д.Ф.Борисовым. В 1846 г. закончили возведение трапезной. В начале 1849 г. освятили южный придел свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского и свмч.Власия, епископа Севастийского, достроили колокольню. В 1852 г. был заказан иконостас для северного придела во имя праведных Симеония и Анны Пророчицы, освященного в 1857 г. В 1860г. главный храмоздатель о.Александр Успенский преставился и был похоронен у храма. С 1862 г. над работами надзирал архитектор Д.А.Гущин. Окончательно храм был достроен в 1872 г. и освяшен. отличался богатством внутренней отделки и росписями палехских мастеров. В 1937 г. церковь была закрыта и разорена. В 1992 г. храм возвращен верующим и возрождается. Архитектура храма - образец художественной эклектики, его проект использовался и в других культовых зданиях той эпохи (с.Сокольниково Домодедовского района).

Схема здания традиционна, ориентирована на запад-восток. Состоит из бесстолпного трехапсидного "настоящего" храма, прямоугольной, двустопной двухпридельной трапезной и высокой четырехъярусной колокольни, соединенной с трапезной небольшим протвором. Церковь типа "ротонда на двусветном четверике", перекрытая куполом и увенчанная массивной луковичной главой. С трапезной храм связан широким арочным проемом. Трапезная перекрыта системой лотковыох и вспарушенных сводов. Столпообразная колокольня с квадратными в плане нижними ярусами и сильно вытянутым третьим, со срезанными углами, завершена массивным, относительно низким барабаном и луковичной главой. Нижний ярус колокольни перекрыт вспарушеннм сводом, остальные перекрытия плоские, деревянные, барабан перекрыт куполом. Фасады храма по ярусам разделены лопатками на три прясла, завершенные ложными закомарами. Каждая ячейка фасада занята световыми или ложными окнами с разнообразными наличниками. Все части постройки по первому ярусу объединены общим декоративным мотивом оконных наличников и дверных порталов. 

Церковь была закрыта в 1937 г. и разграблена. С 1992 г. храм возрождается. Внутреннее убранство и росписи новые. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покров Подольского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Источники: протоиерей Олег Пенэжко. "Храмы г.Подольска и окрестностей". Владимир, 2004 г. "Подмосковье. Монастыри Храмы Источники" Москва, УКИНО "Духовное преображение", 2008 г.

Кирилл Аминов, 3 марта 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 января 2024

Вблизи города Подольск находится старинное село Покров, получившее свое красивое название благодаря местной церкви. Кроме главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы, храм имеет придел с уникальными для Подмосковья посвящениями священномученику Власию Севастийскому и святителю Модесту Иерусалимскому. Вместительный сельский храм увенчивают самые большие купола в южном Подмосковье – их площадь составляет 110 и 400 квадратных метров.

За свою долгую историю село Покров сменило несколько названий: Дрозницы (Дрознищи), Розницы (Вязницы), Покровское на Пахре. Деревянная церковь на этом месте впервые упоминалась в первой половине XVIIвека. В окладных книгах за 1628 год значилась «церковь Покрова святыя Богородицы, что в Дрознищах, в вотчине Данилова монастыря». Спустя сто лет, в 1730 году по прошению игумена и братии упоминавшейся московской обители Синодальный казенный приказ разрешил построить в подмосковной монастырской вотчине каменную Покровскую церковь с приделом священномученика Власия. Освятить церковь поручили протопопу большого Успенского собора Московского кремля Иоанну Максимову.

В 1842 году священник Покровского храма Александр Успенский вместе с прихожанами подал прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) о постройке в селе новой каменной церкви. Храм сооружался на средства сельчан, поэтому для экономии средств жители Покрова поставили собственный завод для изготовления кирпича, а также использовали камень старой церкви и колокольни. Несмотря на эти меры, стройка храма затянулась почти на 30 лет. Сначала была возведена новая колокольня и трапезная часть с двумя приделами: священномученика Власия и святителя Модеста, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Последний придел был освящен в 1857 году святителем Филаретом (Дроздовым), а основная часть Покровского храма была завершена только в 1872 году.

Благотворителями и ктиторами Покровской церкви во второй половине XIX века стали представители семьи Комаровых. На их средства, в частности, была построена в 1889 году приходская богадельня для престарелых женщин, содержалась школа. Среди меценатов храма были Василий Комаров, купец Гавриил Комаров, крестьянин Павел Константинович Комаров, Анемподист Александрович Михеев (на его средства в 1881 году было построено здание церковной школы), владелец суконной фабрики соседнего села Стрелково Александр Васильевич Михеев.

Святитель Власий, которому посвящен редкий для Подмосковья престол в Покровской церкви, был епископом римского города Севастия в начале IV века. Во время жестоких гонений на христиан языческого правителя Агриколая Власий скрывался в пещере у горы Аргеос, живя уединенно вместе с дикими животными. Однажды охотники Агриколая увидели в пустыне множество зверей, собравшихся вокруг старца-отшельника. По приказу Агриколая воины разогнали зверей и привели святого Власия на суд правителя. Исповедник веры по пути к месту мучений исцелял именем Христовым не только людей, но и животных. Одна женщина припала к ногам Власия, умоляя возвратить единственного поросенка, которого похитил волк. Зверь повиновался слову святого, вышел из леса и покорно вернул поросенка хозяйке. Благодаря этим эпизодам из древнего жития священномученик Власий издавна почитался в народе покровителем домашнего скота. Существовал даже особый обряд в день памяти святого приносить в церковь коровье масло и класть перед образом угодника. В сознании крестьян христианский святой Власий занял место созвучного по имени языческого бога Велеса (Волоса) – также покровителя домашних животных. Культ этого божества был настолько укоренен на Руси, что святитель Авраамий Ростовский еще в XII веке вынужден был разрушить идол Велеса в Ростове.

С церковью села Покров связана судьба неординарного священника начала XX столетия, краеведа и ученого-фенолога отца Николая Евграфовича Сироткина. Таинство венчания над молодыми Николаем Сироткиным и Анной Уаровой совершал священник из церкви села Покров. Отец Николай многие годы был настоятелем Знаменской церкви расположенного неподалеку от Покрова села Захарьино. В книге «Село Захарьино-Знаменское Подольского уезда Московской губернии» 1909 года о. Николай Сироткин приводил выдержки приходской летописи, где упоминаются окрестности. Если верить этой летописи, необычные события происходили в этой части Подольского уезда весной и летом 1890 года: в Бяконтове корова отелилась теленком с человеческой головой, а в Покрове-Розницах сильная гроза и град размером с грецкий орех побили хлеб и плоды в садах.

Посвящение придела Покровской церкви святителю Модесту Иерусалимскому является единственным в Москве и Подмосковье. Святой Модест был настоятелем монастыря Феодосия Великого в Палестине в скорбное для Святой земли время нашествия персов. Захватчики разорили Иерусалим, сожгли христианские монастыри и церкви, не исключая храм Гроба Господня. Патриарх Захария с паствой и великой святыней – Крестом Господним был захвачен в плен, а святой Модест чудом спасся от смерти в своей обители. В тяжелый час он вместо похищенного персами патриарха руководил погребением убиенных христиан и восстановлением из руин главных палестинских святынь: храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви. В 628 году святой Модест уже на склоне лет был выбран иерусалимским патриархом. Память святого Модеста отмечается в Православной Церкви 18 декабря (31 декабря по новому стилю). Как и священномученик Власий, Модест почитался защитником домашнего скота.

В 1880-е годы великий русский композитор Петр Ильич Чайковский несколько раз гостил недалеко от села Покров в подмосковном имении своей покровительницы Надежды Филаретовны фон Мекк. Осенью 1884 года Чайковский почти месяц жил в Плещеево, совершая длительные прогулки по живописным окрестностям реки Пахры. Как следует из писем, Чайковский несколько раз посещал церковные службы в Троицком соборе Подольска. Покровский храм находится к Плещееву значительно ближе Подольска – всего в 2 километрах, однако в письмах Чайковского к Надежде Филаретовне ни церковь, ни село Покров не упоминались. Так или иначе, праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1884 года Петр Ильич Чайковский встретил в Плещееве. Сельские пейзажи окрестностей села Покров наводили Чайковского на мысль поселиться в этих краях. Вот что композитор написал хозяйке усадьбы 1 октября (14 октября по новому стилю, в день Покрова): «Наступили последние дни моего пребывания в Плещееве; меня зовут в Петербург и дирекция театров, и Модест [младший брат]… наслаждаюсь одиночеством и тишиной и более, чем когда-либо, мечтаю поселиться навсегда в деревне… С тех пор, как себя помню, у меня всегда была какая-то болезненная любовь к осенней хмурой погоде, к пожелтелым и обнаженным деревьям, к своеобразно прелестному осеннему пейзажу».

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь села Покров, где чтят святых Власия и Модеста.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.