ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Жилино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Жилино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1752 и 1754. Трапезная - 1852-1854.
Архитектор:П.Т. Завьялов (трапезная)
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, городской округ Люберцы, п. Жилино-1, д. 90

Координаты: 55.63335, 37.94612
Проезд:от м. "Выхино" авт. 323, 324, 351, 416 до ост. "Жилино"; от ст. Люберцы-1 авт. 22 до ост. "Жилино"; от платф. Томилино авт.39 до ост. "Жилино"; на автомобиле по М5 до указателя на Лыткарино, через мост налево, на первом светофоре направо до поста ДПС, у которого взять левее.



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Людмила Будылина
9 октября 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
28 октября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Владислав Яровинд
18 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Людмила Будылина
9 октября 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Вид с северо-востока
Олег Щёлоков
5 июня 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1986
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1986
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
28 октября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Кресты и главы основного объёма (впереди) и колокольни (на дальнем плане)<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Кресты и главы основного объёма (впереди) и колокольни (на дальнем плане)
Олег Щёлоков
5 июня 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, общий вид интерьера<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
7 июня 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1950-х годов<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
16 марта 1958
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Главный престол Успения<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Главный престол Успения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
26 октября 2019
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Придел Троицы Живоначальной.<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Придел Троицы Живоначальной.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
26 октября 2019
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Придел Никольский<br>, Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Придел Никольский
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили
26 октября 2019
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
20 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
20 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
21 сентября 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Жилино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
21 сентября 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  10 мая 2011

Село Жилинское упоминается в XIV в., в духовной грамоте святителя Алексия, Митрополита Московского. Он завещал село основанному им кремлевскому Чудову монастырю. Писцовые книги XVII в. упоминают о существовавшей в «вотчине Чудова монастыря» деревянной церкви.

Нынешняя каменная церковь стоит на взгорье с 1754 г. Построена она на пожертвования прихожан. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы. Престолов в храме три — в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах басменные ризы и к каждой из них приделаны специальные рамки, в которые раньше вставлялись лучшие богемские (листовые) стекла. Застекление сохранилось и поныне. Главный иконостас — пятиярусный. Стенное писание и орнаменты по местам при поновлении и даже полной замене сохранены в единстве стиля. Многое сохранилось от старого храма и утвари.

Храм не закрывался в советское время. В настоящее время здесь действует воскресная школа. Приход активно занимается благотворительностью. Проведены ремонтно-реставрационные работы.

Источник: http://blagolubie.ru/churches/prihod/zhilino/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 апреля 2018

Первое упоминание о деревянном храме, располагавшемся на взгорье, на старинном Коломенском тракте, в селе Жилино, датировано 1624 годом. В 1750 году церковь погибла в огне пожара. Спустя два года на средства прихожан строится каменный храм, который сохранился до наших дней. Большая часть средств, необходимых для строительства, была пожертвована Никифором Артемьевичем Сеземовым, бывшим крепостным Шереметевых, разбогатевший на поставках провианта в казну и продовольствия в армию. Известный портретист Левицкий даже написал портрет мецената, дабы сохранить его образ в памяти потомков.

Автор проекта церкви неизвестен, но специалисты предполагают, что здание храма было спроектировано архитектором Василием Саввичем Обуховым, автором проекта соседней мячковской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, очень напоминающую жилинский храм. Существует предание о том, что в этой церкви молился знаменитый полководец М.И. Кутузов перед знаменитым Тарутинским манёвром. Документальных подтверждений этому не существует, но известен такой факт: именно из Жилино полководец направил императору донесение об оставлении Москвы русскими войсками. В этом донесении он объяснял причину такого шага, приводил доказательства его необходимости. В доме, расположенном поблизости от храма, некоторое время находился временный штаб М.И. Кутузова. Кстати, именно в этом штабе он впервые встретился с кавалер-девицей Н.А. Дуровой, ставшей прототипом главной героини знаменитого фильма "Гусарская баллада". После отхода русской армии во дворе храма была оставлена на память артиллерийская пушка, дабы залпами отмечать знаменитые даты.

Храм не закрывался в советское время. Но в середине июня 1941 года, церковь чуть было не закрыли. В воскресенье 15 июня 1941 года ярые противники церкви, активисты Пехорской фабрики, собрали атеистический митинг с требованием закрыть жилинскую церковь, а позже и вовсе взорвать её... Храм был обречён. 15 июня отец Иоанн Соболев совершил последнюю литургию в почти безлюдном храме. А в следующее воскресенье, 22 июня началась Великая Отечественная война и про храм забыли.

Что касается архитектуры здания, то как можно видеть - Успенская церковь выстроена в стиле провинциального барокко, каменная, на белокаменном цоколе, состоит из бесстолпного четверика. Двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, завершён декоративным барабаном с луковичной главкой. С востока к церкви примыкает прямоугольный алтарь, с запада небольшая трапезная с двумя боковыми приделами и приземистая классицистическая колокольня в три кубических яруса, перекрытая куполом с люкарнами. Декоративное убранство здания переработано в 1850-х годах и сводится к расчленяющим стены пилястрам, карнизам. Наличников вокруг широких прямоугольных окон нет. При перестройке храма архитектором Завьяловым в 1852 году была расширена и перестроена трапезная из-за большого числа прихожан. Главный престол Успенский, в трапезной - Троицкий и Никольский приделы. Четырёхъярусный главный и двухъярусные придельные иконостасы сооружены в нач. 1850-х гг., росписи были поновлены в нач. ХХ столетия.

С сайта: html://www.50rus.hramy/Храмы Подмосковья/Люберецкий район и видеосюжет: Теле-радио сериал "Храмы Люберецкого края", серия 5, - храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилино.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2018

Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилине.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца деревянная клетцки по писцовым книгам 1623 – 24 гг. находилась «в селе Жилкине, Московского уезда, Островецкого стана, в вотчине Чудова монастыря, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола и все церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Стефан Кузьмин, во дворе церковный дьячок Андрюшко Понкратьев, да крестьян 3 двора и бобылей 18 дворов».

Под 1646 г. при Успенской церкви, кроме придела Николая Чудотворца, значится другой придел во имя Алексея митрополита; у церкви во дворе поп Мелентий, во дворе дьячок Ивашко Кириллов, да в селе 32 двора крестьянских и бобыльских.

В книге Патриаршего приказа записано: «в 1658 – 59 гг. прибыла вновь церковь Успения Пресвятой Богородицы в вотчине Чудова монастыря, в селе Жилине, дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна. 4 июня те деньги за прошлые 1654 – 58 гг. и за нынешний год платил той же церкви поп Иван». В 1678 – 80 гг. при Успенской церкви были: «во дворе поп Иван Павлов, дьячок Сенка Матвеев, пашни у них во владении по 3 чети в поле, сена по 65 копен и та пашня и сенные покосы – монастырская вотчинная земля». В селе числилось 33 двора крестьянских и бобыльских, в них 115 чел.

В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1728 г. значится: «июля 4 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда, Вохонской десятины, вотчины Чудова монастыря, села Жилина Успенского попа Семена Назарьева с прихожанами, велено им в том селе, вместо ветхой деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, построить вновь церковь во имя тот же престол; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших 1 четь взято».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_zilino_uspenskaya_cerkov.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 марта 2024

Успенский храм в селе Жилино городского округа Люберцы известен преданием, что в 1812 году в нем молился командующий российской армией М. И. Кутузов во время отступления войск из Москвы. Однако храм интересен не только этим. Благотворителем церкви в Жилино был неординарный человек, богатый крепостной крестьянин Никифор Артемьевич Сеземов. В жилинской церкви сохранились старые дореволюционные иконы, в том числе семейный образ с ликами небесных покровителей домочадцев Н. А. Сеземова.

В левой части главного иконостаса церкви в Жилино перед северной дьяконской дверью помещена «семейная икона» Н. А. Сеземова с избранными святыми. На ней Бог Отец благословляет святых, соименных жене, дочерям и другим членам семьи храмоздателя: великомученицу Екатерину, мученицу Дарию, мученицу Татиану, Иоанна Крестителя, великомученицу Варвару, мучениц Веру, Надежду, Любовь, Софию и, наконец, святого Никифора – небесного покровителя самого Сеземова. Жертвователь, внесший основную сумму на постройку каменного храма в Жилино, был не купцом или помещиком, а крепостным крестьянином графа Петра Борисовича Шереметева. О несметном богатстве этого незаурядного и энергичного крепостного говорил тот факт, что он пожертвовал пятнадцать тысяч рублей – огромную по тем временам сумму – на Воспитательный дом в Москве для сирот, подкидышей и беспризорников. За это богоугодное дело Сеземов был увековечен придворным художником Екатерины II - Д. Г. Левицким. Необычный парадный портрет бородатого крестьянина в мужицком кафтане, подпоясанным кушаком, в 1771 году установили в зале Опекунского совета среди портретов других меценатов, знатных особ высших сословий.

На момент своей кончины Никифор Сеземов имел каменный дом в Москве, пивоваренный завод, каменный дом в родной подмосковной деревне Выхино близ села Вешняки (ныне район Москвы), огородную землю на Крымском Броду, покупную дачу в Плесском уезде Костромской губернии. В 1777 году крепостной крестьянин купил населенное имение Богородское Унженского уезда вместе с 429 душами мужского пола (не считая женщин и детей) у прапорщика Аммоса Демидова. Эта курьезная ситуация напоминала реалии рабовладельческого строя в древнем Риме: там богатые рабы могли позволить себе собственных рабов, так называемых викариев. Был даже известен случай, когда один из таких викариев в свою очередь тоже купил рабов.

История Никифора Сеземова показательна: крепостной крестьянин XVIII столетия – это не только бедный хлебопашец, который ютился в избе-землянке, и неустанно трудился в поле на пользу помещика. В крестьянском сословии было расслоение на бедных, обеспеченных и богатых. Существовали «непашенные крестьяне», занимавшиеся ремеслами. Были «капиталистые крестьяне», то есть, по сути, предприниматели, богатые торговые люди, владевшие мануфактурами и фабриками. Богатство и образованность некоторых крепостных в вотчинах тех же Шереметевых в Пензенской губернии приводили в изумление даже иностранцев. Исследователь В. П. Столбов писал: «Иностранца ученого Гакстгаузена удивили целые улицы отличных больших каменных домов, среди них – двухэтажные дома с колоннами и балконами, крытые железом… среди крестьян села Поим были люди с миллионным состоянием и очень немногие крестьяне хотели получить вольную, но таковые были и они способны были заплатить за свое освобождение от 80 тысяч до 1 миллиона рублей». Удивило иноземца и то, что поимские крестьяне выписывали и читали труды историка Карамзина.

В журнале Русская мысль за 1902 год есть статья В. И. Семевского с парадоксальным названием: «Крепостные крепостных крестьян в России в XVIII веке». Показательно, что две трети этой большой статьи посвящены именно истории Никифора Артемьевича Сеземова – храмоздателя церкви в Жилино.

Сеземов нажил первый капитал торговлей, а затем с разрешения своего графа, занялся винным откупом в южных губерниях. Шереметевы отличались тем, что «вглядывались и вслушивались в крепостную деревню», отыскивали таланты. Они поощряли смекалистых и предприимчивых мужиков и способствовали их обогащению. Из крестьян Шереметевых вышло немало и «крепостной интеллигенции»: художники и архитекторы Аргуновы, зодчий Яков Бухвостов, профессор А. В. Никитенко… «Капиталистый» крестьянин Сеземов разбогател настолько, что однажды сам Петр Борисович Шереметев просил у своего крепостного денег взаймы. К слову, Сеземов отказал графу в просьбе – речь шла о десяти тысячах рублей.

Как было сказано, в 1777 году Никифор Артемьевич купил себе село Богородское в Костромской губернии, но крестьяне встретили нового владельца враждебно: велели уезжать и угрожали утопить в реке Ветлуге. «Крепостному-помещику» пришлось жаловаться на крестьян своему хозяину графу Шереметеву: «Мужики-дураки… ни в чем меня не слушают, в чем крайне я от них терплю обиду: дав свои собственные денежки, не имею участия».

Ссоры и тяжбы с крестьянами расстраивали здоровье престарелого Сеземого, поэтому он склонялся к мысли продать село, а вырученные средства направить вновь на богоугодные дела: «в раздачу по церквям, на поминовение о грешной душе, егда разлучатися от тела и на исправление всяких нужнейших церковных необходимостей, в раздачу самым бедным и неимущим пропитания людям и милостыню». Заботясь о судьбе супруги и внуков брата, Никифор Артемьевич все же не продал населенное имение, но в духовном завещании велел треть дохода от него тратить «на вечную литургию в трех церквях» и на милостыню неимущим. После смерти Никифора Артемьевича Сеземова вдова крестьянина-мецената безвозмездно передала его каменный дом в Выхине под богадельню для престарелых крестьян. Богатый крепостной графа П. Б. Шереметева остался в памяти людей, как человек устроивший богадельню, участвовавший в создании Воспитательного дома для сирот в Москве и Успенского храма в подмосковном селе Жилино.

Стены Успенского храма построены из белого камня, доставленного из соседнего Мячково, известного своими каменоломнями на всю область. Автором проекта, скорее всего, был московский архитектор Василий Саввич Обухов. Церковь в форме четверика под куполом построена в стиле барокко в 1850-1852 годах. В трапезной устроены приделы во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах — облачения басмы, и к каждой из них прикреплены специальные оправы, в которые предварительно вставлялись лучшие богемские (листовые) стёкла. Остекление сохранилось до наших дней. Главный иконостас пятиярусный. Настенные росписи и орнаменты местами сохранены в едином стиле при реставрации. Большая часть старого храма и убранства сохранилась. Особо чтимые иконы: "Казанская" икона Божией Матери, образ «Нечаянная радость» и икона "Святой Владимир".

В советское время храм местные власти не закрывали.

Рядом с церковью сохранилось старое кладбище, на котором недавно прекратились захоронения. Известняковые надгробия из песчаника в форме древних саркофагов украшены по бокам библейскими надписями на старославянском языке, именами умерших и цветочной короной по кругу.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Крепостной Сеземов и храм в Жилино.



Комментарии и обсуждение


Колокольня построена в кон.18 века. Двухпрестольная трапезная перестроена и расширена в 1852 г. по проекту арх. П.Т.Завьялова.
14 апреля 2014.

Церковь построена в 1754 г. на средства оброчного крестьянина графа ГБ.А.Шереметева Н.А.Сеземова.
26 мая 2014.

Волею судеб при советской власти Успенская церковь не закрывалась, и здесь сохранилось внутреннее убранство. До 1992 года здесь хранилась главная святыня из Казанской церкви села Котельники - образ Пресвятой Богородицы, щедрый дар Казанскому храму от царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №376, ООО "Де Агостини", 2019

27 декабря 2019, Алексей Кротов.