ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Любец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:между приблизительно 1680 и приблизительно 1700.
Адрес:
Владимирская область, Ковровский р-н, с. Любец

Координаты:56.3316, 41.2053
Проезд:В г. Ковров следует выехать в пригород к домостроительному комбинату, далее не доезжая до него 200м свернуть влево по единственной дороге, далее 4км через с. Погост, лес, мимо пионерлагеря и турбазы к селу Любец


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Геннадий.
6 февраля 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Вид с юго-востока
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Вид с запада
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Вид с востока
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Новикова Елена
7 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Южный фасад
Щёлоков Олег Олегович
24 декабря 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Основной объем. Вид с северо -запада
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Окно алтаря
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Главка основного объема. Вид с юго-востока
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Колокольня. Вид с юго-востока
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Дверь южного фасада основного объема
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Окно южного фасада основного объема
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Основной объем. Вид с юго - запада
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Южная стена основного объема
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Восточная стена трапезной
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Северная стена трапезной
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Северная стена основного объема
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Алтарная часть храма
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Общий вид храма от входной двери
Дмитрий
26 июля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Ворота западной части ограды
Василий Балашов
30 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Любец - Ковровский район и г. Ковров - Владимирская область
Зимний вид церкви из окружающих лесов
Щёлоков Олег Олегович
24 декабря 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  25 декабря 2005

Успенская церковь в селе Любец считается ярким и образцовым представителем древнерусского зодчества. Её архитектура перекликается с суздальской школой каменных дел мастеров. Характерны пропорции и наличие шатровой колокольни. Место постройки её на холмистом и лесистом берегу реки Клязьма выбрано очень удачно. Она находится поодаль современного села Любец, но идя по нему вдоль его просторной улицы невозможно оторвать от неё взгляд. Церковь имеет колокольню и каменную ограду, рядом с ней кладбище

Храм условно действующий, всё раскрыто, техническое состояние неудовлетворительное.


Статью добавил(а): Владимир,  19 июня 2011

Основание Любца дошедшая до нас легенда приписывает великому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Проплывая на ладьях со своей дружиной, Боголюбский причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы. Это место Боголюбскому понравилось («любо здесь») и он приказал выстроить храм во имя Успения Божией Матери. Легенда правдоподобна, тем более архивные документы подтверждают, что Андрей Боголюбский в 1164 году проплывал по Клязьме вниз.

Однако, в Любце люди жили за 200 лет до великого князя Владимирского. Это были переселенцы из Киевской Руси, изнурённые постоянными набегами племён кочевников. Впервые это предположил в XIX веке краевед Н.С. Стромилов, обратив внимание на созвучность южнорусского городка Любеч и села Любец. Позднее его предположение было подтверждено археологическими находками. В селе и близ него были обнаружены 4 селища и курганный могильник X – XI вв., на месте которых найдена древнерусская гончарная керамика.

К 1462 году относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, «что на Любецком рожку». Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется «государеву двору», а не митрополиту Московскому.

В XVI веке в духовной грамоте князя Петра Васильевича Пожарского упоминается мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря – игумен Симеон.

В XVII веке Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634 году в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна – в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и до 1653 года сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов.

В 1692 году в описи Любецкого монастыря упоминается «церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена». Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее.

В начале XVIII века Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным.

По ведомости 1741 года при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 году снова причислили к Успенскому Козмину монастырю. В 1764 году уже Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека – его настоятеля иеромонаха Феофилакта. В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.

По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора. В 1770 г. каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В конце XIX века на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах.

В Успенской церкви хранилось немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 г. его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Леонтьевичем Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё пятьюстами жемчужинами. Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 г., а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 г. и Апостол 1694 г.

С середины XVII века известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены «восемь шалашей» для торговли в них, «а пошлины собирают на монастырь». В 1741 году эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот с течением времени их размах увеличился. В 80-х годах XVIII века в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В середине XIX века Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В конце XIX века ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В начале 1930-х гг. Успенские ярмарки в Любце прекратились.

Сама Успенская церковь продолжала действовать до 1935 года. Но богослужения хотя и совершались, на каждое из них требовалось особое разрешение от местных властей. В 1937 г. арестовали последнего любецкого иерея и церковь опустела. 29 июля 1941 года Ковровский районный Совет депутатов принял решение о закрытии и ликвидации церкви с передачей её здания Бельковскому сельскому совету (Бельково – приходская деревня Успенской церкви). Ключевые аргументы в деле о закрытии любецкого храма были следующими: «церковь … в культовых целях общиной не используется в течение ряда лет,… находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся с общины платежи государству не вносятся». Низкой ложью было заявление о том, что о закрытии церкви ходатайствовали граждане «этого прихода».

В декабре 1941 года тот же Совет районных депутатов своим постановлением передал «бывшее молитвенное здание в селе Любец» в аренду Ковровскому отделению «Лесзаготтекстиль». В здании Успенской церкви разместилась… тюрьма. Днём заключённые исправительно-трудовой колонии №2 заготавливали дрова для ковровской фабрики имени Абельмана, а ночь они проводили за метровыми стенами любецкой церкви – надёжнее узилища и не придумаешь. Позднее церковь совсем забросили.

Долгое время Успенский храм представлял собой жалкое зрелище. При разграблении церкви был уничтожен четырёхъярусный иконостас, растащено всё церковное убранство, включая уникальные иконы и книги. Ограда вокруг кладбища полностью разобрана, а само старинное кладбище поглотили свежие могилы как местных жителей, так и ковровчан.

Погибающий храм был отреставрирован благодаря хлопотам писателя Сергея Михайловича Голицына, жившего в Любце. Однако, это не было спасением. Завсегдатаями церкви были отдыхающие в близлежащем лагере пионеры. И каждое такое посещение храма отнюдь не позитивно сказывалось на его состоянии. Успенская церковь была объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством, но и это не останавливало вандалов, постоянно выбивавших запертую дверь в церковь и проникавших внутрь.

В 1995 году указом епископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы села Любец была приписана к ковровскому Иоанно-Воиновскому храму. Заботами ковровского благочинного здание церкви было приведено в порядок. В тёплое время года в храме совершается богослужение. Храм поддерживается в относительном порядке, внутри появились иконы, да кое-какая мебель для проведения богослужения. Постепенно возрождаясь, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы приобретает свой исторический облик, устояв среди бурь и невзгод, по-прежнему украшая Любец, что на высоком Кляземском берегу…


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  24 марта 2012

В конце октября - начале ноября 1937 г. в Ковровском районе было арестовано несколько священников: Смирнов Николай Алексеевич (с. Русино), Доброцветов Николай Иванович (с. Любец), Хваленский Валентин Константинович (с. Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово). Следствие утверждало, что они, «являясь участниками контрреволюционной группы церковников в сельской местности Ковровского района, на протяжении ряда лет вели среди населения Крутовского, Дмитриевского и Бельковского с/с. контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв Советской власти»: «на протяжении длительного времени вели среди колхозного населения контрреволюционную агитацию, оказывая сопротивление организации колхозов, агитировали колхозников не работать во время религиозных праздников, агитировали за выход из колхоза, чем срывали работу в колхозах. Занимались вымогательством материальных средств у населения на укрепление Церкви и духовенства. В целях более организованной работы устраивали между собой нелегальные сборища под видом приезда друг к другу в гости, где договаривались о совместной контрреволюционной работе среди населения, клеветали на экономическое положение Советского Союза». Смирнов якобы возглавлял эту организацию.

Доброцветов, по мнению следствия, «является одним из активных участников контрреволюционной группы, который на протяжении ряда лет вел среди населения антисоветскую агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства, призывал колхозников выходить из колхоза, устраивая нелегальные сборища из близких ему людей у себя на квартире».

Если допустить, что показания свидетелей истинны, то более или менее серьезной его виной можно считать неверие в перспективность колхозов (говорил, что «в колхозе состоять нет никакой пользы») и вытекающие из этого советы выходить из них и работать в индивидуальном порядке (2 хозяйства действительно вышли, некоторые люди и не вступали). «Клевета на экономическое положение Советского Союза» заключалась в том, что он жаловался на непосильные налоги, которыми его обложили. Некоторые свидетели, действительно, говорили, что видели у него дома гостящих священников, но объяснение следствием целей их приезда, как минимум, поспешно. В остальном же он был обвинен за выполнение своих прямых обязанностей как служителя культа. Так им был обновлен состав двадцатки, выбран председатель церковного совета (при отсутствии этих условий власти храм закрывали), крестил детей до пятилетнего возраста, «он среди верующих часто вел всевозможные разговоры, интересовался жизнью, давал наставления, советовал, как надо жить», «как только приехал, сразу начал вовлекать нас в церковную общину и призывал быть активными». Многого стоит оценка его деятельности, сделанная одним из свидетелей: «У меня складывается такое мнение, что за последнее время я знаю людей в нашей деревне, которые не ходили долгое время в церковь, как например: две молодые женщины Роговы и ряд других, а теперь они в церковь ходят, это, конечно, благодаря его агитации». Или: «Вел агитацию по всем деревням, что люди приходят к [о]сознанию, начинают крестить людей до пятилетнего возраста». Но больше всего недовольства у представителей местной власти вызывали его призывы не работать в дни религиозных праздников. Это расценивалось ими как «агитация против трудовой дисциплины в колхозах», т.е. антисоветская и контрреволюционная деятельность, направленная на срыв мероприятий советской власти и партии.

Из 4 обвиняемых только Доброцветов Н.И. не признал себя виновным. На требование следователя дать показания по предъявленному обвинению в проведении контрреволюционной деятельности ответил: «От дачи показаний в проводимой контрреволюционной деятельности отказываюсь, т.к. я за собой не нахожу подобных обвинений». Все четверо обвиняемых были расстреляны.

(Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 202-204.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  26 февраля 2016

Село Любец расположено на берегу реки Клязьмы и находится в 7 верстах от уездного города Коврова и в 60 верстах от Владимира. В старинные времена в селе существовал патриарший домовой мужской Успенский монастырь. Время основания сего монастыря неизвестно. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана «церковь Успения Пречистой Богородицы на реке Клязьме патриарший монастырь особняк на Любце». Под 1653 г. в окладных книгах показана церковь Успения Пречистой Богородицы с приделом св. муч. Параскевы и другая церковь Николая чудотворца в патриаршем домовом Любецком монастыре…

По упразднении монастыря в 1764 г. Успенская церковь обращена в приходскую и существует в селе до настоящего времени. Зданием каменная, она построена в конце XVII cт.; колокольня при ней и ограда каменные же, построены в позднейшее время. В церкви два престола: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплом приходе – во имя св. и чудотв. Николая. В церкви сохраняются старинные св. иконы, пользующиеся особенным почитанием прихожан: местная икона Успения Божией Матери и икона Смоленской Божией Матери, украшенная бархатной ризою, на коей нанизано около 500 жемчужин; на обратной стороне иконы имеется старинное изображение св. и чудотв. Николая.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1877 г. и хранится в церкви. Церкви принадлежат здания: две каменные часовни без входа, три деревянные, из них одна со входом в дер. Белькове; деревянная сторожка и семь деревянных торговых лавок, которые сдаются в наем в ярмарку 15 августа. Земли при церкви усадебной 1200 кв. саж., сенокосной 10 дес., мелкого леса 900 кв. саж. Кроме сего, имеется дарственная земля близ церковной ограды в количестве 350 кв. саж., приложенная в церковь в 1850 г. владимирским мещанином Андреем Афанасьевичем Спиридоновым; на сей земле построены деревянные лавки.

Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает годового дохода не более 850 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни Бельково, Погост, Лехачево, Суханиха, Ельниково и Сычево, от церкви не далее 5 верст. Всех дворов в приходе 400, душ муж. пола 1080 и жен. пола 1240 душ.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Комментарии и обсуждение

По состоянию на осень 2010: в 2010 работы не велись, но в 2009 сделан некоторый ремонт. Устроена глава с покрытием медью и крест с напылением под золото. Кровли основного объема не доделаны, нет карнизов, подзоров, водоотведения. Интерьер приведен в порядок, насколько это возможно. Приход юридически не зарегистрирован, храм продолжает оставаться раскрытым.
25 сентября 2010, Щёлоков Олег Олегович.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.