ЁЛНАТЬ, ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, 2-я пол. 18 в., 2-я пол. 19 в., нач. 20 в.
Поставлена в центре села на обширной площади. Построена из кирпича в 1775 г., колокольня была объединена с храмом, вероятно, во 2-й пол. 19 в., а церковную территорию окружила ограда с каменной кладовой, 13 каменными и 12 деревянными лавками; в 1908 г. возведена обширная трапезная с двумя приделами. Ранние части здания оштукатурены. Утрачены главы храма и ограда, колокольня разобрана до нижнего яруса. Архитектура первоначальных частей храма ориентирована на традиционные формы 17 в., трапезная выдержана в кирпичном стиле.
К квадратному в плане двусветному четверику под четырехскатной кровлей примыкает чуть суженная апсида со слабо выраженным трехлопастным абрисом восточной стены и с конусовидной кровлей. Почти равная четверику по высоте трапезная намного шире его из-за приделов с двухчастными апсидами, заходящими на боковые фасады основного объема. На продольной оси здания расположен высокий узкий объем (воспринимаемый сейчас как средний повышенный неф трапезной), соединяющий храм с колокольней. Ее нижний ярус вошел в объем трапезной, на западе к нему примыкает крыльцо 2-й пол. 19 в. с арками на четырех столбах. На апсидах приделов - купольные покрытия.
На углах четверика, а также в местах сочленения дуг апсид поставлены лопатки, крупные наличники окон на этих объемах - с колонками и килевидными сандриками, характерные для костромского зодчества 2-й пол. 17 в., карниз и цоколь дополнены поребриком. В завершении фасадов четверика - пояс наложенных на стену полукруглых кокошников. Наличники окон на апсидах приделов повторяют декор первоначальных наличников. Композицию боковых фасадов трапезной в пять осей высоких арочных окон определяет средний поперечный неф под цилиндрической кровлей, выходящей на апсиды в виде крупного полукруглого фронтона. Насыщенный и подчеркнуто рельефный декор включает здесь филенчатые пилястры, нишки с крестами, большие ниши с фестонами, в которые заглублены окна, наличники с колонками и архивольтами, зубцы в карнизе и пр. В тимпан фронтона вписана сложная трехлопастная филенка. Крыльцо также украшают филенчатые пилястры.
В основном объеме свод сомкнутый, с распалубками над проемами; в апсидах -конхи с лотками или распалубками; в четырехстолпной трапезной - система крестовых сводов. В первоначальных частях окна имеют рамочные наличники. Фрагментарно сохранившаяся клеевая живопись характерна для провинциальных барочных росписей кон. 18 -нач. 19 в. Прописана маслом в кон. 19 в., тогда же выполнен орнамент-плетенка. В нижней части стен утрачена. В цветовой гамме преобладают насыщенные красные охристые и синие тона. На своде и стенах небольшие по размеру композиции расположены в несколько ярусов. В центре свода написан Саваоф, Архангел Михаил и ангелы, ниже в овальных медальонах - ветхозаветные сцены (на западном лотке - "История Адама и Евы"). В основании свода - композиции Страстного цикла. На стенах евангельские сюжеты располагались в четыре яруса. Центральная сцена на западной стене выполнена в форме квадрифолия. На стенах и своде алтаря в два яруса написаны традиционные для этого времени композиции, иллюстрирующие "Отче наш". В откосах окон - святые. Сохранились остатки тяблового иконостаса кон. 18 в. Три верхние тябла расписаны орнаментом в синих и красных тонах, на нижнем - фрагменты надписей.
Беляев, 1863, с. 220; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 229. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 745-746