ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пермь. Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище.

Всехсвятская церковь


Пермь. Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище
Церковь. Действует.  
Престолы:Всех Святых
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1832 и 1838.
Архитектор:И.И. Свиязев
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Тихая, д. 23, Егошихинское кладбище

Координаты: 58.011035, 56.266074



Сортировка:

Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Церковное здание<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Церковное здание
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Илья Смирнов
7 августа 2013
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Изящная, круглая в плане, с большим куполом, украшенная колоннами, церковь является одной из архитектурных достопримечательностей города и уникальным памятником архитектуры.<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Изящная, круглая в плане, с большим куполом, украшенная колоннами, церковь является одной из архитектурных достопримечательностей города и уникальным памятником архитектуры.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
osoga5
15 мая 2011
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, , Пермь, Пермь, город, Пермский край
Алексей Кротов
28 октября 2020
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Основной объем,вид с юго-запада<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Основной объем,вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Здание церкви спроектировано в стиле русского классицизма начала 19 в.- в виде ротонды, что является чрезвычайно редким приемом в русском церковном строительстве.<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Здание церкви спроектировано в стиле русского классицизма начала 19 в.- в виде ротонды, что является чрезвычайно редким приемом в русском церковном строительстве.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, верхние ярусы колокольни<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
верхние ярусы колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, завершение основного объема<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
завершение основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Вход в храм<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Вход в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
19 мая 2012
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, большой колокол<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
большой колокол
osoga5
15 мая 2011
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, большой колокол<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
большой колокол
osoga5
15 мая 2011
Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище, Всехсвятский храм на Новом кладбище-в 1909-1910 происходила реконструкция колокольни по новому проекту<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
Всехсвятский храм на Новом кладбище-в 1909-1910 происходила реконструкция колокольни по новому проекту
Александр Владимирович (Мальцев)
1 января 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 февраля 2011

Старое православное Егошихинское кладбище «Старое кладбище» — это самая старая часть кладбища. 10 декабря 1784 года здесь была освящена первая деревянная церковь. На её постройку было затрачено 1 452 рубля 12 копеек, собранных из пожертвований, например, «от шартаских жителей — 500 руб., Кыштымского завода медной монетой 60 рублей, от заводчиков — 95 руб., в Красноуфимском заводе собрано 67 руб. 11 коп.». Речка, отделяющая кладбище от города и называвшаяся раньше Акунька, получила название Стикс в честь реки Стикс из древнегреческой мифологии, через которую перевозчик Харон переправлял души умерших в Аид.

Существующая сейчас Церковь Успения Божьей матери («Старокладбищенская») была построена в 1905 году по проекту архитектора А. И. Ожегова. В начале 1990-х годов здание было возвращено Церкви, и под руководством отца Иоанна началось его восстановление. На «новом кладбище» расположена Церковь Всех Святых («Всесвятская» или «Новокладбищенская»), построенная по проекту архитектора И. И. Свиязева в 1832 году. 

В 1823 г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что деревянная церковь на кладбище в г. Перми пришла в ветхое состояние и довел до сведения городского общества, что необходимо заблаговременно предусмотреть надобность в возведении на городском кладбище новой каменной церкви, на что он изъявляет свое пастырское благословение. На заседании городской думы 1 ноября 1823 г. с речью о необходимости строительства новой церкви на кладбище выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев. Отметив, какое важное значение в судьбе каждого имеет кладбище, он призвал городское общество собрать деньги для строительства новой церкви. Смышляев обязался в два года внести на сооружение храма огромную сумму - 5 тыс. руб. Городское общество поддержало купца Смышляева: каждый купец обязался пожертвовать по 100-200 руб. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность вносить в течение трех лет по 2 рубля для строительства новой церкви. Правивший в то время пермский гражданский губернатор Антон Криденер выразил городской думе свою признательность "за таковой похвальный подвиг". Кроме сбора "доброхотных подаяний", городской думе пришлось заниматься заготовкой кирпичей, для чего на городском выгоне был выстроен кирпичный сарай с обжигательной печью.

Для наблюдения за прочностью и правильностью строения был приглашен известный архитектор Иван Иванович Свиязев. Перед ним поставили несколько условий: новая церковь должна вмещать не более 450 человек, в ней должен заключаться небольшой придел, который, не увеличивая пространство церкви, помещался бы над входом в церковь под колокольней, которая "для удовлетворения вкусов большей части жителей", должна быть возвышенной, при входе в церковь должно находиться место для сторожа, и чтобы "строение церкви не было сопряжено с отяготительными для города расходами". Переписка Свиязева с думой и различные согласования продолжались несколько лет. В 1831 г. новый губернатор Гавриил Корнеевич Селастенник недоумевал, почему до сих пор градское общество не приступило к строительству. Выяснилось, что еще не вся сумма собрана, а те деньги, что уже собраны, потрачены думой на городские нужды: для строительства полицейских будок, для устройства торговых лавок и столбов с фонарями.

В 1832 г. состоялась закладка каменной церкви на новом кладбище. В 1837 г. новая церковь была освящена во имя Всех святых. Изящная, круглая в плане церковь с большим куполом, украшенная колоннами, стала одной из архитектурных достопримечательностей губернского города. В новой церкви было два престола: главный, во имя Всех Святых, а в приделе на хорах - во имя Сретения Господня. По штату церкви полагалось два священника, дьякон и два псаломщика. Всесвятская церковь многое пережила за время своего существования: конфискации имущества, преследование верующих, репрессии против священнослужителей." В феврале 1941 г. в ходе проверки деятельности исполнительного органа церкви были обнаружены многочисленные нарушения советского законодательства о культах, невыполнение требований пожарного надзора, отсутствие ревизионного органа и т.д. Молотовский горисполком принял решение изъять здание церкви на новом кладбище от общины верующих и считать общину ликвидированной. Судьба уберегла Всесвятскую церковь от разрушения. В 1943 г. церковь на новом кладбище возобновила свою деятельность. В настоящее время Всесвятская церковь является действующим храмом Пермской епархии.

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm Мария ЩУКИНА © 2000 Руководитель: Соломеина В.В Церковь во имя Всех Святых в городе Перми на Егошихинском новом кладбище, ул. Тихая, 23.

История новокладбищенской Всесвятской церкви берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Ее появление, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода губернского города Перми. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым по времени возникновения было заводское кладбище или погост возле деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла, заложенной в 1724 г. и освященной в 1726 г. В 1757 г. рядом с деревянной церковью была заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы (освящен 22 ноября 1762 г., а 23 ноября 1764 г. освящен главный храм во имя Апостолов Петра и Павла). 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой (впоследствии р. Стикс). Первая церковь построенная на Егошихинском кладбище, была деревянная во имя Всех Святых. 8 февраля 1784 г. в Пермское духовное правление был доставлен указ из Вятской духовной консистории от Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского, в чьем ведении тогда находился и Пермский край. Указом было велено: «в городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу…».

Церковь была построена в течение года и освящена 10 декабря 1784 г. во имя Всех Святых. При кладбищенской церкви находилось деревянное здание богадельни, которая содержалась на средства приказа общественного призрения. Небольшой деревянный кладбищенский храм во имя Всех Святых долго служил пермякам. На старом Егошихинском кладбище почти у каждого жителя города покоились «В вечном блаженстве родственники, или свойственники, или родители, или жены и дети…». Основная часть древнейших захоронений Егошихинского кладбища находится именно в этой части некрополя, вблизи нынешнего Успенского, бывшего Всехсвятского деревянного храма. На старом Егошихинском кладбище были широко представлены дворянские семейные захоронения, могилы военных, фамильные склепы пермского купцов и мещан времен Пермского наместничества и губернии. Всехсвятской храм стал свидетелем замечательных событий в истории города и губернии. Вместе с другими храмами Перми Всехсвятская церковь торжественно отметила колокольным звоном: 2 марта 1797 г. – преобразование Пермского наместничества в губернию, в 1800 г. во время встречи первого Пермского епископа Иоанна Островского 26 февраля и 4 марта того же года в день открытия Пермской епархии. Во время Отечественной войны 1812 г., через Пермь проходил Ширванский пехотный полк, знамя которого было освящено во Всехсвятской церкви. На старом Егошихинском кладбище за алтарем нынешнего Успенского храма до наших дней сохранился чугунный саркофаг участника Отечественной войны 1812 г., героя Бородинского сражения, командира Ширванского полка майора Н.А. Теплова. Возникшие в управлении Пермской епархии, по причине старости епископа Иустина, беспорядки, отвлекли его внимание от необходимых хозяйственных забот. Этот временный упадок церковной и общественной жизни отразился на состоянии кладбищенской церкви.

В 1823 г., вновь возведенный на Пермскую кафедру епископ Дионисий (Цветаев), обозревая церкви Перми, обратил внимание на необычайную ветхость кладбищенской церкви. 30 сентября – 3 октября 1824 г. Пермь посетил император Александр I. Второй день своего визита он посетил обозрению казенных и общественных учреждений города. 2 октября Александр побывал в тюремном замке, после чего отправился осматривать богадельню приказа общественного призрения. Известно, что во время своего визита император не раз делал выговоры пермским чиновникам относительно обнаруженных им недостатков городского быта. Ветхость и запущенность деревянного кладбищенского храма могли вызвать его неудовольствие, возможно даже строгое порицание. Очевидно, во время посещения богадельни и кладбища губернатор К.Я. Тюфяев и городской голова Д.Е. Смышляев сообщили императору о том, что осенью 1823 г. Мещанское общество приняло решение о строительстве вместо обветшавшей деревянной церкви новой каменной, и было выражено верноподданническое желание возвести новую каменную церковь «…с хвалой Всевышнего творца и за здравие Всеавгустейшего Государя Александра Павловича и всей Его Царской фамилии». 6 декабря 1825 г. в Таганроге скончался император Александр I. Известие об этом событии со скорбью было встречено пермяками: «Скорбь была искренняя, у многих пролились горячие слезы. В тот же день перед обеднею во всех церквях отслужена панихида о почившем в Бозе…». Пермяки выполнили обещание данное императору, закладка нового каменного храма Всех Святых на новом городском кладбище совершилась в 1832 г., после чего старая кладбищенская церковь во имя Всех Святых была переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы.

По воспоминанию Д. Д. Смышляева, его отец Дмитрий Емельянович Смышляев был одним из инициаторов строительства новой каменной церкви на Егошихинском кладбище: «В первую службу его городским головой, покойный государь Александр Павлович посетил Пермь, и отец мой деятельно помогал губернатору Тюфяеву в приведении города в благопристойный вид и вообще в приготовлениях к встрече Государя. Отец мой построил новую кладбищенскую церковь во имя Всех Святых под алтарем которой и похоронен. Церковь заложена в 1832 и освящена в 1837 году…». На заседании городской думы 1 ноября 1823 г. с речью о необходимости строительства новой церкви на кладбище выступил Городской голова Дмитрий Емельянович Смышляев. Отметив, то значение, которое в судьбе каждого имеет кладбище, он призвал городское общество собрать деньги на строительство новой кладбищенской церкви. Из речи Городского головы Д. Е. Смышляева, произнесенной в собрании городского общества 1 ноября 1823 г.: «Почтенное Пермское общество, вы повещены сюда для миролюбивого и полезного совета… Его Преосвященство Епископ Пермский Дионисий при обозрении здесь церквей божьих находит он в ветхом положении кладбищенскую деревянную церковь, желает довести до сведения нашего общества, которые как сыны божьи заблаговременно предусматривают необходимую надобность в возведении вновь каменной церкви, на что изъявляет свое архипастырское благословение. Выслушав таковое его Преосвященства соизволение, со своей стороны почитаю за необходимое, по известному ветхому положению той деревянной церкви, которая построена сколь нам известно на счет Приказа Общественного призрения и при которой почти у всякого жителя здешнего города покоятся в вечном блаженстве родственники или свойственники, или родители, или жены, или дети, и сами мы не можем отрешиться избегнуть того же пути. Дабы церковь имела за нас теплые свои молитвы, приложим общее наше попечение и память наступающего 15 ноября 23-летия открытия губернии и составления самого нашего общества с хвалою Всевышнего творца и во здравие Всеавгустейшего государя Александра Павловича и всей его царской фамилии, имея приличную сумму, которую разложим на себя, как известно и пермское благородное общество, усердствуя на предмет сего не оставят споспешествовать сему благоугодному делу быть соучастниками нашего предприятия… Все мы вкупе по братской любви, подобно сирые вдовицы, которая положила 2 лепты и тем исполнила свой долг признательности ко Всевышнему, подражая оной всякий по мере своего состояния и совести за приятнейшее себе долей сочтет быть участником на сей случай вкласть на то богоугодное дело с означением своего имени и суммы единовременно или в с разделением на годы дабы тем скорее можно достигнуть по предположению нашему постройку кладбищенской каменной церкви …». Смышляев лично обязался в два года внести на сооружение храма – 5 тыс. руб. Городское общество поддержало его начинание. Каждый купец обязался пожертвовать от 100 до 200 руб. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность вносить в течение трех лет по 2 рубля на строительство новой церкви.

15 ноября 1823 г., по представлению Городского головы Смышляевым, был представлен рапорт на имя Пермского Гражданского губернатора и при нем приговор общества на постройку кладбищенской церкви, последовавший по предложению Епископа Пермского и Екатеринбургского Дионисия: «на заготовление для кладбищенской каменной церкви материалов подпискою собрана была сумма 6495 руб., а мещанское общество, согласно, его предложения, особо сделало приговор, по которому они обязались на каждую ревизскую душу «разложить на себя по 2 руб. на каждый год впредь на три года, которых по последней ревизии считая 1158 душ, в три года составить сумму 6949 руб., а всего с пожертвованиями составится сумма 13313 руб. Ноября 13 числа 1823 года № 885». 29 ноября 1823 г. Дионисий Епископ Пермский и Екатеринбургский в письме на имя пермского гражданского губернатора А.К. Криденера написал: «Милостивый государь, Антон Карлович! С душевной радостью имел я счастье получить Прошение Вашего Превосходительства от 22 ноября № 5080 о желании здешнего общества по предложению градского главы г. Смышляева соорудить каменный храм на градском кладбище вместо настоящей деревянной ветхой кладбищенской Всехсвятской церкви с назначением на сей богоугодный предмет от сего общества значительного количества денежной суммы. Воздав благодарение Господу Богу, вложившему святую сию мысль в добрые сердца здешних граждан и …не предвидя к сооружению законных препятствий в место старой нынешней кладбищенской Всехсвятской церкви каменного на том же кладбище храма, буду ожидать от вашего Высокопревосходительства плана и фасада оному строению…». Через год, 14 ноября 1824 г. пермское мещанское и купеческое общества в общем собрании по представлению городского головы Патокина слушали предложение Пермского гражданского губернатора по данному от городской думы предложению от 16 июня за № 2552 «о сооружении здесь в Перми каменной кладбищенской церкви о трех приделах … за городом поблизости Приюта, … по правой стороне Сибирской дороги на второй версте… во имя Живоначальной Троицы, с приделами по правую сторону Сретения Господня, а по левую во имя Александра Невского в память о присутствии Его Императорского Величества в здешнем городе…». 14 декабря 1824 г. на имя Пермского гражданского губернатора от городской думы был представлен рапорт за № 1701 от купеческого и мещанского общества, которые в собрании в общественном доме 14 ноября постановили: «согласно предложению Вашего превосходительства от 16 числа сего июня 1824 г. за № 2552 о сооружении здесь каменной кладбищенской церкви о трех приделах … изъявили желание соорудить оную за городом по Сибирскому тракту от города на 2-й версте по правой стороне дороги, отступя не более 200 сажен, во имя Живоначальной Троицы с приделами по правую сторону Сретения Господня и по левую, Александра Невского». В следующем 1825 г., кроме сбора доброхотных подаяний на строительство церкви городской думе пришлось заняться заготовкой кирпичей, для чего в городском выгоне был выстроен кирпичный сарай с обжигательной печью.

14 января 1826 г. в журнале Пермской городской думы записано: «… по приговору пермского городского общества назначено выстроить каменную кладбищенскую церковь, то городская дума, озабочиваясь заготовлением материалов …. будущим летом приступит к выработке кирпича, по чему желательно сделать распоряжение по сей части хозяйственным образом о выстройке на пожертвованную церковную сумму кирпичный сарай в городском выгоне не менее 300 тыс. штук кирпича … ». 7 июля 1826 г. по Указу Е.И.В. Самодержца Всероссийского из Пермского губернского правления Пермской градской думе «Пермское правление выслушав рапорт Пермского губернского землемера Сущевского, которым во исполнение указа сего правления послан по представлению Пермской градской думы план на отведенное им при здешнем губернском архитекторе Васильеве и прикомандированном от Пермской градской думы гласном оной Дресвиным на принадлежащих городу землях место для построения Кладбищенской церкви по близости таковой же ныне существующей, доносит, что по удостоверению губернского архитектора Васильева грунт земли на вновь отводимом месте очень удобен для постройки каменной церкви. Приказали: представленный Пермским губернским землемером план на одном листе июля 7 дня 1826 г. на отводимое им для построения кладбищенской церкви место препроводить в Пермскую градскую думу».

Для наблюдения за прочностью и правильностью постройки новой каменой кладбищенской Всехсвятской церкви Пермской городской думой был приглашен архитектор Горного правления И.И. Свиязев. Иван Иванович Свиязев (1797, с. Верхние Муллы Пермской губ. – 27.10.1875, Петербург). И.И. Свиязев с 1822 по 1832 гг. был главным архитектором Уральского горного правления и принимал деятельное участие в застройке города. По сообщению самого Свиязева в Перми по его проектам и под его надзором было построено 31 здание, в числе которых были: здания бывшей Пермской духовной семинарии (перестроены в 1930-е гг.), бывший губернаторский дом (перестроен в 1908 г.), училище детей канцелярских служителей (перестроено в 1909 г.), церковь во имя Всех Святых на новом кладбище, жилой дом Крылова, ротонда на Загородном бульваре (сад им Горького), собственный дом у Сибирской заставы (сгорел в пожар 1842 г.), здание благородного собрания (ныне клуб УВД им. Ф. Э. Дзержинского), колокольня кафедрального собора, медеплавильная фабрика на Мотовилихинском заводе. В 1826 г. по заказу городской думы архитектор Уральского горного правления И. И. Свиязев выполняет проект кладбищенской церкви на так называемом Новом кладбище. Свиязеву за составление плана, фасада и сметы церкви» городской думой было выплачено 500 рублей. Перед Свиязевым было поставлено несколько условий: новая церковь должна вмещать не более 450 человек, в ней должен заключаться небольшой придел, который, не увеличивая пространство церкви, помещался бы над входом в церковь под колокольней, которая «для удовлетворения вкусов большей части жителей», должна быть возвышенной, при входе в церковь должно находиться место для сторожа, и чтобы строение церкви не было сопряжено с отяготительными для города расходами. В том же году губернский архитектор Васильев отказывается утвердить выполненный проект, мотивируя свое решение, тем, что И. И. Свиязев отступил от Высочайше апробированного проекта. Тяжба, тянувшаяся длительное время, отодвинула срок осуществления проекта в натуре. И. И. Свиязев обстоятельно доказал возможность изменения апробированного проекта, исходя из условий и требований, поставленных перед ним в заказе.

Два подхода к решению архитектурных задач определили полярные суждения участников этой полемики. Выступая против теоретических поисков И.И. Свиязева, губернский архитектор Васильев обвинил его в нарушении «высочайше апробированного» проекта церкви и потребовал «истребить всякое поползновение составлять свои проекты, не иметь самонадеянности и суетного желания совершенствовать свои способности в этом». При этом П.Т. Васильев делал замечания по поводу высокой стоимости проекта и необычного конструктивного решения. Упрекая Свиязева в увеличении размеров постройки, Васильев писал, «что он не может предугадать по сравнению двух проектов (одного большего, другого меньшего), для которого потребно будет денег больше или меньше…». Далее он, пишет «…меньший проект потребует, разумеется, меньшего количества материалов, а от этого и здание обойдется дешевле». И.И. Свиязев справедливо отметил, что удешевление размеров постройки еще не дает права говорить об экономичности решения: «…стараясь по возможности уменьшить издержки, потребные для построения церкви, и для того уменьшив проект, было бы ни с чем ни сообразно, если бы я предложил после этого выстроить церковь из паросского мрамора!». Васильев обвинял Свиязева в том, что в его проекте не предусмотрено «средних стен для обоснования колокольни». Между тем чрезвычайно смелое решение И. И. Свиязева «опереть» колокольню на свод стало действительно удачным решением. Предлагая такую конструкцию, Свиязев ссылался на уникальный опыт русской архитектуры – колокольню Ивана Великого в Кремле: «…помнится мне, что великан Российских колоколен Иван Великий держится на своде».

Полемика Свиязева и Васильева многое проясняет в подходе И.И. Свиязева к решению архитектурно-строительных проблем. Он стремился выявить закономерности и обоснование изучаемого явления, не упуская при этом никаких деталей. Существовавший тогда в архитектуре разрыв между архитектурным обликом постройки и ее «инженерной частью» встречает в лице И. И. Свиязева решительного противника. Он ищет решение, в которых оба решения «архитектурный рисунок и вкус» и инженерное решение сочетались бы в строгом научном единстве. И. И. Свиязев полагает, что общественные здания, какой, несомненно, была для города Всехсвятская новокладбищенская церковь должны быть по своей архитектуре быть более выразительными, выделяющимися. И поскольку та сторона архитектуры, которая требует «рисунка и вкуса», теоретически и практически была более известна и обоснована, И. И. Свиязев сосредотачивает свои усилия на обосновании инженерных решений. Именно с такого рода упреками, что инженерной стороне дела он отводит главенствующую роль, а художественной стороне второе место обращались к нему современники. П. Т. Васильев писал: «…рассматривая проект архитектора Свиязева на кладбищенскую церковь в городе Перми, и нашли, что оный несходен с правилами изящной архитектуры». В ответ Свиязев писал, что «…не менее г-на Васильева забочусь об изяществе архитектуры, никоим образом, угождая людям, не покривлю ни душой, ни правилами… однако художник, знакомый с основными правилами искусства и понятий тайн изящного, конечно, не поставит … во грех уменьшение проекта церкви, равным образом и другие отступления от апробованного проекта…». Наконец в 1832 г. церковь, без каких либо изменений проекта была заложена на новом кладбище. В 1836 г. церковь во имя Всех Святых была построена, тщанием коммерции советника Дмитрия Емельяновича Смышляева при участии граждан города Перми и освящена в 1838 г. во имя Всех Святых. В новой церкви было два престола: главный во имя Всех Святых, а в приделе на хорах – во имя Сретения Господня. По штату при церкви полагалось 2 священника, дьякон и 2 псаломщика.

Изящная, круглая в плане церковь с большим куполом, украшенная колоннами, стала одной из архитектурных достопримечательностей г. Перми. Здание решено в стиле русского классицизма нач. 19 века, и представляет уникальный памятник архитектуры. Церковь решена в виде ротонды, что является чрезвычайно редким приемом в русском церковном строительстве. Следует отметить и своеобразное толкование ордерной системы И.И. Свиязевым южный и северный портики у ротонды. Колокольня, решенная в классических формах, тем не менее, испытала влияние приемов более раннего барокко, которое архитектор умело использовал – спаренные пилястры, формы купола, завершения и др. Необычайно конструктивное решение колокольни – она помещается над входом в церковь с западной стороны и опирается на свод. Еще одна особенность церкви – над притвором существует еще одна церковь (во 2-м этаже), которая имеет полуциркульное отверстие соединяющее ее с основным храмом. Здание Всехсвятской церкви дошло до наших дней практически без искажений (за исключением пристроя к притвору храма с западной стороны в 1879 г. по проекту чертежника Колесникова и надстройки колокольни, произведенной в 1909 г. по проекту архитектурно-строительного бюро А.Б. Турчевича), что увеличивает ценность памятника. В нач. ХХ века церковь во имя Всех Святых была расписана художником Зелениным.

Всехсвятская церковь многое пережила за время своей истории: конфискацию имущества, закрытие храма, физическое преследование верующих, репрессии против священников. В феврале 1941 г. в ходе проверки деятельности исполнительного органа церкви были обнаружены многочисленные нарушения советского законодательства о культах, невыполнение требований пожарного надзора и т.п. Молотовский горисполком принял решение изъять здание церкви от общины верующих и считать общину ликвидированной. Судьба уберегла церковь от разрушения, через два года в 1943 г. церковь на новом кладбище возобновила свою работу. 19 мая 1942 г. Всехсвятская новокладбищенская церковь г. Молотова была осмотрена на предмет возможности эксплуатации здания. При этом на основании сообщений лиц, знающих историю строительства этого здания выяснилось, что при строительстве церкви вновь колокольня была построена одноэтажная, а второй этаж надстроен позднее, после надстройки второго этажа и навески колоколов в местах соединения восточной части церкви с западной частью получилась деформация (трещина размерами 5-8 см, идущая от основания на всю высоту здания, образовалась в результате осадки фундамента под надстроенной частью). Эта деформация в дальнейшем не действовала на протяжении ряда лет. После снятия колоколов, нагрузка снова изменилась и деформация вновь стала действовать (трещина увеличилась). В 1943 г., в связи с открытием храма проводился восстановительный ремонт: восстановление штукатурного слоя, оконных и дверных заполнений, побелка и окраска. В 1957-1958 гг. создана новая внутренняя настенная роспись, проведен ремонт иконостаса. В 1960-е гг. проводился текущий ремонт декора и штукатурки внешнего фасада храма. В настоящее время проводится реставрация Всехсвятской церкви.

17 декабря 2010 г. Гайсин О.Д. Источники и литература: Летопись Г. Сапожникова//Памятная книжка Пермской губернии на 1863 г. – Пермь, 1862. Верхоланцев В. Краткий исторический очерк церквей г. Перми. // Пермские Епархиальные Ведомости. – 1912. – № 34. – 1 декабря. – С. 749-750. Смышляев Д. Д. Из прошлого. // Сборник статей о Пермской губернии. – Пермь, 1891. –Дмитриев А. А. Очерки из истории губернского города Перми с основанием поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 года. – Пермь, 1889. Марченко А. Н. Церковь Всех Святых. – Пермь, 2004. Голубцов. Пермский некрополь. – Пермь, 2002. Гладышев В. Ф. Над Стиксом. – Пермь, 2000. – С. 2, 4. Измайлович И. История построения и освящения храма во имя Всех Святых на Новом кладбище в г. Перми. // Пермские губернские ведомости. – 1915. – № 29. Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья. – Пермь, 2003. ГАПК. Ф. 512. Оп. 1. Д. 210. Л.99. ГАПК. Ф. 512. Оп. 1. Д. 210. http://www.metrosphera.ru/history/arch/?pub=27


osoga5  12 августа 2011

В 1832 г. церковь была заложена на новом кладбище. В 1836 г. церковь во имя Всех Святых была построена, тщанием коммерции советника Дмитрия Емельяновича Смышляева при участии граждан города Перми и освящена в 1838 г. во имя Всех Святых.

Источник:http://metrosphera.ru/history/arch/?pub=27


В 1989г. при Всехсвятской церкви построили два новых здания- воскресную школу и дом настоятеля. В период с 2003 по 2012г.г. в Новокладбищенском храме провели капитальный ремонт: деревянные конструкции заменили бетонными, устранили трещины купола и стен, крышу покрыли цинком, пол- разноцветным гранитом. Установленный еще в 1946г. фанерный иконостас заменили новым- его выполнили екатеринбургские мастера.

"Православные монастыри и храмы Перми" 2013г.



Комментарии и обсуждение


Настоятель: Протоиерей Алексей Марченко, кандидат исторических наук.
26 октября 2007.

Отец Алексий ныне - доктор исторических наук
17 мая 2012.