ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шерья. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".

Одигитриевская церковь


Шерья. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1771.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Пермский край, Нытвенский район, с. Шерья

Координаты: 58.022656, 55.204921



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Одигитриевская церковь (1758-1779 гг.) находится вблизи с. Шерья Нытвенского района Пермской области рядом с автомобильной трассой федерального значения С. Петербург - Владивосток. Является прекрасным образцом одноэтажного сельского храма второй половины XVIII.

Интересна история строительства Одигитриевской церкви, связанная с именами известных вятских мастеров каменного дела. Церковь в 18 веке находилась под управлением Вятской епархии, поэтому основные материалы о первоначальном строительстве можно найти в Государственном архиве Кировской области в фондах Вятской духовной консистории. Строительство Одигитриевской церкви началось в 1758 году "тщанием монашествующих, живших в так называемой Шерьинской Одигитриевской пустыми".

По свидетельству церковного историка Пермской епархии И. Шестакова, Шерьинская пустынь была основана в 1675 г., состояла в ведении Вятских епископов. Крестьян при ней было 770 душ, данных Строгановыми. Пустынь просуществовав 89 лет, и при составлении штатов в 1764 г. была упразднена. После упразднения монастыря каменная церковь медленно сооружалась "на кошт крестьянской оного прихода". Летом 1778 г. она, наконец, была "уже до водружения креста исполнена", однако всего через два часа после снятия внутри кружал и подставок "с нижнего большого свода... учинилось... внезапное материи падение", то есть рухнул свод. Катастрофа привлекла внимание Вятской духовной консистории, обычно мало следившей за культовым строительством в Прикамье. В ходе разбирательства выяснилось, что эту церковь еще в 1768 г. подрядился строить "города Хлынова мещанин" Григорий Пенкин, "но не окончив оную неведомо для чего уехал в Казань".

Тогда прихожане пригласили другого хлыновского мещанина Григория Масленникова, который "в 1777 г. первой большой свод в действительное окончание и привел". После этого в марте 1778 г. в строительство вступил хлыновский посадский Федот Суворов - известный в Вятской губернии мастер каменных дел, участник сооружения Кафедрального собора в Хлынове и подрядчик артели хлыновских каменщиков на строительстве храма Сысертского завода. По его собственному объяснению: "Шедщи из дому своего мимо Шерьинской Богородской пустыни для прокормления из найму своей работы в Екатеринбург", он был приглашен священником и выборным села Шерьи "остаться к построению каменной церкви". Причем ему сказали, что "прежней их подрядчик Григорий Масленников отлучился в дом свой". Пренебрегая лежавшими на нем обязательствами, Суворов взял новый подряд - доделать "тое церковь со осмерика вверх... за девяносто рублев". О причине падения свода он заявил: "Совершенно знать не может". Консистория, найдя, что "падение учинилось по неисправной подрядчиком Суворовым кладке, за что и следовало взыскать с него ... сколько на оную денег употреблено", постановила: "...как он Суворов ...платить по бедности не в состоянии ... о штрафовании в Вятской провинциальной магистрат сообщить". Видимо, после описанной катастрофы заново возведенный верх храма был подвышен, на что указывают "обрубленные" средние пилястры и фигурные окна, находившиеся ранее по фронтонах - "полуглавиях". С этого времени, на протяжении более чем 150 лет, Одигитриевская церковь функционировала как приходской храм для крестьян Шерьинcкой и близлежащих волостей Оханского уезда.

В 1831 г. Шерьинский храм упоминается в ряду двадцати церквей Оханского уезда в "Краткой летописи", составленной Оханским благочинным Григорием Пьянковым: "Села Шерьи каменная церковь Одигитриевская с приделом Афанасия и Кирилла". В 1830 г. в приходе Шерьинского храма состояло 1503 двора с общим числом прихожан 12 тысяч 228 душ. Годовой доход в том же году составил 1200 рублей. Весной 1854 г. помощник инженера губернской палаты государственных имуществ Каппачио, осматривая Шерьинскую церковь, обнаружил в тёплом приделе "трещину стены с северной стороны ... оная простирается чрез свод до основания противополагающей стены с южной стороны". Побывавший на месте губернский архитектор Г. Летучий нашёл, что "описанные ветхости действительно таковы, как оказалось в натуре". Однако основную опасность он видел в повреждении всего корпуса колокольни, "до такой степени давшей осадку и истрескавшейся, что раздавили своды, служащие ей опорой в некоторых точках". В таком положении колокольня, уклонившись от перпендикуляра, имела влияние и на трещину тёплой церкви, с которой она была соединена.

Осмотрев церковь и колокольню, губернский архитектор оставил свои указания: "Колокольня, в предотвращение обрушения, немедленно должна быть разобрана до основания ..., если же предполагается постройка колокольни вновь, то место для оной необходимо назначить в некотором расстоянии от церкви отдельно. Тёплую церковь ... также должно было бы разломать, но если не позволяют сделать оного денежные средства, то в этом случае ... укрепить оную контрофорсами, а трещины по разборке тщательно заделать". Строительство новой колокольни и ремонт церкви требовали квалифицированного архитектурного надзора. Это обстоятельство заставило Архиепископа Пермского Неофита выйти в губернскую палату госимуществ с предложением поручить проектирование Каппачио. 27 июня 1855 года мирской сход прихожан Одигитриевской церкви постановил использовать мирскую сумму денег 2764 руб. серебром на постройку новой колокольни. Для расходования денег, приёма материалов и употребления их в дело общество избрало из своей среды "двух благонамеренных крестьян Лариона Шилова и Игната Шугаева".

В январе 1856 г. Каппачио представил проект на постройку новой колокольни и исправление тёплого придела. Проект был утверждён в конце марта того же года. В дополнение, он составил смету на 4037 рублей 10,5 копеек серебром. Однако, губернская палата госимуществ, свои решением от 22 ноября 1856 г., запретила Шерьинскому сельскому обществу тратить денежные средства на строительство колокольни и ремонт церкви из-за имеющихся недоимок по оброчным статьям в казну. Началась затяжная переписка по делу "О поправке церкви в селе Шерьинском Оханского уезда". В дело вмешались церковные власти. Наконец, 14 октября 1858 г. губернская палата госимуществ своим предписанием за №873 разрешила расходование денежных средств сельского общества на строительство колокольни и ремонт здания церкви. Наблюдение за работами было поручено помощнику инженера Каппачио. 22 ноября 1858 г. состоялись торги на получение подряда и подряд был отдан отставному коллежскому ассессору Петру Муравьёву за 3700 рублей серебром с началом работ в 1859 г. и завершением в течении трёх лет со сдачей в 1861 г. В строительстве колокольни и ремонте здания церкви участвовал известный каменщик, "Нижегородской губернии Балахнинского уезда крестьянин Андрей Васильев Майоров", который и производил каменную кладка колокольни и сводов церкви за 700 рублей серебром.

4 сентября 1859 г. Каппачио подписал свидетельство о приёмке колокольни и галереи с надлежащим качеством. В сентябре 1861 г. были завершены каменные работы в трапезной, где были устроены новые своды. По свидетельству Каппачио, на лето 1862 г. оставалось произвести только штукатурно-малярные работы. 14 января 1863 г. новый помошник гражданского инженера Свислотский сообщил в губернскую палату госимуществ, что при освидетельствовании им работ по устройству каменного свода в церковной трапезе Шерьинской церкви, он не смог осмотреть качество выполненных работ, потому что "свод был уже складен и оштукатурен". Таким образом завершилось "Дело о поправке церкви в селе Шерьинском". Настойчивость прихожан, поддержка со стороны церковных властей в лице Благочинного Оханского уезда Луканина и Архиепископа Пермского Неофита, квалифицированное руководство строительством Каппачио и труд каменщиков позволили благополучно завершить строительство колокольни и ремонт здания церкви.

В 1894 г. Одигитриевская церковь, находясь во втором благочинном округе Оханского уезда, обслуживала 5458 прихожан Шерьинской волости. Службу служили 4 священника, 1 диакон и 4 псаломщика. Годовой доход составлял 1500 рублей. Земли при церкви вместе с погостом было 148,5 десятин. В 1917 г. Шерьинская церковь относилась к шестому благочинному Оханскому округу. Из клировой ведомости за этот же год можно узнать, что церковь и колокольня "зданием крепки, крыты железом", и в 1914 г. церковь снаружи была окрашена масляной краской. Престолов в ней один, в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, празднуемой 28 июня. Утвари достаточно. По штату в ней находилось 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика и 1 просфирня.

Экономическое положение Одигитриевской церкви было хорошим. Помимо кружечных доходов, жалованья получаемого от прихожан члены причта пользовались церковной землей, часть которой они обрабатывали сами, а часть сдавали в аренду по 1 рублю за десятину. Всего земли во владении Шерьинской церкви (вместе с усадебной и церковным погостом) находилось 118,5 десятин земли. Кроме того часть церковных доходов была помещена в кредитных учреждениях под проценты, общая сумма которых составляла 870 рублей в год. Жилищное положение было хорошим. У церкви было в собственности пять деревянных домов: три из которых построены в середине 19 века, один - в 1897 г. и пятый "неизвестно когда". К церкви были приписаны три часовни: в д. Чудиновой, д. Селищаней на Студёной горе у дер. Льгов, а также молитвенный дом в дер. Козляш.

Революционные перемены коснулись всех сторон общественной жизни в нашей стране. Не осталась в стороне и русская православная церковь. В 20-е годы предпринимаются попытки трансформации православной церкви к официальной коммунистической идеологии, вошедшие в историю под именем "обновленческой церкви". 16 февраля 1923 г. в помещении Одигитриевской церкви с. Шерья проходил съезд духовенства и представителей от мирян церквей 6-го благочинного округа Оханского уезда. Съезд решал важные вопросы, связанные с обновлением церкви, как-то: переход в богослужении с церковнославянского на русский язык, о церковном руководстве, о выборности пастырей, о вознаграждении духовенства и т.п. 

В 1927 г. Одигитриевская церковь последний раз ремонтировалась после 1914 г. Трагичными оказались для истории Одигитриевской церкви 1930-е годы. Кампания массовой коллективизации повлекла за собой волну закрытия сельских храмов по всей стране, 1931 г. был годом завершения сплошной коллективизации на Урале. 

В 1934 г. Шерьинская церковь по решению Нытвенекого райисполкома была закрыта, а материал о закрытии церкви послан в областную комиссию по вопросам культов в Свердловск. Последняя получение материалов по Шерьинской церкви не подтвердила. Затем, в течение пяти лет, с осени 1935 г. Одигитриевская церковь стояла пустой, в ней не производились богослужения. Церковный совет, не имея средств "потребных только для текущего ремонта по предварительным подсчетам в сумме минимум 15 тысяч рублей", был не в состоянии обеспечить сохранность здания церкви. Храм постепенно приходил в запустение, и о его состоянии в конце 1930-х гг. свидетельствует председатель Шерьинского с/с Азанов А.И.: "...в окнах стекла приломаны, летают туда птицы, краска вся опревает и опадает. Вообще помещение пустующее и не дает никакой пользы населению".

В течение 1939-1940 гг. во всех колхозах Шерьинского с/с прошли собрания колхозников, служащих, рабочих и единоличников, где решалась судьба Одигитриевской церкви. В целом собравшиеся единодушно голосовали за закрытие церкви и передачу ее помещения в распоряжение Шерьинского с/с под "культурное учреждение" (школу или клуб). Колокольню предлагали использовать под "механизированную сушилку для сушки зерна колхозами". В апреле 1940 г. Шерьинский с/с на основании решений общих собраний колхозников закрыл церковь и переслал свое решение на утверждение Нытвенского райисполкома. 17 апреля того же года Нытвенский райисполком утвердил решение Шерьинекого с/с о закрытии Одигитриевской церкви на том основании, что за это решение голосовало 307 человек из 410 пользующихся избирательным правом.

В течение длительного времени Облисполком Молотовской области не давал санкции на закрытие церкви, отправив 5 июля дело для до оформления. В сопроводительной записке отмечалось, что до решения облисполкома "здание церкви, имущество и ценности должны находиться в пользовании верующих и ломать колокольню церкви исполком облсовета запрещает". Дело закончилось тем, что Нытвенский райисполком, по решению которого в райцентре началось строительство двухэтажной школы на 400 мест, не рассчитал ограниченные возможности своего кирпичного завода и строительство школы находилось под угрозой срыва. Единственный выход из создавшегося положения райисполком видел в разрушении части Шерьинской церкви: "Здание Шерьинской церкви кирпичное, построено несколько сот лет тому назад, стены его толщиной два метра. Часть здания... колокольня отстоит от основного служебного здания совершенно отдельно через коридор, что дает возможность разломать колокольню и кирпичи использовать под строительство Нытвенской школы". 15 августа 1940 г. облисполком Молотовской области в своем решении за № 952 удовлетворил "ходатайства граждан Шерьинского с/с и исполкома Нытвенского райсовета... о закрытии церкви с. Шерья".

К фактическому изъятию здания и имущества Одигитриевской церкви местным властям разрешалось приступить только после соблюдения всех формальностей, как-то получение расписки от церковного совета и т.п. При ликвидации культового имущества предписывалось "строго руководствоваться постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.". При ликвидации "культового имущества" Шерьинской церкви местными властями допускались нарушения закона. Так, например, по сообщению директора Молотовской художественной галереи Серебренникова Нытвенекий райфинотдел не давал возможности вывозить музейные предметы Шерьинекой церкви без уплаты за эти предметы (деревянные скульптуры и т.п.). 11 октября 1940 г. специальным разрешением облисполкома Молотовской обл. местным властям давалась санкция на "ликвидацию культового имущества и переоборудование здания церкви по назначению". С тех пор Одигитриевская церковь уже не использовалась как культовое здание.

Длительное время до начала семидесятых годов в церкви располагался клуб, при этом зданию был нанесен большой урон: обрезаны металлические связи, что привело к трещинам в стенах, исчезли церковные фрески. В 1990 г., стараниями пенсионерок Валентины Павловны Гуляевой и Елизаветы Васильевны Березовской, беженки из Ташкента, с помощью директора АКХ "Шерья" Владимира Степановича Попова, удалось с большим трудом добиться разрешения на открытие церкви, началось возрождение храма. Епископ Пермский и Соликамский Афанасий помог с иконами. Батюшка из Усть-Сынов начал проводить под сводами церкви службы. В 1991 г. творческий коллектив проектного предприятия "Феникс" в составе архитекторов Сорокина С., Елембаева Л.К. и историка Гайсина О.Д. выполнил проектно-исторические работы с целью реставрации здания церкви. В этом же году поднялись леса вокруг главного купола. Реставраторы из пермского кооператива "Альпинист" старались до холодов закрыть здание, застеклить окна, установить двери, чтобы зимой можно было вести основную отделку. Реставрационные работы продолжались с 1991 по 1998 гг. Решением Малого Совета Пермского облсовета от 20.05.93 за №683 Одигитриевская церковь с. Шерья Нытвенского района признана памятником архитектуры Пермской области. К 1996 г., после освящения храма, в восстановлении стали активное участие принимать местные жители, прихожане и благотворители. В числе последних - агентство "Римэкс". В этом году праздничную литургию, посвящённую Рождеству Богородицы, отслужил архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий.

В 1999 г., в канун Рождества Христова, в обновлённом храме состоялась Божественная литургия с соборным богослужением во главе с Благочинным округа, настоятелем храма Святой великомученицы Екатерины о. Виктором. 

В 1940 году разрушена колокольня и деревянный переход между церковью и колокольней, позднее утрачена церковная ограда, которая сейчас восстанавливается. Проект реставрации выполнен архитекторами Л. Елембаевым, С. Сорокиным, исследователем О. Гайсиным в 1991 г. Реставрационные работы осуществлялись в 1991-1998 гг. 

Планировочная структура церкви - традиционный "корабль". Длина здания по оси - 43, ширина - 13 м. Церковь построена из большемерного кирпича с применением в декоративных элементах фигурного. Фундаменты бутовые, кровля металлическая. Объёмно-пространственная композиция памятника традиционна для сельских церквей Русского Севера. К двухъярусному кубу основного храма - "четверику" (длина сторон куба - 13, высота по закомаре - 16 м), примыкает с востока одноэтажная пониженная пятигранная апсида (длина 8,4 и ширина 4,6 м). Высота нижнего яруса по карнизу - 5 м. Высота храма без главки 30 м (с крестом - 34 м). Завершение храма в виде малого восьмерика является особенностью памятника, скорее характерной для сельских храмов Вятской земли этого периода. С запада к четверику примыкает одноэтажная трапезная. В 18 веке над ней была устроена колокольня. В 1854 г. колокольня, вследствие "важных в ней трещин", помощником инженера палаты государственных имуществ Пермской губернии Каппачио, была признана "близкой к разрушению". Колокольня была разобрана до трапезы. В 1859-1867 гг. была построена новая колокольня в 6 саженях (12-13 м) от церкви. Позднее между церковью и колокольней была построена стеклянная галерея. В настоящее время галерея и колокольня отсутствуют.

Одигитриевская церковь интересна своим характерным для большой группы памятников Вятки 18 в. декором - каннелированными пилястрами верхнего яруса четверика, подкарнизным поясом с "триглифами" и "метопами", плоскими "ушастыми" наличниками. Здание Одигитриевской церкви хорошо сохранивший свой первоначальный облик уникальный памятник истории и культуры Прикамья с ее богатой историей существования и своеобразной архитектурой.

Еще в 1929 г. Шерьинская церковь значилась в списке памятников истории и архитектуры, однако в 1955 г. Нытвенский райисполком на запрос уполномоченного областного совета по делам религии ответил, что в Нытвенском районе действующих церквей и молитвенных домов нет (ГАЛО ф. Р. 1204. Оп. 1а, в л. 32). И, как следствие, церковь уже не считалась памятником. В 1974 г. группа охраны памятников истории и культуры при Пермском облисполкоме рассматривала этот вопрос, но за неимением исходных историко-архивных материалов не смогла определить значимость церкви как памятника истории и культуры.

Принят на государственную охрану Решением Малого Совета Пермского облсовета от 20.05.93 №683. Распоряжением губернатора Пермской области №713-р от 5.12.2000 г. включён в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного (областного) значения.



Комментарии и обсуждение


Почему-то даже не указали имя моего деда, он один из первых начал вопрос о реставрации храма. Деньги собирал и ездил добивался разрешения!!!КИРОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ.д.ОПАЛИХА.
20 декабря 2013.

И в самом деле, кого ни спросите все вам скажут что наш дед Киров Константин Иванович вложил много времени и сил и души в помощь воссоздания церкви, и почему то незаслуженно не упомянут ни в мемориальной доске, ни в статье. Обидно.
23 декабря 2013.