ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Заручье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1858 и 1864.
Адрес:
Ленинградская обл., Сланцевский р-н, с. Заручье

Координаты:58.960114, 28.510251


Добавить фотографию
Автор: geronimio
Снято: 20 августа 2011 Добавлено: 24 августа 2011
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы-Заручье-Сланцевский район-Ленинградская область-geronimio
Успенский храм на закате
geronimio
20 августа 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы-Заручье-Сланцевский район-Ленинградская область-Василий Шелёмин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Trofoto
12 июля 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Успенский храм на закате
geronimio
20 августа 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 февраля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
ZlobodneV
14 апреля 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de.
Михаил Мещанинов
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Заручье - Сланцевский район - Ленинградская область
Крестный ход к Доложской пещере на Праздник Успения Пресвятой Богородицы.
geronimio
28 августа 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  3 ноября 2010

ПОГОСТ ДОЛОЦКО В ГДОВСКОМ УЕЗДЕ, ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. ОЧЕРК РУГОДИВЦЕВА С.-Петербург Типография Ю. Штауфа (И. Фишона), по Невскому, дом № 88 1873. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 29-го ноября 1872 г.

Наша Гдовско-Ямбургская окраина, как известно, не имеет монастырей. Правда, в прежнее время и на пространстве нашей окраине находилось несколько монастырей; но с тех пор как упразднен последний монастырь, бывший в городе Гдове, прошло уже много десятков лет. Между тем, не смотря на отсутствие монастырей,— в пределах наших двух уездов находится два места, которыя по числу богомольцев, собирающихся в известное время года, поспорят со многими монастырями. Я говорю о селе Ямбургскаго уезда — Ильешах и о погосте Гдовскаго уезда — Долоцко. Но с. Ильеши, нельзя сравнивать в п. Долоцко, которое, по своему положению, не имеет ничего общаго в Ильешами.

Погост Долоцко, находясь в той части Гдовскаго уезда, которая известна под именем «Сомра», занимает одну из живописных местностей всего уезда. В то время, когда село Ильеши стоит на не большой возвышенности, вдали от речки или озерка, погост Долоцко находится на довольно высокой горе, над озером «Долгое», близь, истока речки Долгой, впадающей в р. Лугу около деревни Ямбургскаго уезда Сторонье, где и поныне торчат сваи, оставшияся от моста петровских времен. Озеро Долгое не велико: в длину верст девять или десять, а в ширину не более полуверсты; оно имеет довольно гористые берега. Кроме собственных заметок, сделанных во время поездок в погост Долоцко, и собранных на месте преданий, материалами для моего очерка послужили: 1) Историческия записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда. Крестьянина Е. Андреева. 2) Торжество освящения храма в Доложском погосте см. журнал «Духов. Беседа», 1865 год, № 8.

Погост Долоцко или Михайловский, как он назывался прежде, и как называют его и ныне сомряки и сомрячки, стоит на северо-восточной части озера. Но было время, когда Михайловский погост, Залеской половины Шелонской пятины великаго Новагорода, находился в восьми верстах от настоящего места, а именно, на юговосточной части озера, на месте нынешней деревни Филеве. Около этой деревни, над самым берегом озера, и по ныне возвышается холмик, который усеян могильными камнями и древними крестами. Эти немые свидетели былаго времени ясно указывают на существование храма, а предание народа, переходящее из рода в род, из поколения в поколение, — говорит о деревне Филеве, как о первоначальном месте Михайловскаго погоста, с деревянною церковью во имя св. архангела Михаила. Убогая деревенская часовня, стоящая в настоящее время на месте бывшей древней Михайловской церкви, и по ныне хранит одну половинку царских дверей от древняго иконостаса. Вблизи этого первоначальнаго Михайловскаго погоста, на конце озера, возвышается каменистый холм. Предание указывает на него, как на кладбище литовских времен; притом оно говорит, что во время нападений Литвы на эти места михайловская церковь была разграблена и обращена в конюшню; но за такое поругание святыни враги были, будто бы поражены слепотою и блуждали по домам и лесам. На другой-же стороне озера, близь его конца, стоит высокий холм, в котораго видны окресности на довольно дальнее разстояние. По местному преданию, на этом холме, в былое время, жил знаменитый воин, владелец лежащих в окружности земель. Против холмика, где стоял в прежнее время погост Долоцко, на другой стороне озера, близь деревни Зажупанье, на открытом поле, находится крошечная деревянная часовня. В этой часовне и по ныне сохраняется несколько древних цельных каменных крестов и один с отбитою частию. Народное предание поэтому случаю говорит: при одном опустошении Литовцами этой местности, лошадь начальника их нечаянно оступилась на каменном кресте. Начальник упал с лошади. Разсерженный таким обстоятельством, он бросил упомянутый крест в озеро Долгое; но, пораженный вскоре после этого тяжкою болезнию, начальник разкаялся в своем поступке, велел достать крест из озера и поставил его с честию на прежнее место. Жители окрестных деревень — до настоящаго дня благоговеют пред этим крестом и ежегодно, 26 октября, служат пред ним общий молебен. Таковы окрестности древняго погоста Долоцко! Эти окрестности полны исторических воспоминаний, как переполнены воспоминаниями и другия местности долоцкаго прихода: сопки и кладбища — встречаются во многих его местах, а близь деревни Хрель находится холм, который у местных жителей известен под именем «Доломановой могилы». По разсказам стариков, Доломан был страшный разбойник и кудесник; он жил в XVII столетии; в глубоком овраге, простирающемся на несколько верст, шайка Доломана имела приют... По речке Долгой, близ нынешняго Долоцкаго погоста, также можно встретить многие памятники былаго времени.

Начало настоящаго погоста Долоцка в точностию весьма трудно определить. Во время самозванцев, когда Гдовско-Ямбургская окраина явилась местом подвигов различных проходимцев и шведских войск, древний Михайловский погост со своими деревнями был разграблен и раззорен. Вскоре-ли был устроен новый погост Долоцко на нынешнем месте, или — спустя много лет после раззорения, — об этом нет исторических данных. Правда, в писцовых книгах XVII столетия упоминается об угодьях Михайловской церкви, но и только. Историческия свидетельства о существовании нынешняго погоста Долоцка с малым деревянным храмом во имя св. архангела Михаила начинаются только с 1710 года. Из церковных бумаг видно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости, до 1710 года принадлежали Новгородскому Софийскому собору, а с 1710 до 1763 года — Александро-невскому монастырю. Во время владельческих прав Невскаго монастыря, в погосте Долоцком было устроено монастырское правление. В деревне-же Заручье (Себеж), которая отделена от погоста ручейком, находилась какое-то каменное здание, ибо еще в недавнее время, во время копания канав, была найдена подземная труба, которая, конечно, принадлежала какому нибудь большому каменному зданию; но предание народа говорит, что на этом месте находился дворец (?!). Известность погоста Долоцка среди окрестных населенных местностей, судя по некоторым данным, начинается с половины прошедшаго столетия. В Михайловской церкви Долоцкаго погоста, вместе в другими древними иконами, которыя и по ныне еще сохраняются, находилась древняя икона Успения Богоматери. Например: икона страшнаго суда, на которой немцы изображены в древнем своем костюме, икона Покрова пресвятой Богородицы, икона Господа Вседержителя и припадающих пред ним св. Иоанна и св. Никиты Новгородских и некоторыя другия. Эта икона, по преданию народа, издавна была в особенном уважении местных прихожан и считалась за «чудотворную». Поэтому, долоцкие прихожане, при содействии посторонних лиц, в 1754 году заложили на погосте новый деревянный храм в честь Успения Богоматери. По прошествии восьми лет, успенский храм был ими выстроен и освящен. Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте быль установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста.

Берега речки Долгой окоймлены раскошными холмами и холмиками, которые на полутора верстах от истока заканчиваются горою. Сосны и ели вместе с мелким кустарником покрывают эту гору, которая возвышается над берегом речки стеною. По правому берегу речки Долгой, против горы, растилается довольно обширная долина. Около этого-то места речки Долгой, внутри упомянутой горы, находится пещера. Пещера эта самородное явление; внутри пещеры, не далеко от входа в нее, с правой стороны, находится родник чистой, приятной воды. Вслед за родником «пещера расходится крестообразно в три стороны; в точке пресечения ея ветвей, как-бы под сводом, стоит озеро в чистою водою, которая почитается народом за целебную». Местное народное предание об этой пещере говорит, что еще до нашествия литовцев и шведов, около этой пещеры находился монастырь в честь Успения Божией матери; после раззорения этого монастыря Литвою — чудотворный образ монастыря — Успение Богоматери был перенесен в церковь прежняго Михайловскаго погоста, а после разрушения этой последней церкви, на новое место Михайловскаго погоста, в церкви котораго он и по ныне сохраняется. По другому местному преданию, в упомянутой пещере, в половине XVII столетия спасался какой-то пустынник... Нет никакого сомнения, что пещера в глазах прадедов настоящих долоцких прихожан имела большее значение, чем ныне, ибо предание о бывшем когда-то успенском монастыре и о неизвестном отшельнике, спасавшемся в этой пещере,— указывают на какую-то связь упомянутой пещеры с пог. Долоцко, в церкви котораго находится древняя икона Успения Богоматери. Эта связь, конечно, была: установление крестнаго хода из Долоцка в пещеру не могло-же возникнуть из одного только сходства долоцкой пещеры с пещерами Киева и Пскова, как пытаются объяснить некоторые местные жители. При означенном объяснении, невольно рождается вопрос: почему прадеды долоцких прихожан избрали для крестнаго хода именно эту, а не другую какую нибудь пещеру на речке Долгой? Поэтому, нужно думать, что крестный ход из Долоцка в пещеру был установлен, вследствие каких нибудь особенных причин, воспоминания о которых уже изгладились в памяти народа...

Выше я сказал, что известность Долоцкаго погоста, среди окрестных населенных мест, началась с половины прошлаго столетия, то есть с постройкой на погосте успенской церкви, в 1779 г. деревянная церковь св. архангела Михаила, за ветхостию, была разобрана, а в память ея — был устроен придел в успенской церкви во имя св. архангела Михаила. Таким образом, из Михайловскаго погоста сделался успенский погост. Правда, сомряки и сомрячки по прежнему Долоцкий погост продолжали называть — Михайловским; но, тем не менее, в каждым годом в Долоцком, на «Успенов день», число богомольцев, стало увеличиваться. В пятидесятых и в шестидесятых годах настоящаго столетия — на 15 августа в Долоцком уже собиралось до 15 и 20 тысяч богомольцев, пришедших иногда из дальних мест. Особенностей в Долоцком празднике нет ни каких. Правда, сравнивая празднество села Ильеш в празднеством Долоцкаго погоста, можно найдти некоторое различие, но в общем — они одинаковы. Образ св. Параскевы Пятницы, находящийся в Ильешах, представляет собою с лицевой стороны вырезанную из дерева женщину; поэтому, мужички, как нам лично приходилось убедиться, почитают этот образ за мощи... Долоцкий образ Успения Богоматери, кроме древняго письма, ничем особенным не отличается. Крестный ход с образом в Ильешах отправляется из церкви, после литургии, к часовне, которая находится на некоторой возвышенности. В Долоцком крестный ход также, после литургии, идет к часовне, которая находится у пещеры. В Ильешах, около часовни, находится камень, на котором, по народному разсказу, будто-бы, явился образ св. Параскевы. Этот камень имеет на своей поверхности некоторыя углубления, которыя, по понятиям простаго народа, постоянно наполняются водою, имеющую целебную силу. Поэтому, простой народ с благоговением относится к этой воды и запасается ею. Но так как, при тысячных массах богомольцев, желающих иметь капли воды, обретающейся на камне, бывает много; то камень в это время поливается водою, капли которой и собираются простыми женщинами, в Долоцком погосте — воды много в пещере, около которой стоит часовня, находится целое озеро. Поэтому, когда крестный ход доходит до часовни, где в это время начинают служить молебны, тогда простой народ с бутылочками и кувшинчиками является у входа пещеры, где его и снабжают водою с большим избытком...

Конец праздника кончается одинаково как в Ильешах, так и в Долоцком: пляскою, пьянством, песнями, бранью и даже дракою. Все различие состоят в том, что в Ильешах после обеденныя картины праздничных лиц совершаются у ограды церковной, а в Долоцком — сцены из праздничной жизни более обнаруживаются в деревне Себеже, чем на самом погосте. В погосте Долоцком четыре раза в год бывает ярмарка. Успенская ярмарка — в Долоцком одна из больших ярмарок в уезде; но, тем не менее, на эту ярмарку привозится товару менее, чем на сборную, которая бывает в Долоцком в первое воскресенье великаго поста. Покровская и Благовещенская ярмарки Долоцкаго погоста, по своим оборотам, сравнительно с первыми двумя,— незначительны. В начале шестидесятых годов была устроена в Долоцком погосте новая каменная церковь, с этого времени Долоцко все более и более стало застраиваться. Кроме домов местнаго приходскаго причта, на погосте появилось уже несколько посторонних домов, из которых один занимается волостным училищем *). Со временем, погост Долоцко с деревнею Себежем, где ныне находится волостное правление, составят большое село. Не даром местные погостские жители уже не называют Долоцко — погостом, а селом Долоцким, или селом Доложский-погост... Разширению своему погост Долоцко во многом обязан крестьянину и долоцкому прихожанину С. Лебедеву, который в 1857 был избран церковным старостою... В 1863 году, из Долоцкаго прихода, в котором находится до 5000 прихожан, была образована «Доложская волость»; но в 1864 году означенная волость, по имени владельца земли Е.И.В. Великаго князя Константина Николаевича, была переименована в «Константиновскую».


Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  3 ноября 2010

ИСТОРИЧЕСКИЯ ЗАПИСКИ И ПРЕДАНИЯ О ПОГОСТЕ ДОЛОЖСКОМ, ГДОВСКАГО УЕЗДА КРЕСТЬЯНИНА ЕФИМА АНДРЕЕВА САНКТПЕТЕРБУРГ. В типографии главного управления военно-учебных заведений 1863 От С. Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С. Петербург, Июня 30-го дня 1863 года. Цензор Архимандрит Сергий.

Г. Бау-Адъютанту Его Светлости, С.Петербургскага Военнаго Генерал-Губернатора, Князя Суворова, Гвардии Полковнику и Кавалеру П. В. Чебыкину. Порфирий Васильевич! В бытность Вашу в селении Выскатке, в качестве Вестника ВЫСОЧАЙШАГО соизволения на всеподданнейшую просьбу крестьян Выскатской волости, утвердить на вечныя времена ежегодный крестный ход 8 и 9 Сентября из погоста Доложскаго в селение Выскатку с Досточтимой иконой Успения Божией Матери, в благодарность Господу Богу за спасение жизни ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА, ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА и для объявления за то от ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА «искреннее спасибо» и для открытия нашей Высочайше наименованной Константиновской школы, я имел счастие поднести Особе Вашей крестьянский труд мой и Воспоминания Торжественнаго Крестнаго хода из погоста Доложскаго в Пещерскую часовню, совершаемаго ежегодно 15 Авг. с благоговейно-чтимою Святой Иконою Успения Божия Матери, Вы изъявили тогда желание Ваше иметь достоверныя сведения о начале сего святаго торжества и о самой местности Доложскаго погоста. Удовлетворяя сему благочестивому желанию Вашему, дерзаю посвятить сей слабый труд мой любознательности Вашей, как любителю всего русскаго святаго, желая тем ознаменовать вечно незабвенное для нас и потомства нашего извещение через Особу Вашу Великих Монарших милостей, и признательности Великаго Князя к крестьянам Выскатской волости. Имею честь именоваться Вашим покорным слугою. Крестьянин Выскатской волости Е. Андреев. 27 Апр. 1863 г. С. Выскатка.

В конце XVI столетия, между многочисленными церквами древней Новгородской области, в северо-западной части Шелонской пятины, в Залесской половине, на пустынном холме у озера Долгаго, стоял уединенно, малый деревянный храм Св. Архангела Михаила. Приход его составляли кое-где среди лесов и по живописным берегам озера разбросанныя, уединенныя небольшия деревни; жители оных в простоте нравов провождали жизнь свою и благоговели к заступнику своему, Св. Архангелу Михаилу. По имени Его и приход их назывался Михайловский. Начало XVII столетия, время всеобщаго бедствия нашего Отечества, было бедственным и для церкви Св. Архангела Михаила: жители прихода его разбежались по лесам; деревни были разорены; храм Божий ограблен. И место святое запустело! При нашествии врагов, местные жители, чтоб спасти некоторыя церковныя утвари и колокола, опустили все в пучинистую речку, — в последствии один из сохранившихся колоколов пытались достать и уже был он положен в челнок, но челн зашатался, колокол упал в пучину речки, и там остался навсегда. Неизвестно, была ли возстановлена церковь Св. Архангела Михаила после своего запустения во времена литовския, хотя и упоминается об угодьях ея в древних книгах (Писцовыя книги составлены при Михаиле Феодоровиче в 1617 году). Но в начале XVIII столетия, с 1710 г., погост Михайловский с малым деревянным храмом во имя Св. Архангела Михаила, уже существовал на возвышенном берегу озера Долгаго, в 8-ми верстах на запад от прежняго своего места. В начале второй половины XVIII столетия, в погосте Михайловском, сооружен обширный деревянный храм в честь Успения Пресвятыя Богородицы, и самый погост переименован в Доложский.

Местность Доложскаго погоста очень живописна; озеро Долгое, которое простирается с востока на запад в длину на 9 верст, в самой ширине своей не более полверсты; против церкви, на высоком противоположном берегу его виднеются разбросанныя деревни, вдали грозныя сопки и живописныя рощи, — западная оконечность озера вдруг загибается за крутой берег и исчезает, образуя собою малые заливы, — на обоих оконечностях озера виднеются холмы, ознаменованные древними военными кладбищами. На возвышенном берегу озера стоит деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя Св. Архангела Михаила, осененный главою в русском вкусе, осмигранная шейка которой была некогда обита белою жестью; над папертью довольно высокая стрельчатая колокольня; с оной вид на окрестности прекрасный. Началом к построению в погосте Михайловском новаго обширнейшаго храма вместо обветшавшей малой Михайловской церкви и причиною посвящения онаго в честь Успения Божией Матери послужило следующее: Долгое озеро на западной оконечности своей выпускает реку Долгую, местами весьма пучинистую и глубокую; эта речка протекает между гор и холмов с юга на север на разстоянии 40 верст и впадает в реку Лугу. Ряд холмов на левом берегу реки Долгой, в полутора-верстах от ея истока из озера, оканчивается скалою, затененною всякаго рода лиственным, хвойным лесом и кустарником. У подошвы скалы, омываемой рекою, разстилается широкая долина в виде площади. Внутри скалы существует древняя самородная пещера. В пещере в двух саженях от входа в нее с правой стороны существует ключ, исходящий из недр земных с чистою холодною водою; далее внутрь горы пещера простирается на тридцать шагов от входа в скалу и оканчивается шатрообразным сводом; внизу крестовидно на три отрасли пещера идет под гору, а под сводом ея стоит чистая вода.

В половине XVIII столетия, по преданию здесь жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Незабвенны только в предании воспоминания о нем и вечно будут соединены с благословением (Не монах ли это Новгородских Св. Обителей или Александроневскаго Монастыря; известно из бумаг церковных, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а с 1710 г до 1763 г. Александроневскому Монастырю; в Доложском погосте находилось Мнастырское правление). Уважение, которое приобрел к себе подвижник, превлекало местных жителей к месту его подвигов. Уединенное местоположение, чудная пещера с чистою в источнике ея водою и память о подвижнике переносили мысли благочестивых посетителей к далеким пещерам Псково-Печерским и Киевским (Псково-Печерская пещера открыта 1472 г., а икона Успения Божией Матери 1523 г., крестный ход из Печер в г. Псков установлен 1601 г. Богородичная церковь Успения сооружена в 1759 году). В тех и других прославляющияся чудотворныя иконы и благолепные храмы в честь Успения Божией Матери – напоминали им о тесноте и бедности приходскаго их храма. Они скорбели! Наконец воодушевленные сильным желанием местные прихожане, при содействии частных благотворителей, с благословения Преосвященнейшаго Дмитрия Архиепископа Новгородскаго в 1761 г. соорудили новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). Тогда же установлен крестный ход к пещере с храмовою местною иконою Успения Божией Матери в 15 день Августа. С тех времен местная храмовая икона Успения Божией Матери стала благоговейно чтима быть так, что праздник Успения Пресвятыя Богородицы начал привлекать усердных Богомольцев и из чужих приходов.

После построения новаго храма, малая деревянная церковь Св. Архангела Михаила за ветхостию разобрана, а в память оной устроенный придел при церкви Успения Пресвятыя Богородицы, освящен 1779 г. месяца Августа, строителем Череменецкаго Монастыря О. Иоакимом. Особенное участие в построении церкви Успения Пресвятыя Богородицы, принимал знаменитый Новгородский помещик ч. Мордвинов; лес для постройки возили прихожане частию из его дачи из под с. Аксентьева, частию из своей дачи близ Доложска, теперь вовсе истребленной. Но самое построение храма длилось 8 лет за неимением искусных плотников и распорядителей. В настоящее время Церковь Успения Пресвятыя Богородицы снаружи еще тверда; обшита тесом и покрыта железом, обнесена каменною оградою, внутри обита холстом. Иконостас современный церкви возобновлен в 1857 году; утварию удовлетворительно снабжена. Печальный вид ея снаружи соответствует внутреннему, и наводит на душу какую то неземную грусть, располагающую ее к мысли о жизни за гробной. Первейшая святыня и драгоценность Доложскаго храма – Досточтимая икона Успения Пресвятыя Богородицы: Она красуется в величественном кивоте в серебрянной ризе, с позолоченными венцами, весом 20 фунтов чистаго серебра 84 пробы 1788 года, пожертвованной помещицей, девицей Параскевой Иларионовной Мордвиновой, в благодарность за чудесное спасение ея от потопления, на Долгом озере в Ноябре 1787 г. Самый кивот в 5 1/2 аршин высоты, сделанный в русско-византийском вкусе, и пред ним величественный подсвещник с фарфоровой свечой, — дань благодарности за исцеление от глазной болезни Ямбургскаго купца В. Полякова, семейство котораго, по завещанию родителя своего, доселе благодетельствует Св. храму Доложскому. Серебрянная лампада пред Св. иконою пожертвована одним С. Б. заводчиком Курочкиным; икона Успения до пожертвования означеннаго кивота, была местною в иконостасе, а с 1850 г. поставлена у праваго клироса. Древния иконы, обращающия на себя особенное внимание и находящияся в церкви Успения Пресвятыя Богородицы: икона Страшнаго Суда Божия, весьма древняя, но еще твердая, мерой 3 арш. квадрату; тип ея чисто Новгородской древней школы, умнаго и замысловатаго письма. Немцы на оной помещены в древнем их костюме. Икона Господа Вседержителя на престоле славы; пред Ним припадающие угодники Божии: Св. Иоанн и Никита Новгородские. Икона Покрова Божией Матери, возобновленная в 1785 г. Икона Одигитрии Божией Матери, возобновленная в 1859 г. Означенныя три иконы были местныя; по преданию относятся к временам перваго храма, разореннаго Литвою в начале XVII столетия. Многия другия Св. иконы, размещенныя по стенам в кивотах и украшающия Св. церковь, суть дары признательности к сильному ходатайству Царицы Небесной за избавление от различных бед и зол и из усердия к Досточтимой Св. Иконе; в ризнице церковной хранятся указы с 1722 г., церковные документы и ветхия книги, из которых самая древнейшая Триод цветная 1680 г. Около церкви Успения Божией матери православныя чада ея находят упокоение плоти своей, пока, глас Архангела не воззовет всех на суд пред Судию Праведнаго. За олтарем видны два холмика: под ними почиют два Священно-иерея: Петр и Василий, преемственно один после другаго (1816-1823) и (1823-1860) г. 45 лет служившие при святом храме сем. На северной стороне храма, против придела, под ветвистыми деревами стоит осененный крестом (голубец) деревянный, покрытый тесом сруб, под которым хранится ветхий Св. престол прежней Архангельской церкви, устроенный глухим Ковчегом из отесанных топором сосновых досок, мерою поверхность его 1 арш. квадрату; на нем видна ветхая из простаго холста срачица из окрашеннаго холста синяя индития (т. е. верхняя одежда); тут же лежат камни и гвозди, употреблявшиеся при освящении церкви. На этом месте в старину была малая приходская церковь во имя Св. Архангела Михаила, упраздненная около 1779 года. На восток за престолом под надгробным камнем почиют два служителя олтаря Священно-иереи: Малахия, первый служитель при церкви Успения (1761-1781) и Василий (1785-1796), надгробный камень на могиле их положен со следующею надписью: «Под камнем сим лежат тела усопших «рабов Божиих, Священно-Иереев: Василия и Малахии, и рабынь: Анны и Евдокии. Прохожий, остановись! И над сим прахом смертным – прослезись, Наступит час, когда не будет здесь и нас! Блажен, кто смертный час не забывает, И в вечность свои мысли устремляет». «Чадо! делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдешь ти благословение от них (Сир. гл. 3, ст. 8)».

По кладбищу разсеяны везде каменные древние кресты – как свидетели древности храма Архангельскаго! Спите отцы и братия, сном непробудным до светлаго утра пришествия Христова! Землею владеет церковь в двух местах: 1) у погоста 321 десят. 526 саж. пахатной, и покосной земли и дровянаго лесу, и 2) на реке Долгой покосу 14 дес. 1874 сажен. По штату ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному, в 1841 г., церковь состоит на степени первокласной; положено два священника, диакон и три причетника. В гражданском отношении Доложский погост до 1775 года состоял в Новгородском уезде, а с обнародования новаго учреждения о губерниях – и в настоящее время состоит в Гдовском уезде в 57 верст. от г. Гдова, в 65 верст. от г. Нарвы, в 55 верст. от Ямбурга и в 180 верстах от С. Петербурга. По усердию благочестивых и доброхотных дателей, благоговейно чтущих Св. икону Успения Пресвятыя Богородицы, ныне отстроен великолепный обширный каменный храм в честь Успения Божией Матери, в руссковизантийском вкусе, с прекрасною легкою колокольнею; грани глав церковных и колокольни вызолочены червонным золотом и по голубому полю усажены позолоченными звездами; — сквозные кресты, шары, звезды и грани, при лучах утренняго солнца и при свете луны ночью, делают ослепительную игру в синеве голубаго неба. Храм этот выстроен из лучших материалов; постамент, вкруг всей церкви и пилястры дверей и ступени у входов в храм, выложены лучшим цоколем; внутренняя отделка еще неокончена. На торжественной закладке сего храма 14 Августа 1858 г., присутствовало 12 священников и множество народа, стекшагося на праздник Успения Пресвятыя Богородицы из дальних мест, к утешению почитателей Св. Досточтимой Иконы Успения Пресвятыя Богородицы.

БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЙ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР пожертвовал на построение сего Св. храма 300 руб. БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА 300 р. Блаженной памяти Матерь ныне царствующаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА 500 р. и из своей дачи дров и лесу. НАСЛЕДНИК ЦЕСАРЕВИЧ с Августейшими братьями Своими 100 руб. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО, БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, из своей дачи 200 куб. саж. дров и 350-ть дерев лесу. Таковыя пожертвования приняты, как знак величайшаго благоволения Божия и милости Царицы небесной к святому делу построения храма. Праздники и Ярмарки. ПРАЗДНИК, ОСОБЕННО ПОЧИТАЕМЫЙ В ДОЛОЖСКОМ ПОГОСТЕ – ЕСТЬ ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ; ТОГДА БОГОМОЛЬЦЫ СТЕКАЮТСЯ НА ПОКЛОНЕНИЕ ДОСТОЧТИМОЙ ИКОНЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – СО ВСЕХ ОКРЕСТНЫХ ПРИХОДОВ И ИЗ БЛИЖАЙШИХ МЕСТ, РИЖСКОЙ И ЭСТЛЯНДСКОЙ ГУБЕРНИЙ, ИЗ Г. НАРВЫ, ЯМБУРГА И ГДОВА – ДАЖЕ ИЗ С.ПЕТЕРБУРГА – И ИЗ ЛУГСКАГО УЕЗДА; ТАКОЕ СТЕЧЕНИЕ НАРОДА ДЕЛАЕТ ЗДЕСЬ ЯРМАРКУ С РАЗНОРОДНЫМИ МАНУФАКТУРНЫМИ И КРЕСТЬЯНСКИМИ ТОВАРАМИ. ПОДОБНАЯ ЯРМАРКА БЫВАЕТ И В ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКАГО ПОСТА; НО ПОСЛЕДНИЙ ТОРГ БЫВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ УСПЕНСКОЙ; ЭТИ ЯРМАРКИ В 1861 ГОДУ ОТКРЫТЫ ПУБЛИЧНЫМИ С РАЗРЕШЕНИЯ Г. МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И Г. С. ПЕТЕРБУРГСКАГО ВОЕННАГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА. Бывает стечение народа в Доложское еще 1 октября и 25 Марта, но ярмарки тогда не так многолюдны. Крестный ход к Печерской часовне учрежден со времени освящения церкви в 1761 г. и совершается каждогодно 15 августа после Божественной литургии; бывают и частные крестные ходы 21 мая и 1 октября по усердию Богомольцев, — В 1862 году, по усердию крестьян Выскатской волости, с ВЫСОЧАЙШАГО соизволения учрежден ежегодный крестный ход, в благодарность Господу Богу за спасение жизни ЕГО ИМЕПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА, БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ, ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА от покушения Варшавскаго злодея, 21 Июня 1862 г.

В село Доложское привлекает много людей чудная пещера; воду из ея источника берут на благословение в домы, и употребляют с верою в болезнях; даже относят ее в дальныя места, как Святыню. На северозапад от погоста в 2 верстах находится известная пещера; дорога к ней усажена деревьями, идет прямою линиею; на средине пути под тенистыми березами стоит деревянный крест с св. иконою Успения Божией Матери; здесь во время крестных ходов шествие останавливается и читается Св. Евангелие. Далее дорога склоняется с высоты в долину, по которой пробегает река Долгая; живописная скала, заросшая всякаго рода лесом и при ней уединенная часовня, близ коей вход в пещеру с востока, чистенький крестьянской домик и мельница на реке, при гористых окрестностях, делают ландшафт местности весьма приятный. Замечателен в печерской часовне древний образ Христа Спасителя, сидящаго между символическими изображениями Евангелистов. Предание утвердительно относит его к временам древней церкви, разоренной в XVII веке литовцами; образа св. апостолов и мучеников относят к тому же времени. У восточной оконечности озера в 8 верстах от Доложскаго погоста в деревне Филеве – на самом берегу высокий холмик, усеянный могильными камнями и древними крестами, — он напоминает, что здесь был когда-то в древности храм Божий; Предание с достоверностию сказывает, что здесь был первоначальный малый деревянный храм во имя Св. Архангела Михаила и погост Михайловский, перенесенный впоследствии на место, где теперь процветает церковь Успения Божией Матери. На месте бывшаго храма теперь стоит убогая часовня, в ней памятниками древней церкви доселе остается сохранившеюся чрез весь переворот времени – одна половинка Царских врат древняго иконостаса, мерой 2 ар. 2 верш. вышины – и 8 верш. ширины, сделанная из тесаной топором цельной сосновой толстой планки с выемками для образов, устроенными теслою. Тут же сохраняется деревянный крест, величиною в 7 верш, употреблявшийся вероятно при служении панихид. Вокруг часовни по холмику с миром почиют и доселе находят упокоение плоти своей при родных могилках своих предков во блаженном успении, православные труженики и благословенные чтители Св. Архангела, пока глас его не воззовет всех нас на Суд Судии Праведнаго. Печальныя сосны и ели оставшиеся от времен древности навевают на душу какую-то грусть при взгляде на могильные камни, и смотря на озеро, как образ житейскаго моря, воздвигаемаго напастей бурею, невольно перенесешься мыслию в жизнь загробную и ублажишь притекших к тихому пристанищу блаженнаго упокоения. Покойтесь же отцы и братия! Покойтесь в лоне Отца Небеснаго, где обрели вы тихое пристанище! – Как то нам придется достигать этого всех наших желаний края? Не далеко от этого кладбища, в конце озера, возвышается каменистый холм; предание называет его кладбищем Литовских времен; говорят, что при нападении Литвы на здешния места, церковь Св. Архангела Михаила была разграблена и в ней ставили лошадей; но за такое поругание святыни, враги наши были поражены слепотою и блуждали по домам и лесам. По другой стороне у конца озера высокий холм господствует над всем озером; — с холма видны все окрестности на значительное разстояние; здесь по преданию, в древния времена жил какой то знаменитый воин, владетель того края. Против холма, на котором существовала церковь, на другой стороне озера, на открытом поле, есть малая деревянная часовня, в которой хранятся каменные древние кресты, один из них с отбитою частию. «Предание говорит, что во время нападения Литовцев, лошадь литовскаго начальника оступилась нечаянно на крест и начальник упал с лошади; в досаде он бросил крест в озеро, но был поражен тяжкою болезнию; в раскаянии он велел достать крест из глубины – и поставил его с честию на прежнее место; жители окрестных деревень доселе благоговеют к сему Святому кресту – и один раз в году, именно 26 Октября служат пред ним общий молебен.

С берега Доложскаго озера по дороге к п. Заянью виднеются вдали грозныя сопки с печальными елями. Это, уединенныя могилы древних меченосцев, из Ливонии с толпами Чуди – приходивших искать счастия в богатой области Новгородской. Такия и подобныя сопки разсеяны по всему Гдовскому уезду; не редко встретите могилу Богатыря – рыцаря, приходившаго искать приключений между простодушными жителями лесов и находившаго смерть на чужбине, далеко от своей родины. Пустынныя кладбища, встречающиеся там и здесь, ясно доказывают, что крестоносные братья (меченосцы) везде встречали себе наприязненнаго славянина, искони не любившаго над собою чужаго владычества. Но при виде следов кровавых схваток, делается грустно! – Любезное отечество! дорого ты нам стоишь! каждый почти шаг в тебе облит кровью наших предков! Любезные прародители наши! вы умели стоять за свою свободу и за благочестие; вы дорогое оставили нам наследие – наше благосостояние! – мы были бы не благодарны, еслиб не захотели почтить памяти вашей хоть одним чувством нашей признательности! Ближе этих сопок близ дер. Хреля возвышается холм, называемый «Доломанова могила». Этот Доломан был страшный разбойник XVII столетия, в здешних краях, — шайка его гнездилась в глубоком, на несколько верст протягивающемся овраге. – Доломан слыл волшебником и по мнению современных местных жителей, его нельзя было убить свинцовой пулей, за то убить серебряной пуговицей! верстах в 10-ти прямо против Доложска за озером на полдень по направлению упомянутаго оврага, на одном холме видны развалины древней церкви бывшаго Бельскаго погоста, разореннаго Литвою. Пустынное местоположение Бельскаго погоста весьма красиво. Теперь оно заросло густою рощей; только груды камней и каменные древние кресты напоминают, что был здесь в древности храм Божий, котораго не пощадила рука человеческая; земли Бельскаго погоста находятся теперь в руках частных владельцев, и перешли к ним после генерального межевания.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.