ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саратов. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Троицкий Старый собор


Саратов. Кафедральный собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1689 и 1695.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Саратовская область, г. Саратов, Московская ул., д. 6

Координаты: 51.528063, 46.055139
Проезд:Троллейбус №№ 1, 4, 5, автобус №№ 11, 33, маршрутное такси №№ 3, 32, 33, 82 (ост. «Музейная площадь»).



Кафедральный собор Троицы Живоначальной-Саратов-Саратов, город-Саратовская область
Автор: Наталия
Снято: 19 августа 2012 Добавлено: 1 ноября 2012
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Кафедральный собор Троицы Живоначальной-Саратов-Саратов, город-Саратовская область-Наталия
Наталия
19 августа 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной-Саратов-Саратов, город-Саратовская область-Валерий Долженко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 августа 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной-Саратов-Саратов, город-Саратовская область-kinyava
Галерея Троицкого собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной-Саратов-Саратов, город-Саратовская область-Наталия
Наталия
19 августа 2012
Сортировка:

Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид   на Троицкий собор с.ул. Лермонтова<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Вид на Троицкий собор с.ул. Лермонтова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Сергей Меркулов
28 августа 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 августа 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, вид от речного вокзала<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
вид от речного вокзала
Александр Cахаров
3 июня 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид   на Троицкий собор с прихрамовой территории<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Вид на Троицкий собор с прихрамовой территории
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Алексей Кротов
21 апреля 2014
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Алексей Кротов
21 апреля 2014
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Наталия
19 августа 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
12 октября 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Дмитрий Васильков
8 августа 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Контрфорсы<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Контрфорсы
Алексей Кротов
30 сентября 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Алексей Кротов
30 сентября 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 августа 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Галерея Троицкого собора<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Галерея Троицкого собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Декор восьмерика Троицкого собора<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Декор восьмерика Троицкого собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Могилы  Пимена и Нектария - архиепископов Саратовской и Вольской епархии<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Могилы Пимена и Нектария - архиепископов Саратовской и Вольской епархии
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Галерея Троицкого собора. Вид с южной стороны<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Галерея Троицкого собора. Вид с южной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Алексей Кротов
21 апреля 2014
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Наталия
19 августа 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид на собор с юго-востока, с улицы Московской. Завершение основного объёма<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Вид на собор с юго-востока, с улицы Московской. Завершение основного объёма
Сергей Аванесов
2 апреля 2006
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
12 октября 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
12 октября 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Алексей Кротов
30 сентября 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Роспись нижнего Успенского придела.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Роспись нижнего Успенского придела.
Хоршев Николай
11 июня 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Икостас нижнего Успенского придела.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Икостас нижнего Успенского придела.
Хоршев Николай
11 июня 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, В нижнем храме<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
В нижнем храме
Ole Lukoye
2 мая 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, У иконостаса нижнего храма<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
У иконостаса нижнего храма
Ole Lukoye
2 мая 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Верхний храм<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Верхний храм
Ole Lukoye
2 мая 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Верхний храм<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Верхний храм
Ole Lukoye
2 мая 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Ole Lukoye
2 мая 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, интерьер трапезной  верхнего храма<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
интерьер трапезной верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
2 июля 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, иконостас верхнего храма<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
иконостас верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
2 июля 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Галерея, ведущая в верхний храм.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Галерея, ведущая в верхний храм.
Алексей Александров
5 мая 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Дом причта.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Дом причта.
Алексей Александров
10 апреля 2022
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Людмила М-ва
24 сентября 2020
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Дом причта<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Дом причта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
8 мая 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Дмитрий Васильков
8 августа 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.
Алексей Кротов
1 апреля 1910
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, №70 Саратов. Старая Соборная площ. Почтовая карточка<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
№70 Саратов. Старая Соборная площ. Почтовая карточка
Алексей Кротов
.. - ..
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фотография Троицкого собора, выполненная в кон. ХIХ века<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Фотография Троицкого собора, выполненная в кон. ХIХ века
Алексей Кротов
.. - ..
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, 1863—1872 год с http://oldsaratov.ru/photo/4250<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
1863—1872 год с http://oldsaratov.ru/photo/4250
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1872
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.
Т.
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» Фото 1894 года<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» Фото 1894 года
Т.
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Т.
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фотография нач. ХХ века.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Фотография нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 сентября 2011

За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах. Здание собора построено в стиле московского, или "нарышкинского" барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Что касается названия Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. "Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них "ради службы Государевой" и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование "Троицкий собор".

Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами. Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского - В.И. Суранова и тамбовского - Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт, но 8 октября 1942 года на основании решения Исполнительного Комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. Однако на самом деле храм был передан верующим чуть ранее - первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1942 года. Внутри храма не сохранилось никакого убранства - ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора, который представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Вплоть до 16 марта 2001 года Свято-Троицкий храм являлся кафедральным собором Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Видимо, тогда же, в 1947 году, Преосвященнейший Борис, епископ Саратовский и Вольский, который до назначения в Саратов занимал Черниговско-Нежинскую кафедру, передал в Свято-Троицкий собор ростовую икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, с частицей его святых мощей.

В 1942 году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен Чин Великого освящения верхнего, Троицкого храма, в 1948 году епископом Борисом (Виком) - нижнего Успенского. В 1948 году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1950 году под руководством настоятеля собора протоиерея Иоанна Цветкова в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П.Л. Париловым. 45 росписей трапезных верхнего, Троицкого храма исполнены также в стиле XVII века тем же иконописцем - П.Л. Париловым. В конце 1954 года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем, Успенском храме собора. Здесь выдержан тот же стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. Однако до 1988 года вход на колокольню был заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), "в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: "Вот видите, им дали, а они до чего довели".

26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах Троицкого собора при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. Руководил торжествами архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской). 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября 1989 года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

В 1997 году в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей. Другие святыни в соборе: чтимые иконы - Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.

30 октября 2001 года Постановлением мэра города Саратова № 790-405 приходу Свято-Троицкого кафедрального собора в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий Свято-Троицкого кафедрального собора (здания собора, колокольни, крестильни) были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

Настоятель: игумен Пахомий (Брусков)

По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии.
 


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 января 2017

Свято-Троицкая церковь (старый собор) существует более 200 лет, с 1697 г.; каменная, двухэтажная. Престолов в ней четыре: в верхнем один – во имя Св. Троицы, в нижнем три: во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом – во имя св. апостола Иакова Алфеева и препод. муч. Евдокии.

Прихожан муж. пола 424 души, жен. пола 436 душ., раскольников обоего пола 36 душ. Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. Дома для причта церковные. Причт получает шестую часть аренды с принадлежащего церкви в селе Курдюме участка земли в 909 дес. 606 саж. Капитал причта 19 128 руб.

«Справочная книга Саратовской епархии» г. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1912 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 июня 2017

Троицкий собор - несомненно, барочный храм, и хронологически его строительство совпадает с расцветом так называемого "нарышкинского", или "московского" барокко. В ряде исследований собор безоговорочно относят к этому стилю, игравшему первые роли в русском зодчестве в тридцатилетний период, пришедшийся на конец ХVII - начало ХVIII веков. Однако тут не всё так просто. С одной стороны, присутствие в храме ряда черт "нарышкинского барокко" очевидно - причём черт наиболее узнаваемых. Это ярусность построения, центричность, этажность, характерное цветовое оформление (ярко-красный основной фон с белыми декоративными элементами на нём), затейливый декор, восходящий к западноевропейским образцам, ордерность оформления...

Вместе с тем в Троицком соборе мы встречаемся с другими стилями. Впрочем, само "нарышкинское барокко" являет собой причудливое сочетание западноевропейской традиции с древнерусским ходчеством. Да, "восьмерик на четверике", но в основном-то кубическая форма с вполне узнаваемыми апсидами. Да, барочный декор, но при этом вполне сопоставимый с хорошо знакомым нам "русским узорочьем", выступающим ближайшим предшественником "московского барокко". Да, "храм-корабль", но пропорции-то его совершенно не соответствуют принятому "золотому сечению", пусть и являются результатом послепожарной перестройки. А чего стоит шатровая колокольня, напрямую отсылающая нас к дониконовской архитектуре?! Фасад же и вовсе есть прямая прививка классицизма к барокко и традиционному зодчеству, что и понятно, ведь он относится к поре спасения собора от разрушения, то есть к началу ХIХ столетия - укрепляли храм контрфорсами; чтобы они не слишком бросались в глаза, устроили сверху обходную галерею, а с запада завершили её огромной двухэтажной папертью, сообщив ей фасад в духе времени: с колоннадой и характерным треугольным фронтоном. И если даже сделали так из некоторой эстетической глухоты, но ведь сделали же - и по прошествии двух веков эта пристройка вовсе не смотрится каким-то чудовищным искажением первоначального замысла, она срослась с храмом, стала его органичной частью. Другими словами, признанный образец барочной архитектуры саратовский Троицкий собор - это некий гармонический гибрид сразу нескольких - разновременных! - стилевых течений в отечественном зодчестве.

Стоит сказать, что обходная галерея второго этажа появилась в начале ХIХ столетия и имела "функциональное" назначение - частично скрыть контрфорсы. Однако при этом в нижней части между контрфорсами соорудили арки, сообщив этой части храма итальянский привкус "воздушности"; сама же галерея с колоннадой ныне смотрится совершенно неотъемлемой частью, играя важную роль в создания "лица необщего выраженья" Троицкого собора. Весь внешний барочный декор сосредоточен в основном на восьмерике. Окна выделены будто вырывающимися из плоскости стен наличниками с затейливыми трёхчастными сандриками; рёбра обозначены тонкими колонками; под карнизом тянутся городки; над ними - золочёный подзор. Всё выглядит очень празднично. Тип "восьмерик на четверике" - классический в барочной архитектуре, для которой характерна безудержная устремлённость ввысь. В данном случае, как и полагается, восьмерик по высоте больше четверика. В нём имеется восемь окон с полукруглым завершением (частью глухих), снабжённых богато декорированными наличниками. Колокольня Троицкого собора привлекает внимание благодаря обилию в ней "ранообразностей". Это и ряды слуховых окон (частью, как и восьмерике храма, глухих) в восьмигранном шатре и восьмерике, и декор, выделяющий ярус звона, и проёмы с трёхлопастным завершением.

До закрытия храма в 1934 году на колокольне имелись "городовые часы", долгое время остававшиеся единственными часами для общественного пользования. Любопытно, что после пожара 1757 года новые часы для соборной колокольни изготовил простой саратовский кузнец Василий Решетов, местный Кулибин. Главная часть Троицкого собора, имеющего две церкви, нижнюю и верхнюю, представляет собой барочный "восьмерик на четверике". Обе церкви продлены обширными трапезными. В верхнем этаже устроена крытая обходная галерея. Длина собора - более сорока метров. При этом ширина внутренних "отсеков" значительно меньше и в каждой части храма варьируется. Если усреднить эти значения, то получится чуть более десяти метров.

Внутренняя структура Троицкого собора довольно необычна. Но эта необычность не будет удивлять, если вспомнить раннюю историю храма. Изначально он не был столь протяжённым - трапезные обеих церквей, нижней и верхней, увеличили во время ремонта собора, сильно обгоревшего в 1712 году. Смысл и цель тогдашней реконструкции сейчас определить затруднительно, но после её осуществления храм приобрёл дополнительные помещения в обоих уровнях, которые можно назвать притворами, хотя на классические притворы они не слишком похожи - очень уж просторны и очень уж "едины" с основными частями храма. В результате обе церкви оказались выстроенными по анфиладному принципу: сначала паперть, потом - притвор, потом - трапезная, потом - основной четверик, потом - алтарь.

Принцип построения верхней и нижней церквей один и тот же, но в деталях их интерьеры различаются. Во-первых, у верхней церкви имеется более обширная паперть, на которую снизу ведут две симметричные лестницы; широкие окна с витражами делают её необыкновенно светлой. Во-вторых, переходы между отдельными частями "анфилад" сверху и снизу устроены по-разному: в нижнем этаже их связывают арочные проёмы, различающиеся по ширине; в верхней - из притвора в трапезную ведут три арочных проёма, а из трапезной в основной храм - один широкий, тоже впрочем арочный. Разумеется, при таком размахе в обеих церквах просторно, особенно в основной её части: благодаря немалой высоте четверика. Впрочем, ныне после проведённой реставрации главное внимание привлекает не столько структура сама по себе, сколько стенная живопись. Капитальный ремонт собора начали в 2004 году; испорченные фрески 1960-х годов были удалены; в 2006 году был расписан нижний, Успенский храм, где установили и новый иконостас, в художественном смысле наследующий прежнему; в 2014 году настал черёд верхней, Троицкой церкви, которую тогда же освятили. Росписи выполняли мастера Палехской иконописной мастерской "Лик" в возрождённой палехской традиции иконописи - то есть в стилистике, ориентирующейся на ХVII век, когда, собственно, был построен и сам собор. Недостатка в святынях в Троицком соборе нет. При этом одна из них - "главная", ровесница, по всей видимости, городу. Недавняя её реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви. Этой святыней является образ Спаса Нерукотворного.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №155, 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 октября 2023

Храмы в старых русских городах были предметом особой гордости, славы и ревностного почитания. Для их возведения и украшения привлекались лучшие зодчие, строители и мастера-иконописцы. Свято-Троицкий собор не стал исключением. Троицкий собор был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Парфения в 1674–1675 годах, став одной из первых и центральных построек вновь основанного на правом берегу Волги Саратова. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). В 1684 году здание полностью сгорело. К строительству каменного собора на месте утраченного деревянного приступили лишь в 1695 году. В 1698 году было завершено строительство нижней Успенской церкви.

Согласно клировым ведомостям (документ о службе лиц духовного сословия), с 1698 года в соборе начались службы. Верхнюю Троицкую церковь закончили строить только в 1701 году (по другим данным - в 1711 году). Пожар 20 мая 1712 года вновь нанёс серьёзный ущерб зданию, которое впоследствии восстанавливалось до 1723 года. В ходе работ храм был расширен и обрёл колокольню.

Нижняя, Успенская церковь, является примером старомосковского зодчества, в котором бережно сохранились черты традиционной архитектуры владимиро-суздальской Руси, верхняя же, Троицкая церковь, принадлежит другому времени - это удивительный сплав многовековой русской художественной традиции с новыми веяниями, заимствованными из западноевропейской архитектуры. Это храм корабельного типа: полукруглый, с алтарной апсидой. Центральная часть храма - часто встречающаяся в русской архитектуре форма, которая называется "восьмерик на четверике". Первоначальный объём храма - четверик с гладкими стенами, усиленными по углам лопатками. Верхнюю часть храма - восьмерик - украшают затейливые угловые полуколонки и карнизы.

Троицкий собор является уникальным для Саратовского края памятником московского, или так называемого нарышкинского, барокко, по имени бояр Нарышкиных, которые были заказчиками лучших памятников зодчества конца ХVII-ХVIII веков. Праздничность и нарядность придают собору роскошная резьба наличников и белокаменное кружево "гребешков" над карнизами, характерные для нарышкинских храмов. Сочетание красного фона с белоснежным узорочьем создаёт сочную цветовую гамму. Венчает собор изящная позолоченная главка с крестом, установленная на небольшом барабане.

А рядом возвышается восьмигранная шатровая колокольня-звонница, которая изначально стояла отдельно от основного объёма храма. Трёхъярусную колокольню украшает маленькая золочёная главка с крестом, вверху расположена открытая, галерея, резные балясины, лёгкие арки с кокошниками. Слуховые окна по граням шатра придают колокольне нарядную декоративность. Выглядит она лёгкой, стройной, устремлённой ввысь. В середине ХVIII века на колокольне было решено установить городские часы. Они исправно служили городу, но 3 июня 1757 года во время "великого пожара" сильно пострадали. Ремонт их был поручен местному кузнецу Василию Решетову, прозванному часоводцем. К сожалению, часы на колокольне не сохранились.

Стихийные бедствия и подземные воды разрушали храм, в его стенах стали появляться трещины, здание ветшало, даже "отцы города" стали подумывать о его сносе! В то время богатейший саратовский купец Устинов выделил значительные средства на ремонт старейшей святыни города. В 1796 году на средства всё того же купца, винного откупщика Михаила Андреевича Устинова была проведена новая реконструкция. Под стены были подведены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа была возведена крытая обходная галерея-гульбище, соединившая колокольню и храм в одно целое. Завершает галерею двухэтажная паперть с широкими лестницами-всходами и треугольным фронтоном. однако в последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт. В 1814 году была завершена перестройка здания под руководством архитекторов В. И. Суранова и Н. В. Урюпина, позволившая возобновить богослужения и давшая зданию его современный облик. Приход храма в 1912 году насчитывал около сотни домов, штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, живших в церковных зданиях. В советский период с 1936 года нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея.

С 1937 по 1942 годы богослужения не проводились. За этот короткий период было полностью утрачено внутреннее убранство, сохранилась лишь настенная роспись. В таком состоянии вновь открытый верхний Троицкий храм был заново освящён архиерейским чином. В 1946 году общине верующих были переданы иконы из запасников саратовских музеев, из которых в нижнем храме был собран иконостас. Год спустя здание было окончательно возвращено Православной Церкви, после чего в 1948 году был освящён нижний Успенский храм, а вокруг здания появилась новая кирпичная ограда. В 1949 году мастерами-иконописцами из Палеха были восстановлены росписи собора. В 1950 году в верхнем храме был установлен пятиярусный иконостас, выполненный иконописцем П. Л. Париловым. Трехъярусный иконостас нижнего храма был установлен в 1954 году, тогда же был перекрыт и засыпан подвал.

30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, однако вплоть до конца 1980-х годов помещения продолжали использоваться не по назначению, колокольня была полностью недоступна, что не позволяло начать полноценное восстановление здания. 21 октября 1989 года на вновь открытой колокольне впервые в Саратове после многолетнего запрета зазвонили колокола, приобретённые для храма благотворителями.В 1992 году в Троицкий собор был возвращён старинны колокол-благовестник, отлитый на саратовском заводе Николая Васильевича Каменева в 1895 году. На нём сохранилась надпись: "Дар городу. Пожертвован усердием саратовского купца Василия Фёдоровича и жены его Екатерины Филипповны Любимовых. Спаси Господи и помилуй раб твоих Василия и Екатерину и младенца Николая". На колоколе было также барельефное изображение двух икон: Господь Вседержитель с державой в левой руке и Казанская икона Божией Матери. С 1937 по 1992 год эту реликвию сохраняли под сценой Саратовского театра оперы и балета.

Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. Помимо главного престола в честь Успения Божией Матери (освящён в 2006 году архиерейским чином) в нижнем храме также имеется приставной престол во имя преподобного Сергия Радонежского. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения - уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Теперь он хранится в нижнем Успенском храме Троицкого собора. В соборе также хранятся иконы с частицами мощей святителей Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского, а также икона Серафима Саровского с частицей его погребального облачения.

Площадь вокруг Троицкого собора в разное время носила названия Гостиная, Соборная, а после строительства в новом центре города Александро-Невского собора (1878 г.) - Старособорная. С 1931 года площадь получила название Музейная.

Из книги-путеводителя: Царёва Т. Б. Прогулки по саратову и не только. Балаково, Аткарск, Хвалынск, Вольск, Энгельс. - Саратов: "Орион", 2019



Комментарии и обсуждение


В 2006 году мастерами Палехской иконописной мастерской "ЛИК" была выполнена настенная роспись нижней Успенской церкви Свято-Троицкого собора. Фото росписей здесь: http://www.palekh-lik.ru/fresco/2006-saratov/index.htm
20 февраля 2010, Олег Романыч.