ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вельяминово. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Вельяминово. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Михаила Архангела, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1865 и 1873.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, с. Вельяминово

Координаты: 55.194491, 37.872417
Проезд:Из Москвы, метро ст."Домодедовская", далее маршрутка № 1008 до ост Вельяминово, около храма



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, Вид на церковь со стороны озера<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Вид на церковь со стороны озера
Алексей Кротов
18 марта 2015
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
18 марта 2015
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Сидоров Игорь
26 ноября 2013
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
дарьЯ несмелая
26 апреля 2009
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
oldboy
11 сентября 2004
Церковь Спаса Преображения, Вельяминово. церковь Преображения<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Вельяминово. церковь Преображения
Сергей
4 июля 2004
Церковь Спаса Преображения, Колокольня Преображенской церкви<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Колокольня Преображенской церкви
Павел и Елена Каллиниковы
28 марта 2004
Церковь Спаса Преображения, Преображенская церковь<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Преображенская церковь
Павел и Елена Каллиниковы
28 марта 2004
Церковь Спаса Преображения, Преображенская церковь<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Преображенская церковь
Павел и Елена Каллиниковы
28 марта 2004
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Марина Карнюшина
25 октября 2016
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
26 октября 2013
Церковь Спаса Преображения, , Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1982
Церковь Спаса Преображения, Вельяминово. Церковь Преображения. Отображение образа Казанской Божией Матери на стекле кивота<br>, Вельяминово, Домодедовский городской округ, Московская область
Вельяминово. Церковь Преображения. Отображение образа Казанской Божией Матери на стекле кивота
Сергей
4 июля 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир Козлов  14 сентября 2005

Село в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415—1462 гг.). Почти в центре села высится каменное здание церкви, история которой, как и история села, уходит в далекое прошлое.

Учитывая традицию называть селения по фамилии их владельцев, логично предположить, что оно существовало и в более ранний период и принадлежало кому-то из представителей знаменитого боярского рода Вельяминовых, начало которому положил тысяцкий Ивана Калиты — Протасий. Может быть, это был Иван Васильевич Вельяминов, казненный Дмитрием Донским в 1378 г. за измену, или его брат Николай Васильевич, предводительствовавший коломенским полком на Куликовом поле, где он и пал смертью храбрых.

В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, по мужу Волынская, которая построила в сельце деревянную церковь в честь Преображения Господня на каменном основании. Церковь построена была с приделом во имя Архистратига Михаила. Колокольня церкви была деревянной. Год постройки — неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось уже как село.

Шестиярусный иконостас церкви имел два десятка икон и был местами позолочен. Придельный же иконостас был поменьше. Над вызолоченными, с резьбою царскими вратами размещалась икона «Тайная вечеря», в алтаре за престолом с правой стороны находился образ Божией Матери «Неопалимая Купина», а с левой у жертвенника — Божией Матери Владимирской, обе с медными венцами.

В это же время была образована Вельяминовская волость, а в селе разместилось волостное правление. Основная масса крестьян продолжала существовать за счет хлебопашества, подрабатывая в зимнее время на стороне. Об их сравнительно высоком благосостоянии говорит тот факт, что после пожара 4 мая 1861 г. они в короткие сроки отстроили полсотни сгоревших домов, а уже через два года просили митрополита Филарета о разрешении построить в селе новую каменную церковь. И хотя денег для этого почти не было, прихожане надеялись общими усилиями справиться с нелегкой задачей.

Резолюция Филарета: «Божией милостью смиренный Филарет митрополит Московский. По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Самого Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, через святые Его Апостолы и их наместника и приемника, благословили мы священно-церковнослужителей, церковного старосту и прихожан построить в с. Вельяминове вместо ветхой деревянной, новую каменную церковь во имя Преображения Господня с теплым приделом во имя Св. Архангела Михаила. 28 ноября 1863 г.». В храмозданной грамоте помечено, что «существующую деревянную церковь впредь до построения новой каменной оставить в существующем виде для отправления в ней богослужения».

Получив разрешение, крестьяне построили небольшой кирпичный завод, а когда тот стал выпускать кирпич, бывшая крестьянка села, московская мещанка Мария Ивановна Колоколова приняла на себя немалые расходы по оплате работы бригады каменщиков. 19 мая 1865 года состоялась закладка храма — кирпич, бут, известь, песок и лес прихожане доставляли к стройке бесплатно на своих лошадях.

Кладка стен и сводов церкви, устройство и окраска медянкой железной крыши и строительство каменной сторожки были закончены в 1870 году. Вскоре внутренние стены оштукатурили, а пол выстлали камнем. После освящения 5 ноября 1872 года придела новой церкви во имя святого Архистратига Михаила старая церковь была разобрана. 1 июля 1873 года освящены настоящая церковь во имя Преображения Господня и второй придел во имя Рождества Богородицы.

Для новой церкви были изготовлены в Москве три новых, с резьбой иконостаса, на которых в основном разместили старые иконы из деревянной церкви, добавив несколько новых, а также три дубовых престола, жертвенники, клиросы и аналои.

В строительстве церкви, поиске жертвователей велика заслуга священника Сергея Васильевича Лебедева, служившего здесь с 1862 по 1879 год. При нем М. И. Колоколова приобрела для церкви железные, с позолотой кресты, а московская купчиха Д. М. Синицына — двухъярусное паникадило на 20 свечей, крестьяне села А. Л. Осипов и В. И. Малинин — белое с позолотой паникадило на 16 свечей и две металлические золоченые круглые хоругви.

При священнике Павле Петровиче Розанове на наружной стене алтаря установлена цинковая икона с изображением Преображения Господня, а под ним — иконы Рождества Богородицы и св. Архистратига Михаила. На пасху 1884 года был поднят колокол с надписью: «Колокол сей вылит для Преображенской церкви села Вельяминово в царствование императора Александра III, при митрополите Иоаникии, священнике П. Розанове, церковном старосте М. И. Белове на средства добровольных пожертвователей прилежным старанием прихожан через старосту Н. Н. Царева... Лит на заводе торгового дома потомственного почетного гражданина П. И. Оловянникова в Ярославле. Весу 107 пудов и три фунта». Кроме этого на колокольне находились 20-пудовый колокол со старой церкви и три небольших — весом в три, два и один пуд.

В 1887 году в село был прислан по характеристике «Московских церковных ведомостей» молодой, «энергичный и неутомимый» священник Стефан Алексеевич Виноградов, который продолжил благоустройство церкви. Внутренние стены храма были окрашены клеевою краскою, на колокольне ветхие деревянные потолки заменены кирпичными сводами. В 1896 году внутренние стены храма расписаны живописью, а потом наружные стены оштукатурены. В самом начале XX века на средства церковного старосты Ивана Васильевича Бычкова построена каменная ограда с 23 железными решетками. В 1905 году украшены живописью внутренние стены теплого храма, а живопись в холодной обновлена, пол повсюду был выстлан линолеумом, крыша перекрашена.

Прихожане и доброжелатели продолжали украшать храм новыми иконами и утварью. Избранный в 1892 году церковным старостой молодой крестьянин села Г. И. Ушков энергично принялся за поиск новых благотворителей. На средства, пожертвованные московскими купцами С. И. Натрускиным, Н. Н. Ленивовым, художником Н. М. Каревым и др., были приобретены ценные, хорошего письма иконы Нерукотворного Спаса, Рождества и Вознесения Иисуса Христа, Рождества и Покрова Божией Матери и с искусной резьбою киоты для них. Иконы, подсвечники, дароносица, запрестольные кресты, казначейские билеты и деньги поступали в церковь вплоть до 1917 года. Среди жертвователей были московские купцы Грибовы, серпуховский фабрикант Иван Николаевич Коншин, крестьяне с. Глотаево Т. С. Жирнов, села Вельяминово Алексей и Сергей Царевы, Д. И. Осипов. На пожертвованные суммы золотились иконостасы, хоругви, облачались в ризы иконы.

Имена некоторых благотворителей (Марии Ивановны Колоколовой, Назария Федоровича и Феклы Васильевны Грибовых, мачехи Александра Назарьевича Грибова, на средства которого в 1909 году выкрашены главы церкви, покрыты бронзой кресты на церкви и колокольне, позолочены ризы местных икон, Екатерины) запечатлены в живописных изображениях святых одного из резных иконостасов, пожертвованных церковным старостой Федором Ивановичем Бычковым, освященных 5 августа 1916 года.

До 1936 года в церкви продолжалась служба, а после закрытия начался самый тяжелый в ее истории период. Собранные веками иконы и утварь растащили, в самой церкви разместили гараж, колокольню взорвали. Одно время планировали и вовсе разобрать все здание церкви, но ограничились тем, что в нем оборудовали молодежный клуб «Иван да Марья». На месте креста и купола соорудили что-то вроде номеров для приема гостей, к которым вела крутая лестница, сохранившаяся до сих пор.

После передачи церкви Московской епархии 8 февраля 1992 года начался длительный этап ее возрождения. Был воссоздан внутренний интерьер храма и его алтарной части. Возвратились на свое место храмовые иконы Божией Матери «Млекопитательница» с надписью: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе, в скиту Св. пр. Ильи иждивением генерала Сергея Симеоновича Унковского и посылается в благословение в храм Преображения Господня в селе Вельяминово Московской губернии Серпуховского уезда», — и икона святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. В настоящее время продолжается кропотливая работа по благоукрашению храма и устройству иконостаса, два яруса которого уже завершены. Восстановлен уничтоженный купол храма, приобретены колокола.

В 2003 году началось воссоздание взорванной колокольни. В день Святой Троицы торжественно заложен первый кирпич в основание будущей звонницы. В рекордно короткие сроки в период с апреля по декабрь 2003 года были выполнены сложные и трудоемкие работы по ее строительству. Вскоре 36-метровое здание возвысилось над селом. В день памяти святого благоверного князя Александра Невского 6 декабря 2003 года при большом стечении народа был освящен и воздвигнут позолоченный крест на колокольню, чем отмечено окончание строительства. Духовная радость наполнила сердца всех, присутствующих на этом событии и особенно тех, чьими трудами и попечением это стало возможным — В. И. Крамаренко, архитектора В. А. Кузнецова и многих других.

Настоятелю храма протоиерею Леониду удалось сплотить вокруг себя истинно православных, преданных своему делу помощников. Это — казначей храма А. В. Акимова, регент хора и талантливый иконописец Н. К. Плагидов, пономарь студент Коломенской Духовной Семинарии A. M. Филякин. Активное участие в жизни прихода принимают П. И. Дроздов, Б. Е. Демин, В. В. Швей, певчий Б. В. Холодов и многие другие. Неоценимую помощь оказывает директор совхоза «Повадино» A. M. Буянов.

В 2000 году на стекле кивота отобразился образ Казанской Божией Матери, написанный Н. К. Плагидовым. Комиссия Московской Патриархии засвидетельствовала нерукотворную природу этого отображения.

В течение 2003 года в храм из старинного Свято-Никольского женского монастыря города Мукачево были переданы частицы мощей святых угодников Божиих: апостола Фомы, святителя Афанасия Великого, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Симферопольского, преподобного Моисея Угрина, преподобного Шио Мгвинского, преподобного Максима Грека, преподобного мученика Игнатия Афонского и святителя Сафрония Иркутского. Иждивением Николая Магомедова, был приобретен мощевик для их хранения. Теперь все ищущие спасительной благодати Божией могут поклониться этим святым мощам.

(http://www.sobordomodedovo.ru/)


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 октября 2020

Церковь Преображенская - кирпичная оштукатуренная, с деталями из белого камня, - строилась на средства М.И. Колоколовой и прихожан с 1864 по 1872 г. Здание с трехчастной схемой, совмещающее в художественной обработке элементы классицизма и псевдорусского стиля, характерно для своего времени. Бесстолпный одноглавый храм с граненым алтарем варьирует тип "восьмерик на четверике" с заменой восьмигранника четвериком со срезанными углами. Массивный второй ярус, перекрытый сомкнутым сводом, покоится на усиленных арками стенах и небольших тромпах. Обширная двухпридельная трапезная с двумя столбами и системой парусных сводов связывала некогда храм с колокольней.

Наружная декорация, имитирующая приемы древнерусского зодчества, сосредоточена на основном, храмовом, объеме. Трехчастное деление стен четверика и ложные закомары в его завершении вместе с перспективными обрамлениями верхних окон призваны сообщить архитектуре национальное звучание.

Высокое внутреннее пространство храма хорошо освещено преимущественно верхним светом. Стены внизу обшиты деревянными панелями, потемневшие фрагменты масляной живописи скрывает побелка. Прежние иконостасы утрачены.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; МЦВ. - 1895. № 38. - С. 364; То же. -1899. № 24.; ГИМ ОПИ, ф. 465, д. 111, л. 101; д. 124.; РГИА, ф. 799, on. 33, д. 885, л. 5-7. 1910 г.; ЦП AM, ф. 203, on. 443, д. 17, 1863 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 апреля 2024

В Преображенской церкви села Вельяминово Домодедовского района особо почитаются две старые иконы: Божия Матерь Млекопитательница и образ святого Феодосия Черниговского. Обе иконы были написаны более ста лет назад специально для этой церкви. После закрытия храма в советское время они исчезли, а в 1990-е годы, можно сказать, чудесным образом были найдены после более чем полувекового забвения.

Преображенский храм в селе Вельяминово, построенный во второй половине XIX века, был закрыт в 1936 году. Сначала в его помещении устроили зерновой склад, а после войны – клуб с рестораном «Иван да Марья». В 1992 году в здании храма возобновились богослужения, но к тому времени пропали все его иконы. Кроме того, были замазаны все фрески, и внутри остались только голые стены. Однако, как оказалось, не все было утрачено бесследно. Первая удивительная находка произошла еще в советские годы. Бригада строителей как-то разбирала старый деревянный дом, стоявший неподалеку от бывшего храма. Скидывая с чердака на землю доски и прочий мусор, рабочие нашли какую-то старую тетрадку. Начальник бригады бегло полистал тетрадь и заметил, что в написанном от руки тексте шла речь о местной церкви. Бригадир забрал тетрадь, и долгие годы хранил ее у себя дома как историческую реликвию. 

Через много лет, когда вельяминовский храм вновь открыли, строитель принес находку настоятелю отцу Леониду Григорьеву. Священник внимательно изучил тетрадь и выяснил, что она была написана незадолго до революции последним священнослужителем церкви и являлась своеобразной летописью прихода. Согласно этой летописи каменный Преображенский храм был построен в 1872 году на месте старого деревянного на средства селян и богатых жертвователей, среди которых особо выделялась московская купчиха Мария Ивановна Колоколова. Эта пожилая женщина не только жертвовала большие суммы на строительство, но и приходила из Москвы в Вельяминово пешком, преодолевая расстояние примерно в 60 километров, чтобы лично понаблюдать за работой каменщика. В этой же тетради упоминалась чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница», которая почиталась до революции в окрестных деревнях. Каких-либо сведений, куда делась икона после закрытия храма, на тот момент ни у кого не было.

Первой в округе после многих лет антирелигиозной политики открылась Знаменская церковь села Кузьминское. Начиная с 1989 года, в нее начали приносить некоторые иконы закрытых храмов, хранившиеся по домам. Видимо, в это время туда каким-то образом и попала вельяминовская «Млекопитательница». Служители Знаменской церкви обратили внимание на надпись на лицевой стороне образа: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе в скиту святого пророка Илии иждивением генерала Сергея Семеновича Унковского и посылается в благословение в храм Преображения Господня в село Вельяминово Московской губернии Серпуховского уезда 1895 года». Столь подробное указание не оставляло никаких сомнений в том, что эта была та самая чудотворная икона, которая упоминалось в тетради-летописи, случайно найденной строителями села Вельяминово.

На праздник Преображения 19 августа 1992 года икона «Млекопитательница» вернулась на свое историческое место. По словам прихожан, чудеса происходят у этой иконы и в наше время. Стоит обратить внимание, что икона писалась монахами горы Афон. Святая Афонская гора находится на одноименном полуострове в восточной Греции. С древних времен эта земля была местом, где селились отшельники. В средние века Афон начинает считаться центром восточно-христианского монашества, сюда устремляются православные аскеты из самых разных стран. На сегодняшний момент Афон представляет собой самоуправляемую территорию, населенную в основном православными монахами, из-за чего его иногда называют «монашеской республикой». Афон состоит из двадцати мужских монастырей, самоуправление которых происходит согласно уставу, принятому более тысячи лет назад. Эти монастыри считаются, пожалуй, самыми строгими во всем православном мире, а богослужения в них совершаются в полном соответствии с древними канонами.

Есть на Афоне и русский Свято-Пантелеимонов монастырь, но «Млекопитательница», как упоминалось выше, была написана не там, а в Ильинском скиту. В конце XIX веке Ильинский скит также считался русской обителью, а сегодня он перешел под управление греков. Начало Ильинского скита положил старец Паисий Величковский – выходец из Полтавы. Прибыв на Афон в конце XIX века, он получил от одного из греческих монастырей полузаброшенную церковь пророка Ильи. В этом небольшом скиту селились в основном выходцы из Молдавии и русины, а к концу XIX века скит стали называть «малороссийским» из-за большого числа украинских монахов. Паисий Величковский был известным переводчиком греческой религиозной литературы на русский язык, и именно он перенес через своих учеников на русскую землю духовные практики, которые стали применять оптинские старцы в знаменитой Оптиной пустыни, расположенной под Козельском в Калужской губернии.

Генерал Сергей Унковский, «иждивением» которого была написана эта икона, был братом Ивана Семеновича Унковского – капитана легендарного фрегата «Паллада». Плавание к японским островам этого парусного военного судна увековечил в своих путевых записках писатель Иван Гончаров, который был одним из участников экспедиции. Выйдя из Кронштадта, корабль обошел Европу с севера, прибыл к Островам Зеленого мыса, обогнул Африку, после чего вышел к Сингапуру, Гонконгу, Шанхаю и, наконец, прибыл в страну восходящего солнца. Япония тогда только-только открывала себя для европейцев. До середины XIX века иностранцы не могли попасть в страну под страхом смертной казни, поэтому экспедиция «Паллады» стала одним из первых значимых контактов японцев и европейцев. Вторая старая икона, которая так же вернулась в храм села Вельяминово спустя много лет, изображает святого Феодосия Черниговского. Этот святой жил в XVII веке на Украине и был одним из тех, кто выступал за верность православному учению в условиях натиска польского католического духовенства и униатов.

В 1942 году, еще в те времена, когда в зале церкви было устроено зерновое хранилище, одна молодая сотрудница этого склада, заметила большую икону на стене церкви. Почему-то девушке пришла в голову идея унести икону к себе домой, хотя сделать это было не так просто: высота иконы составляла полтора метра. Тем не менее, она с большим трудом донесла икону к себе в село Успенское. Спустя 56 лет, когда церковь вновь открыли, ей, уже пожилой женщине, приснился сон, в котором святой с иконы стоял среди мусора и велел отнести себя обратно. Испугавшись этого сна, женщина пришла в храм и рассказала обо всем священнику. Образ Феодосия Черниговского вернулся в стены церкви и с тех пор наряду с «Млекопитательницей» особо почитается местными жителями и гостями из Домодедово, Москвы, Чехова и других городов.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Две иконы, вернувшиеся в сельский храм.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.