Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789-1791 годах выдающимся русским архитектором Николаем Львовым в селе Арпачево Торжокского района, вместе с уникальной "падающей" колокольней является ансамблевым памятником архитектуры XVIII века федерального значения. Во времена советской власти эта необыкновенной красоты церковь, разделяя участь многих российских усадебных памятников истории и культуры, медленно погибала и пришла наконец в руинное состояние.
В 1986 году Георгий Федорович Шапошников, москвич, актер по профессии, купил в Арпачево избу прямо напротив храма Казанской иконы Божией Матери. И вот уже 18 лет он занимается восстановлением этой церкви. В 1989 году при храме был зарегистрирован православный приход. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии, но внутренний интерьер еще требовал серьезной работы. Еще в начале восстановления храма, когда Георгий Федорович сам покрыл купол кровельным железом, внутри проступили фрески, написанные Владимиром Боровиковским. Выдающийся русский художник был другом Львова и расписал его храм.
Казанскую церковь в селе Арпачёво, построенную одновременно с колокольней, в недавнее время отремонтировали. Колокольня, стоящая к западу от храма и составляющая с ним целостную композицию, осталась бесхозной и медленно разрушается. Пока ничто не подает надежд на ее поддержание в целостности, а тем более надежд на ее научную реставрацию. Тем важнее понять значение этого непростого по иконографической программе памятника в истории русской усадебной архитектуры XVIII в. Храм и колокольню в Арпачёве приписывают знаменитому архитектору-дилетанту Н.А. Львову. Оснований для этой атрибуции довольно много: во-первых, село было вотчиной Львовых и в момент строительства церкви (начата в 1783 и окончена в 1791 г.) принадлежало дядям архитектора, Н.П. и П.П. Львовым, один из которых, Н.П. Львов, запрашивал разрешение на сооружение храма; во-вторых, село расположено неподалеку от Торжка, а в этом районе Н.А. Львов проектировал для многих родственников и знакомых; в-третьих, план и композиция церкви напоминают отдельные черты плана и композиции соборов Иосифа в Могилеве и Борисоглебского в Торжке, достоверно спроектированных Львовым-зодчим.
Колокольня, поставленная отдельно на западной оси храма, это серия цилиндрических объемов, поставленных на квадратное в плане основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами. Поверхность стен основания обработана крупным рустом, имитирующим кладку из квадров, в завершении средней части основания выделяются пологие треугольные фронтоны. С этой подчеркнуто «античной» частью контрастируют гладкие поверхности двух цилиндров и завершающего восьмигранного фонарика. По своей тонкой и тщательно разработанной отделке и по пропорциональному строю арпачёвская колокольня – одна из лучших усадебных колоколен конца XVIII в. Истоки такой необычной композиции следует, вероятно, искать не в надгробных памятниках римлян и не в эллинистических мавзолеях (хотя эти образцы и были использованы при проектировании колоколен, но в случае с квадратными ярусами, завершенными восьмигранным «храмиком»), а в маяках античного Средиземноморья (и прежде всего – Фаросском маяке в Александрии, в котором видим ту же композицию). В обширном «ассортименте» колоколен неоклассицизма винкельмановского толка подобные «маяки христианства» вполне объяснимы как с точки зрения переноса смысла (маяк – свет – колокольня несущего свет храма), так и с точки зрения значимости античного образца. К этому же типу можно отнести колокольни усадебных храмов в Никольском-Гагарине и Поджигородове.
Проект очень похожей колокольни видел А. Бенуа в собрании чертежей в итальянской Швейцарии. Из сходства колокольни на чертеже, приписываемом Томазо Адамини, и колокольни в Арпачёве родилась гипотеза о заимствовании Адамини проекта Львова. Со своей стороны мы предлагаем общий источник и для чертежа Адамини, и для колокольни Львова: пока не выявленные колокольни Италии, ориентированные на античные маяки как на образцы, или, возможно, какой-то рисунок-реконструкцию античного маяка.
Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли
Комментарии и обсуждение
Вспоминаю недоумение, с которым смотрел на случайно найденную в интернете фотографию этой колокольни - уж слишком отличалась она от построек аналогичного назначения, встречавшихся в наших Тверских краях, и по архитектуре напоминала скорее маяк, нежели колокольню. И вот сменив недоумение любопытством, собрался на более подробное знакомство с данным поистине уникальным творением нашего земляка-архитектора. С дорогой особых проблем нет если от Торжка ехать в сторону Бол. Вишенье (хотя меня навигатор хотел увести в сторону Добрыни - Горощино - Степаньково), а затем свернуть на Никольское, где разбитый асфальт сменяется разбитым, но вполне проходимым, грейдером.
По прибытии на место нельзя не обратить внимание на контраст между недавно отреставрированной церковью и разрушающейся без надлежащего ухода колокольней. И если сама колокольня относительно цела, то от восточной пристройки к основанию уже практически ничего не осталось. Обнаружив свободный доступ во внутренний объём не удержался от возможности осмотреть окрестности с высоты колокольни, что однако было затруднено отсутствием первого и третьего лестничных пролетов, а также крайне ненадежным состоянием последнего. Пол на площадке отсутствует, да и кованая оградка еле держится, так что подъем на вершину - дело довольно рискованное, но увлекательное. А вот окрестные пейзажи не впечатлили виной чему скорее всего была пасмурная осенняя погода... Остается надеяться, что колокольня-маяк, как и соседствующая с ней церковь, дождется своего второго рождения, а не разделит судьбу большинства памятников архитектурного наследия, разбросанных по бескрайним просторам нашего Отечества.