ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Писцово. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Писцово. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:приблизительно 1700 - 1725.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Комсомольский район, село Писцово, перекресток улиц Красноармейская и Ивановская.

Координаты: 57.17804, 40.531917
Проезд:из города Иванова ходит автобус





Сортировка:

Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Юрий Моченов
15 сентября 2022
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Алексей Кротов
9 октября 2018
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 ноября 2017
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Сергей Сол
26 июля 2017
Собор Троицы Живоначальной, Вид с юга<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Вид с юга
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Monbes
25 сентября 2010
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
MILAV V
10 августа 2010
Собор Троицы Живоначальной, , Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 ноября 2017
Собор Троицы Живоначальной, Трехчастная апсида собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Трехчастная апсида собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Трехчастная апсида собора, вид с севера<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Трехчастная апсида собора, вид с севера
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Фрагмент трехчастной апсиды собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Фрагмент трехчастной апсиды собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Северный фасад собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Северный фасад собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Южный фасад четверика основного объема собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Южный фасад четверика основного объема собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Полуколонны четверика основного объема собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Полуколонны четверика основного объема собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Шейки глав основного объема собора<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Шейки глав основного объема собора
Иванов Дмитрий
3 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной, Вид сверху: Троицкий собор, Пятницкая и Троицкая часовни<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Вид сверху: Троицкий собор, Пятницкая и Троицкая часовни
Иванов Дмитрий
4 ноября 2015
Собор Троицы Живоначальной, Пятницкая и Троицкая (на заднем плане) часовни у церкви<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Пятницкая и Троицкая (на заднем плане) часовни у церкви
Monbes
25 сентября 2010
Собор Троицы Живоначальной, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Собор Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Писцово, Комсомольский район, Ивановская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галкин Александр  5 марта 2005

«Каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ее Иконы Знамение.

Причта по штату положено: священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире состоят: священник, диакон и пономарь. Жалованья штатному причту 168 рублей. Проценты с капитала 191 руб. поступают в пользу причта, а с капитала 95 рубл. в пользу церкви. Земли 34 десятины 59 кв. сажень. Планы и межевые книги на землю имеются.

Прихожан муж. пола 758, женс. 978, дворов 182; в том числе 7 раскольников, 25 раскольниц, и 2 двора раскольнических. В приходе селений состоит 4, на пространстве 5 верст от церкви; препятствий в сообщении нет.

Сайт Собора Пресвятой Троицы на www.pistsovo.narod.ru


Марина Зуйкова  30 ноября 2020

Храм Святой Троицы (недействующий). Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее.

Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-го Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков.

Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

Есть и другие исторические свидетельства. 20 октября 1714 года Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. Его указ отменили в 1741 году, отчасти из-за того, что к тому времени возникло немало новых кирпичных заводов, а также появилось много каменщиков. К тому же, со времени смерти Петра I не утихали слухи о том, что столицу вот-вот вернут в Москву, а значит, следовало приводить в божеский вид и вторую столицу.

В 1748 году в Писцове на средства прихожан возводится храм Воскресения Христова. В 1792 году проезжает через Писцово митрополит Платон и свидетельствует: «...село Писцово, князя Голицына, которое имеет дворовъ до 500; домы крестьян очень хороши и более походят на купеческие; две церкви каменныя». Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1808 году. Следует, что в 1792 году Троицкий храм уже существовал, и, если бы он был построен позже храма Воскресения Христова, то сохранились бы и сведения о времени строительства такого великолепного храма, как сохранились свидетельства о дате постройки Воскресенского храма.

Церковь Троицы расположена в вос­точной части комплекса, у спуска поло­гого холма к речке Черной (Фабричке). Наружный вид храма - четырехугольный, одноэтажный на палатках. Под храмом находилось 12 кладовых. Стены кирпичные, побеленные по обмазке. Церковь имела четырехскатную железную кровлю. Храм и придел по деревян­ным стропилам были покрыты железом и окрашены зеленой краской.

У храма пятиглавое завершение, покрытие глав - чешуйчатое железное, кресты на главах деревянные, обложены белым железом, восьмиконечные. Крупное сооружение соборного типа, архитектурные формы которого, отли­чающиеся нарядным фасадным деко­ром, характерны для храмов костром­ского региона рубежа 17 - 18 вв. К двусветному, поставленному на не­обычно высокий подклет, четверику - при­мыкает сильно пониженная алтарная часть, с тремя неглубокими скруглениями апсид. Трапезная была значительно сме­щена к северу с центральной оси и охва­тывала северо-западный угол четверика, что привело к различному расположению проемов на боковых сторонах храма. К настоящему времени трапезная утраче­на, а первоначальный вход со стороны трапезной заложен. Убранство фасадов образует ярусную композицию. Широкий профилированный пояс с поребриком отделяет под­клет. Лопатки на углах первого яруса заменены во втором пучком из пяти ко­лонн: трехчетвертная угловая и заглубленные в стену полуколонны, обращен­ные по две на каждый фасад. Широкий карнизный пояс над ними раскрепован. Фасады завершает высокий аттиковый ярус с пятью килевидными арками деко­ративных закомар, среди которых цент­ральная выделена большим размером. Окна на трехосевом южном фасаде бо­лее крупные во втором световом ярусе. Их проемы фланкируют наборные ко­лонки, а завершения в виде разорванных фронтонов, достигающие карнизного по­яса, близки формам московского барок­ко. Нижние проемы обрамлены колонка­ми с поясками и трехлопастными киле­видными кокошниками. Полукружия ап­сид разделены трехчетвертными колон­ками на пьедесталах и опираются на арочные стены подклета, представляю­щие собой торцы распалубок над небольшими окнами. Барабаны угловых глав декорированы поясками поребрика, а центральный, кроме того, - аркатурой. Храм перекрыт сомкнутым сводом с голосниками в основании лотков и дву­мя ярусами железных связей; в алтаре ­лотковый свод с распалубками от неглу­боких конх. Ту же систему сводов имеют перекрытия подклета.

В 1873 году вокруг храма была вновь устроена каменная ограда с чугунными решетками. В настоящее время ограда утрачена.

Престолов в храме было два. В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленном протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание престолов церкви Святой Троицы: «Престолы: во славу Пресвятыя Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ея Иконы Знамение».

В «Историко-статистическом описании села Писцово. 1901 г.», составленном И.Ф. Токмаковым, говорится: «Приделов в храме два: в настоящей в честь Св. Троицы, а в приделе во имя Всех Святых».

В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.»: «Престолы в Троицкой ц. – а) во имя св. Троицы, б) во имя всех святых». В архивных документах 1925 года в церкви Святой Троицы упоминается «придельный алтарь во имя Всех Святых».

Главный алтарь полукруглый, престол в нем был деревянный на четырех столпах под деревянным балдахином, раскрашенным голубой краской с позолоченной резьбой, утвержденным на четырех столпах. Иконостас деревянный трехъярусный с резьбой, весь вызолочен червонным золотом на мордан. Царские врата из бронзы посеребрены; на них иконы Благовещения и свв. Апостолов и Евангелистов, в сребро-позлащенных ризах. Вокруг иконостаса железная позолоченная решетка. Иконостас устроен за счет прихожан с разрешения Епархиального начальства в 1851 году (Указ Костромской Духовной Консистории за № 16625), а прежний продан в село Никольское, что на Молохте для вновь строящейся церкви. Иконостас в приделе во имя Всех Святых - двухъярусный с колоннами и резьбой.

Внутренняя часть Троицкого храма и алтаря по штукатурке украшена масляной иконописью греческого письма. Записей о времени росписи храма не сохранилось. На своде и стенах храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это инте­ресный памятник начала 18 века, выполнен­ный полностью в традициях росписей 17 века. На восточном лотке свода написано «Вознесение», на остальных - изображе­ния небесных сил. На стенах многочисленные композиции расположены в виде узких фризообразных ярусов. В духе древнерусской монументальной живопи­си предыдущего столетия написаны па­лата (4-й ярус сверху на северной стене), а рядом - сцена в интерьере, представ­ленном «в разрезе». На откосах окон в верхней части изображены Богородич­ные иконы, по их сторонам - сюжетные композиции в два яруса. На щеке запад­ной арки - характерный для этого времени пятифигурный «Деисус» в медальонах.

http://muzeypiscowa.ucoz.ru/publ/muzej_pod_otkrytym_nebom/khramy/kompleks_svjatoj_troicy/2-1-0-23



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.