Храм Святой Троицы (недействующий). Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее.
Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.
В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-го Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков.
Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.
Есть и другие исторические свидетельства. 20 октября 1714 года Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. Его указ отменили в 1741 году, отчасти из-за того, что к тому времени возникло немало новых кирпичных заводов, а также появилось много каменщиков. К тому же, со времени смерти Петра I не утихали слухи о том, что столицу вот-вот вернут в Москву, а значит, следовало приводить в божеский вид и вторую столицу.
В 1748 году в Писцове на средства прихожан возводится храм Воскресения Христова. В 1792 году проезжает через Писцово митрополит Платон и свидетельствует: «...село Писцово, князя Голицына, которое имеет дворовъ до 500; домы крестьян очень хороши и более походят на купеческие; две церкви каменныя». Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1808 году. Следует, что в 1792 году Троицкий храм уже существовал, и, если бы он был построен позже храма Воскресения Христова, то сохранились бы и сведения о времени строительства такого великолепного храма, как сохранились свидетельства о дате постройки Воскресенского храма.
Церковь Троицы расположена в восточной части комплекса, у спуска пологого холма к речке Черной (Фабричке). Наружный вид храма - четырехугольный, одноэтажный на палатках. Под храмом находилось 12 кладовых. Стены кирпичные, побеленные по обмазке. Церковь имела четырехскатную железную кровлю. Храм и придел по деревянным стропилам были покрыты железом и окрашены зеленой краской.
У храма пятиглавое завершение, покрытие глав - чешуйчатое железное, кресты на главах деревянные, обложены белым железом, восьмиконечные. Крупное сооружение соборного типа, архитектурные формы которого, отличающиеся нарядным фасадным декором, характерны для храмов костромского региона рубежа 17 - 18 вв. К двусветному, поставленному на необычно высокий подклет, четверику - примыкает сильно пониженная алтарная часть, с тремя неглубокими скруглениями апсид. Трапезная была значительно смещена к северу с центральной оси и охватывала северо-западный угол четверика, что привело к различному расположению проемов на боковых сторонах храма. К настоящему времени трапезная утрачена, а первоначальный вход со стороны трапезной заложен. Убранство фасадов образует ярусную композицию. Широкий профилированный пояс с поребриком отделяет подклет. Лопатки на углах первого яруса заменены во втором пучком из пяти колонн: трехчетвертная угловая и заглубленные в стену полуколонны, обращенные по две на каждый фасад. Широкий карнизный пояс над ними раскрепован. Фасады завершает высокий аттиковый ярус с пятью килевидными арками декоративных закомар, среди которых центральная выделена большим размером. Окна на трехосевом южном фасаде более крупные во втором световом ярусе. Их проемы фланкируют наборные колонки, а завершения в виде разорванных фронтонов, достигающие карнизного пояса, близки формам московского барокко. Нижние проемы обрамлены колонками с поясками и трехлопастными килевидными кокошниками. Полукружия апсид разделены трехчетвертными колонками на пьедесталах и опираются на арочные стены подклета, представляющие собой торцы распалубок над небольшими окнами. Барабаны угловых глав декорированы поясками поребрика, а центральный, кроме того, - аркатурой. Храм перекрыт сомкнутым сводом с голосниками в основании лотков и двумя ярусами железных связей; в алтаре лотковый свод с распалубками от неглубоких конх. Ту же систему сводов имеют перекрытия подклета.
В 1873 году вокруг храма была вновь устроена каменная ограда с чугунными решетками. В настоящее время ограда утрачена.
Престолов в храме было два. В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленном протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание престолов церкви Святой Троицы: «Престолы: во славу Пресвятыя Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ея Иконы Знамение».
В «Историко-статистическом описании села Писцово. 1901 г.», составленном И.Ф. Токмаковым, говорится: «Приделов в храме два: в настоящей в честь Св. Троицы, а в приделе во имя Всех Святых».
В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.»: «Престолы в Троицкой ц. – а) во имя св. Троицы, б) во имя всех святых». В архивных документах 1925 года в церкви Святой Троицы упоминается «придельный алтарь во имя Всех Святых».
Главный алтарь полукруглый, престол в нем был деревянный на четырех столпах под деревянным балдахином, раскрашенным голубой краской с позолоченной резьбой, утвержденным на четырех столпах. Иконостас деревянный трехъярусный с резьбой, весь вызолочен червонным золотом на мордан. Царские врата из бронзы посеребрены; на них иконы Благовещения и свв. Апостолов и Евангелистов, в сребро-позлащенных ризах. Вокруг иконостаса железная позолоченная решетка. Иконостас устроен за счет прихожан с разрешения Епархиального начальства в 1851 году (Указ Костромской Духовной Консистории за № 16625), а прежний продан в село Никольское, что на Молохте для вновь строящейся церкви. Иконостас в приделе во имя Всех Святых - двухъярусный с колоннами и резьбой.
Внутренняя часть Троицкого храма и алтаря по штукатурке украшена масляной иконописью греческого письма. Записей о времени росписи храма не сохранилось. На своде и стенах храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный памятник начала 18 века, выполненный полностью в традициях росписей 17 века. На восточном лотке свода написано «Вознесение», на остальных - изображения небесных сил. На стенах многочисленные композиции расположены в виде узких фризообразных ярусов. В духе древнерусской монументальной живописи предыдущего столетия написаны палата (4-й ярус сверху на северной стене), а рядом - сцена в интерьере, представленном «в разрезе». На откосах окон в верхней части изображены Богородичные иконы, по их сторонам - сюжетные композиции в два яруса. На щеке западной арки - характерный для этого времени пятифигурный «Деисус» в медальонах.
http://muzeypiscowa.ucoz.ru/publ/muzej_pod_otkrytym_nebom/khramy/kompleks_svjatoj_troicy/2-1-0-23