Храм во имя Архистратига Божия Михаила, располагавшийся в Замарицкой части города Севск в бывшей Бобыльской слободе, впервые упоминается в 1639 году. В Переписной книге князя Мещерского значится храм Михаила Архангела и служивший в нем поп Василий.
В плане города 1802 года храм числится еще деревянным. Каменный храм начал строиться по благословению Преосвященного Досифея (Ильина, 1827 г.), Епископа Орловского и Севского, и был освящен 1 ноября 1823 года Преосвященным Гавриилом (Розановым, 1858 г.), Епископом Орловским и Севским. Представлял собой образец безстолпного купольного храма в стиле зрелого классицизма. В 1849 году в трапезной части храма с правой стороны тщанием старосты храма купца А.И. Черничина и местного священника Василия Путилина был устроен придельный алтарь во имя Святителя Николая. В этом алтаре находилась местночтимая икона Николая Чудотворца, по преданию, прославленная чудесами. В честь этой иконы на расстоянии четверти версты от храма была устроена часовня, в которую дважды в год в дни храмового праздника – 9 мая и 6 декабря – совершался Крестный ход. Храм был обнесен каменной оградой, по углам которой с западной стороны были каменные здания. В одном располагалась сторожка, в другом - церковная лавка. К Михаило-Архангельскому храму был приписан храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, находившийся на Замарицком кладбище.
С конца XIX века до 1930 года в храме во имя Архистратига Михаила служил священник Николай Соколов, который в 1920-е годы, в разгар борьбы с «обновленчеством», в сане протоиерея был благочинным Православных храмов Севского округа. Отец Николай тесно общался со Священномучеником протоиереем Варлаамом Поповым, который в 1930 году сменил его в должности благочинного. После закрытия храма, будучи глубоким старцем, протоиерей Николай Соколов в большой нужде жил в Севске, но пользовался заслуженным уважением и любовью севчан.
Храм выстоял во время страшных боев марта и августа 1943 года, но был взорван в 1955 году во время хрущевских гонений. Богоборцам так и не удалось стереть храм с лица земли. Местные жители вспоминают, что было произведено несколько взрывов, но центральная часть с цилиндрическим барабаном и куполом устояла. В настоящее время от крестообразного в плане здания сохранилась лишь центральная часть с цилиндрическим барабаном и куполом, покоящимися на мощных устоях с подпружными арками. К ней прежде примыкали небольшие прямоугольные в плане боковые выступы, трапезная и алтарная апсида. О строгом фасадном декоре дают представление фрагменты парных трехчетвертных колонн и пилястр на краю южного выступа, карниз барабана с сухариками и сандриками со "спусками" над его окнами. Пространственное построение интерьера с выделенной основной частью (квадратной снаружи и круглой внутри), завершенной барабаном и сферическим куполом, нарушено разборкой остальных частей. Роспись масляными красками второй половины XIX века сохранилась фрагментарно. Купол расписан кессонами с розетками в традициях позднего классицизма. В барабане изображены фигуры святых между окнами и евангельские композиции. Колорит блеклых, приглушенных тонов.
http://va-brk.narod.ru/sevsk-mihail1.html