"Как до Прысок доедешь-то, - считай уж и Оптина скоро", - так говорят проезжим богомольцам радушные, приветливые калужане. И действительно, по "большаку", как в старину называли старую калужскую дорогу, коли едет кто в Оптину пустынь, мимо Прысок никак не проедет... С середины ХVIII века здесь, на высоком холме, была выстроена владельцами имения богатая усадьба - дом господский, по описаниям современников, как дворец; огромный фруктовый сад и внизу, у дороги, - храм. Первые сведения об "имеющейся в Прысках" церкви находим в Разрядной книге за 1631 год: "А в селе храм Вешняго Чудотворца Николы да мученицы Христовой Прасковеи, нареченныя Пятницей, сказано там, - древен, ветх, стоит пуст...". Точная дата возникновения первого деревянного храма в Прысках, а также место, на котором был построен этот храм нам не известно. Но до сих пор среди местных жителей сохранилось предание о том, что первый храм в Прысках был "выстроен очень-очень давно во имя св. вмч. Параскевы Пятницы и стоял он будто на окраине села, на берегу озера Бездон. А однажды храм полностью ушёл под воду...". В 1696 году владелец Прысок Прокофий Нестеров "задумывает", как сказано в исторических источниках, ставить "взамен бывшей деревянной церкви - новую каменную". Строить новую каменную церковь Нестеров решил не на возвышенности, как это было принято на Руси, а в развилке двух рек - Жиздры и её притока Хотенки. Это было место древнего центра села - за ним почти до самой Жиздры тянулось кладбище. Новый храм по примеру прежнего также был двухпрестольный - во имя святителя Николая Чудотворца и св. великомученицы Параскевы Пятницы. Заканчивает строительство нового храма следующий владелец Прысок Н.В. Ртищев. При нём в 1781 году был освящён главный престол храма - в честь Преображения Господня. В клировой ведомости храма за 1900 год (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 1346) записано: "Церковь Преображения Господня с. Прыски Козельского уезда... построена в 1781 году тщанием прихожанина покойного г. Ртищева, каменная, крыта железом, крепкая. Престолов три: в настоящей холодной - во имя Преображения Господня, в приделах тёплых справа - в честь Святителя и Чудотворца Николая, слева - в честь св. мчн. Параскевы...". Следующий владелец Прысок Г.П. Бахметьев устраивает вокруг храма ограду, окаймлённую железной решёткой; возводит под храмом кирпичный склеп, где находят вечное упокоение умершие члены семьи семейства Ртищевых-Бахметьевых; благоукрашает спускающийся от усадьбы к храму огромный парк. При новом владельце имения - Н.С. Кашкине (конец ХIХ века - начале ХХ века) - в храме проводятся живописные работы - появляются настенные панно; над куполом воспроизводится изображение "Небесного Иерусалима".
Что касается молитвенной жизни Преображенского храма, то она практически не прекращалась в нём с основания и до сегодняшнего дня. Исключением в этом временном ряду 4 года - с 1938 по 1942 гг, когда власти закрывают храм и отдают его под зернохранилище. В 1941 году, в октябре, в Прыски вошли немецкие войска. Вскоре комендатура приказала местному старосте "очистить храм от зернохранилища и приготовить его к богослужениям". То, что немцы стояли в Прысках доказывает и найденный в 2015 году за задней стенкой центрального иконостаса немецкий патрон. Когда немцы вышли из села, в храме расположилась советская армейская столовая и кухня. За время пребывания столовой (до конца 1942 года) в храме почти всё было разрушено: выломаны иконостасы, подсвечники, лампады - разбиты, а в окнах - перепилены решётки (оттуда подавали посуду с едой). В декабре 1942 года, покидая Прыски, советские войска должны были по приказу взорвать за собой храм, как это было сделано уже прежде - в Полошкове, Покровском, Подборках. Но неожиданно резко выступил против взрыва председатель Прысковского сельсовета Тихон Тарасов: "Не дам взрывать революционную собственность! - заявил он командиру дивизии. - Ленин велел беречь заветы революции! Здесь лежит революционер Кашкин!" И он с силой оттолкнул солдат от храма. Его оттащили, заперли в подвал, но храм взрывать не стали" (И.Н. Соловьёва-Волынская. "Между Оптиной и Шамордино"). В связи с этим чудесным спасением храма от "запаления огненного" уместно вспомнить здесь устное предание, дошедшее до наших дней и пересказанное в своё время шамординскими монахинями настоятелю храма - протоирею Леонтию Никифорову. Матушки рассказывали так: "В конце восьмидесятых годов ХIХ века, то ли из Оптины в Калугу, то ли на обратном пути - сюда, в прысковский храм заехал будто бы настоятель монастыря архимандрит Исакий (ныне прославленный в Лике Святых), помолился, а потом, воздев руки, произнёс пророчески: "Этот храм, милостью Божией, не разрушится никогда и будет стоять до Второго Пришествия Христова!"
По своему внешнему виду Преображенский храм в Прысках строг и монументален. Он построен по типу Римской базилики: вытянут в длину. Традиционных алтарных полукружий снаружи нет. Вместо этого по трём фасадам высокого одноэтажного здания с большими окнами выдвинуты одинаковые прямоугольные ризалиты (выступы): симметрично по два на южном и северном фасадах, один - в центре восточного. Таким образом, в основе образуется двойной крест. На церковные своды опирается большой круглый барабан-ротонда, опоясанная овальными окошками и покрытая сферическим куполом с круглым окном в центре. Над ней поднята изящная главка с шестиконечным крестом "с солнцем" в средокрестии. Трёхъярусная колокольня, примыкающая к церкви, имеет только один сквозной ярус - верхний "иже под колоколы". Завершается колокольня невысоким шпилем и таким же, как на церкви, крестом. Церковь проектировалась как часть усадьбы, расположенной от неё напротив - с севера на юг; "именно этот факт, как записано в архитектурном паспорте церкви в 1972 году, - позволяет отметить и объяснить отклонение от общепринятой ориетации церкви (запад-восток) более, чем на 30 градусов". Главный вход в церковь ведёт из колокольни, к которой примыкает высокая открытая паперть. Сразу при входе в церковь, справа и слева, два придела - во имя святителя Николая Чудотворца (справа) и во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы (слева). Эта тёплая часть церкви отделена от "холодной" стеклянной аркой. Изначально церковь была выстроена из красного кирпича с белокаменными элементами. Архитектором храма в Прысках искусствоведы называют П.Р. Никитина - главного архитектора и градостроителя Калуги в кон. ХVIII в. Если по внешнему виду храм в Прысках выглядит строгим, классическим с архитектурной точки зрения, то внутренний - поражает своим художественным убранством. При входе в храм обращают на себя внимание живописные настенные росписи, выполненные в конце ХIХ - начале ХХ веков при содействии владельца Прысок Н.С. Кашкина. Над левым и правым клиросами сохранились два живописных панно: над правым клиросом группа святых по именам семьи благодетеля храма Димитрия Милютина, бывшего в 80-е годы ХIХ в. старостой храма. Над левым клиросом группа святых по именам владельцев Прысок (Н.С. Кашкина). Центральный иконостас храма, предположительно, был выполнен в стиле барокко в конце ХVIII века. Живопись в центральном алтаре и куполе храма - конца ХIХ века. Боковые приделы храма во время Великой Отечественной войны были выломаны. Воссозданы вновь в конце 40-х - 50-х гг. доктором архитектуры Н.П. Никитиным (племянником преп. Оптинского старца Анатолия Зерцалова).
В центральной части храма, справа на колонне, напротив иконостаса, обращает на себя внимание необычная икона "Преображения Господня" работы мастерской А.К. Денисова-Уральского конца ХIХ века. Необычность этой иконы состоит в том, что она полностью выполнена из самоцветов. Также в центральной части храма, слева на стене, выделяется образ Божией Матери "Умиление", увешанный внутри стекла драгоценными подношениями - в благодарность за исцеление или дивную помощь "в скорбных обстояниях". Это образ был написан в ХIХ веке, на полотне. В начале революционных событий в России икона оказалась в одном из сельских домов в Прысках и была прострелена пулей разгулявшегося безбожника. В таком виде полотно было отдано в храм. Однажды полотно, на котором написан образ Божией Матери, было украдено из церкви, но грабителям не удалось унести икону - мешок с полотном был брошен на паперти храма. Святыня вновь вернулась на своё место. Уже в 1990-х годах один из почитателей иконы, прихожанин храма по имени Игорь вырезал для неё киот. Этот образ считается чудотворным. Едва ли не самым большим сокровищем собрания Преображенской церкви в Прысках, как памятник московского древнепечатного искусства, являются сохранившиеся до наших дней Богослужебные Минеи, датированные ещё 1692-1696 гг. Эти старинные книги были приобретены именно для Прысковского храма, о чём свидетельствуют записи, сделанные на последних листах Миней. Хранились книги в ризнице храма. И сегодня их можно увидеть в экспозиции музея, созданного при Преображенской церкви... В конце лета 1963 года в храм Преображения Господня села Нижние Прыски приехал новый настоятель - отец Леотий Никифоров, назначенный сюда высокопреосвященным Ермогеном (Голубевым), архиепископом Калужским и Боровским. "Хмуро встретил приехавшего священника председатель сельсовета, - пишет в своей книге о Прысках искусствовед И. Н. Соловьёва-Волынская. - Зачем приехал? Мы собираемся закрывать храм. Уезжай давай!" Но отец Леонтий не растерялся. Он по прежним своим местам служения знал о таком отношении властей к церкви... Собрал прихожан, поговорил с ними, нашёл старожилов села... - и потихонечку стал налаживать церковно-приходскую жизнь... А потом поехали сюда люди. Как сто, двести лет назад поехали в Оптину (тогда ещё не восстановленную) многочисленные богомольцы... И всегда по дороге заезжали они в Прыски, к батюшке - о. Леонтию". И как прежде, так и сегодня, по дороге в Оптину заезжают сюда, в Прыски, многочисленные паломники, где их всегда принимают с любовью и заботой...
Из материала путеводителя-брошюры: "Нижние Прыски. Прошлое и настоящее. Храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски". Калуга, 2016 г. и сайта храма www.priski.ru