ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Клязьминский Городок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Клязьминский Городок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1790 и 1803.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Владимирская область, Ковровский район, с. Клязьминский Городок

Координаты: 56.448577, 41.503418
Проезд:12 км восточнее г. Ковров направлением на пос. Мстёра асфальтированная дорога вдоль берега реки Клязьма.



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
oldboy
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Геннадий.
6 июня 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
YUYU
5 января 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Василий Балашов
13 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Елена-Алена
14 апреля 2018
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Николай Леонтьев
28 августа 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид с Юга<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Общий вид с Юга
Олег Щёлоков
8 августа 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид с Запада<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Общий вид с Запада
Олег Щёлоков
8 августа 2004
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Нижний ярус колокольни, вид с северо-запада<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Нижний ярус колокольни, вид с северо-запада
Василий Балашов
13 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни, вид с запада<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Завершение колокольни, вид с запада
Василий Балашов
13 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Вид с северо-востока
Василий Балашов
13 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Основной объем и трапезная, вид с северо-запада<br>, Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Основной объем и трапезная, вид с северо-запада
Василий Балашов
13 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
24 апреля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Николай Леонтьев
28 августа 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Алексей Кротов
6 января 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Клязьминский Городок, Ковровский район и г. Ковров, Владимирская область
Геннадий.
4 октября 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  27 сентября 2005

Что мы знаем об исчезнувшем городе Стародуб-на-Клязьме?

Задумав основать во Владимире на Клязьме особую русскую митрополию, независимую от Киевской, князь Андрей Боголюбский не без похвальбы говорил своим боярам: «Я всю Белую (Суздальскую) Русь городами и сёлами великими населил и многолюдной учинил». Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, - всё это южно-русские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси. Возникновение города Стародуб относят к 1152 году. В 2002 году в честь его 850-летия на месте бывшего города, в с. Клязьминский городок Ковровского района Владимирской области, была установлена памятная стела. Таким образом Стародуб-на-Клязьме младше Москвы златоглавой всего на 5 лет.

Город Стародуб на Клязьме стал центром самостоятельного княжества в 1238 г. - в страшный год нашествия монголо-татарской орды хана Батыя, и упоминается в списке разграбленных и сожженных ордой за зиму 1237/38 года. После этого погрома власть великого князя Владимирского оказалась настолько ослабленной, что новый правитель Владимиро-Суздальской Руси великий князь Ярослав Всеволодович, отец знаменитого Александра Невского, без колебаний передал Стародуб своему младшему брату Ивану Всеволодовичу. Стародубское княжество в то время граничило с Нижегородским, Владимирским и Московским княжествами. Татары каждые 10 лет в течение первых 35 лет переписывали народ и подать собирали сами, отрядами, наводившими ужас на страну. А потом "сбор податей" был предоставлен Московскому Великому князю.

Наиболее известной и трагической фигурой среди стародубских князей XIV столетия стал внук Ивана I Стародубского князь Федор Иванович. Сын Ивана II Михайловича Стародубского, он родился где-то в середине - конце 1290-х гг. Когда умер его отец, княжичу Федору было около 25-ти лет. С самых первых шагов новому правителю Стародубского княжества пришлось решать труднейшие проблемы. Расположенное между Владимирским и Московским княжествами с одной стороны, и Суздальско-Нижегородским княжеством с другой, Стародубское невеликое государство оказалось между двух, если не трех огней. В таких условиях сохранить независимость своего княжества Федору Стародубскому было очень непросто.

На его счастье у москвичей год от года все пуще разгоралась распря с великим княжеством Тверским. В этой борьбе стародубский князь сделал ставку на Москву. Московский князь Юрий Данилович даже доверил ему важную дипломатическую миссию - послал во главе посольства к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Балансирование между сильными соседями-соперниками дало возможность Стародубскому княжеству продолжать существовать в качестве самостоятельного образования. Если бы Москва, Тверь или Нижний Новгород захотели бы присоединить Стародуб к своим владениями, то сравнительно малочисленная стародубская княжеская дружина не смогла бы помешать этому. Но такой агрессии не допустили бы другие сильные княжества, не потерпевшие бы столь явного усиления соперника. Поэтому на несколько десятилетий на стародубской земле установился хрупкий мир.

Независимая жизнь Стародубского княжества продолжалась до конца 1320-х гг. то есть почти сто лет после завоевания татаро-монголами Руси. В то время набрал силу нижегородский князь Александр Васильевич - потомок младшего брата Александра Невского суздальского князя Андрея Ярославича. Он владел также Суздалем и Городцом на Волге, а также разделил территорию великого княжества Владимирского с московским князем Иваном Даниловичем Калитой. Почти забытый в российской истории князь Александр, по-видимому, был незаурядной личностью. Он сумел поднять могущество Суздальско-Нижегородского княжества на невиданную доселе высоту. Если бы у него оказались более достойные и удачливые преемники, неизвестно, какой город - Москва или Нижний Новгород стал бы столицей объединенного государства Российского.

Князь Александр Васильевич задумал прибрать к своим рукам Стародуб. Но, верный своей политике, он не пошел войной. Коварный нижегородец поступил изощреннее. Он написал донос тогдашнему хану Золотой Орды Узбеку, в котором обвинил князя Федора Стародубского в нелояльности и, самое главное, в утаивании ордынской дани. Неуплата налогов во все времена считалась серьезным преступлением. Тем более, в те суровые времена. Когда ничего не подозревающий Федор Иванович по тогдашнему обычаю приехал в Орду к хану, Узбек повелел схватить князя и умертвить. Федор Стародубский был зарублен татарами. По преданию, в последний момент перед казнью ему предложили принять ислам, обещая сохранить за это жизнь. Но князь даже под угрозой смерти отказался отречься от веры предков и принял мученическую смерть.

Стародубские бояре положили тело своего князя в дубовую колоду-гроб и повезли его домой. Опасаясь нападения нижегородцев и мести татар, они поостереглись хоронить Федора Ивановича в его стольном городе Стародубе. Тело убитого князя погребли в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексине, которое тогда являлось самым значительным селением княжества после города Стародуба. Это случилось в 1329 или 1330 годах - в летописях нет единства по поводу данного сюжета. Как мученик за веру, Федор Стародубский получил в народе и в Церкви прозвание Благоверный. К его гробнице вплоть до XVIII столетия стекались богомольцы, причем не раз приложившись ко гробу местночтимого святого получали исцеление. Из всей стародубской княжеской династии он единственный, кто причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Виновнику гибели князя Федора Стародубского это черное дело не сошло с рук. В 1332 г. князь Александр Нижегородский неожиданно скончался, а его преемник князь Константин Васильевич не сумел удержать за собой то положение, которого достиг его старший брат.
После гибели Федора I Стародубского, правящим князем в Стародубе стал его старший сын Дмитрий Федорович. Неизвестно, какие отношения у него были с московскими и тверскими великими князьями, но летописи не сохранили подробностей его 25-летнего правления. Во всяком случае, никаких покушений на независимость Стародубского княжества в это время не было. Возможно, Дмитрий Стародубский был в родстве с московской княжеской династией или с кем-то из первых московских бояр (например, из рода потомственных тысяцких Протасьевых). Имя супруги князя Дмитрия историки не смогли установить до сих пор. Но точно известно, что его сын князь Семен Дмитриевич позже находился в Москве на положении служилого князя.

После смерти в 1355 г. князя Дмитрия Федоровича, на стародубский стол вступил его младший брат князь Иван III Федорович. Личность этого князя во многом остается загадкой для исследователей. Именно он спровоцировал кризис Стародубского княжества в конце 1350-х гг., и его гибель, как самостоятельного государственного образования. Поначалу простой ответственный приказчик хана по сбору и доставке дани, московский князь был наделен ханом властью полномочного руководителя и судьею русских князей. Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты по смерти отца в 1341 г. явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью и "обещал никому мимо их не давать великого княжения. Из них Симеону, получившему великое княжение, даны были "под руку" все князья русские, ему были подручные князья рязанские, ростовские и даже тверские".Симеон давал чувствовать это свое положение всем князьям, за что и был прозван Гордым. По смерти Симеона преемник его "Иван получил также ярлык хана на великое княжение и вместе с этим судебную власть над всеми князьями Северной Руси. В княжение Иванова сына - Дмитрия это объединение во главе с Москвой достигло почти гегемонии над остальными уделами. Дмитрий Донской при молчаливой поддержке Орды стал насильственно присоединять уделы. Захватил Стародуб-на-Клязьме и Галич с Дмитровом.

В Списке городов, приславших войска на Куликовскую битву 8 сентября 1380 года - Стародуб-на-Клязьме. На Куликовом поле Стародубская дружина билась под началом князя Андрея Федоровича Стародубского в полку "правой руки". Прошло 200 лет и на Руси началось «смутное» время.

В марте 1609 г. воевода самозванца Лжедмитрия II, пан Лисовский с отрядом поляков и изменников-казаков захватил штурмом и полностью уничтожил Стародуб-на-Клязьме, сжег окрестные села. От города, основанного Юрием Долгоруким, остались только валы да легенды. Город Стародуб-на-Клязьме дал России известных князей Стародубских, Гагариных, освободителя Руси от польских захватчиков Дмитрия Пожарского.

В 1790-е г.г. 1803г. в центре бывшего города Стародуба была построена Покровская церковь с колокольней. Комплекс ныне сохранившийся и действующий.  Следует заметить, колокольня, стоящая на высоком холме берега Клязьмы, и далеко заметная с ее излучин, сама по себе уникальное сооружение высотой около 40 метров.


Андрей Ершов  23 декабря 2011

28 октября 1934 г. Комиссия Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК требует у Ивановского облисполкома рассмотреть вопрос о расторжении договора с общиной с. Кляземский Городок, церковь до окончательного решения вопроса должна оставаться у верующих; а до этого 9 мая и 15 сентября Комиссия потребовала у Ковровского райисполкома вернуть верующим незаконно изъятое здание, налог переисчислить. В итоге 11 ноября облисполком сообщил: «Ходатайство Ковровского РИКа о расторжении договора с религиозной общиной Кляземско-Городецкой церкви постановлением Президиума облисполкома от 5/Х.-34 г. отклонено, указанная церковь осталась в пользовании верующих».

ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 303-306) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. 


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2016

Село Кляземский (Клязьминский) Городок расположено на реке Клязьме и находится в 12 верстах от уездного города Коврова и в 80 верстах от Владимира. Существующая в селе церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1803 г. вместо бывшей деревянной церкви усердием помещика князя Петра Александровича Волконского и прихожан. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом приделе – во имя св. и чудотв. Николая.

Из старинных священных предметов в церкви сохраняется икона Нерукотворенного Спаса, икона Покрова Пресвятой Богородицы и напрестольный крест с частицами св. мощей разных угодников Божьих. Церковные документы в церкви хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1894 г. Церкви принадлежат три часовни: одна построена в церковной ограде, другая – в селе и третья – в поле близ села.

Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: Синодского пособия 392 руб., от земли 30 руб., и от служб и требоисправлений 250 руб., а всего 650 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Хорятино, Ченцы, Чуткино, Близнино, Княгинкино, Репники, Бабириха и Голышево расстоянием от церкви не далее 4 верст. Дворов в приходе 149, душ муж. пола 440 и жен. пола 465 душ. С 1891 г. в селе существует церковно-приходская школа и имеет собственное помещение.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 декабря 2019

На старинной дороге, связывающей два исторических населённых пункта Ковров со Мстёрой, расположены многие старинные сёла, и почти в каждом из них - незаурядные памятники архитектуры. Одной из таких, достойных восхищения, достопримечательностей Клязьминского Городка является Покровская церковь, построенная на рубеже ХVIII-ХIХ вв., с колокольней, которая относится к более позднему периоду. Само село Клязьминский городок - древнейшее поселение Ковровской земли. В древности это был город Стародуб на Клязьме. В ХII веке здесь стоял древнерусский город Стародуб - один из основных сторожевых пунктов на востоке Владимиро-Суздальской Руси. В домонгольскую эпоху Стародуб был центром удельного княжества, который в 1238, 1410 и 1609 гг. разоряли непрошенные гости. Так, в марте 1609 года воевода самозванца Лжедмитрия II, пан Лисовский с отрядом поляков и изменников-казаков захватил штурмом и полностью уничтожил этот форпост на Клязьме (к тому времени он носил название Кляземский городок), а также сжёг окрестные сёла. С тех пор город восстанавливать не стали, а в непосредственной близости от крепостных валов появился в 1614-1619 гг. "Новый Кляземский городок". Вероятно, такое название подчёркивало как раз то обстоятельство, что данное селение было выстроено практически заново.

У Кляземского городка после событий Смуты появился новый владелец. Царь Михаил Фёдорович пожаловал его дворянину Василию Богдановичу Бутурлину. В 1644 году его тщанием здесь была выстроена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В летописях сообщается, что помимо Покровской церкви, в селе также находился храм святителя Николая Чудотворца; неоднократно обновляясь и благодаря проводившимся ремонтным работам этот храм просуществовал до начала ХIХ века. Стоит сказать, что при проектировании будущего каменного Покровского храма, единственный его придел будет иметь посвящение святителю Николаю Чудотворцу, в память о бывшем соседнем деревянном храме. В 1658 году Кляземский городок перешёл от В. Б. Бутурлина к стольнику, князю Владимиру Ивановичу Волконскому. По всей видимости, последний был женат на дочери Бутурлина. Один из последующих владельцев Кляземского городка статский советник, князь Пётр Александрович Волконский распорядился в 1790-м году начать строительство в селе каменной церкви, взамен деревянной. Строилась кирпичная церковь, в основном, на средства князя Волконского, хотя и с использованием пожертвований прихожан.

Строительство шло долго. Вначале возводился тёплый, зимний Никольский придел. После его устройства, придельный храм был освящён и в нём началось богослужение, а стоявшую рядом деревянную Никольскую церковь разобрали до основания, брёвна с которой использовали для производства и обжига нуждающимся в строительстве храма и колокольни, кирпичей. После того, как нужное количество кирпича было изготовлено, артель каменщиков приступила к кладке стен холодного (летнего) основного объёма храма. При строительстве клязьмогородецкого каменного храма было обнаружено много старинных надгробий стародубских князей, бояр и купцов. Однако, эти ценнейшие исторические памятники никто тогда не изучал, надписи на них прочитаны и зафиксированы на бумаге не были, а сами надгробные камни невежественные строители положили в фундамент возводимого ими храма. К 1803 году Покровская церковь была закончена строительством и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта освящена. Колокольня же храма достраивалась после его освящения. Храмоздатель князь П. А. Волконский не дожил до окончания строительства и скончался в 1801 году.

Храм получился пятиглавым, по архитектурному стилю, типичным для своего времени. В архитектурном облике церковного комплекса преобладают черты провинциального барокко и традиционного зодчества с сочетанием приёмов классицизма. Центральный объём выполнен в форме двухэтажного четверика с пологим чашеобразным куполом, на котором возвышаются пять луковичных глав на центрических барабанах. С восточного торца устроена небольшая центрическая апсида с конусной конхой. С западного торца расположено помещение трапезной с примыкающей 40 метровой колокольней, украшенной фронтонами, пилястрами и полуколоннами. Эта высокая колокольня придаёт Покровскому храму неповторимый своеобразный вид. Её восьмерик опирается на четыре столба, а на восьмерике стоит ещё восьмерик с круглыми отверстиями для часов. Выше установлены 12 дорических колонн в честь двенадцати апостолов, а на своде, который эти колонны поддерживает, помещены ещё четыре колонны-столбика в честь четырёх евангелистов. Венчает здание колокольни главка-луковица, а на ней высится шестиметровый крест.

До революции 1917 года из особо почитаемых старинных предметов в церкви хранились: икона Нерукотворного Спаса, икона Покрова Пресвятой Богородицы и напрестольный крест с частицами мощей разных угодников Божиих. До закрытия Покровского храма, при церкви хранились: копии метрических книг с 1803 года, копии исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1894 году. Церкви принадлежали три часовни: одна находилась в церковной ограде, другая в селе, а третья близ села Клязьменский Городок. Земли при церкви на конец ХIХ века: усадебной 1 десятина, сенокосная 3 десятины и пахотной 30 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. С 1891 году в селе существовала церковно-приходская школа находившаяся в специально для неё устроенном доме в церковной ограде. Здание для школы было выстроено старанием священника В. В. Фигуровского на средства бийского купца В. Н. Осипова.

В советское время начались гонения на Церковь. Весной 1922 года из Покровского храма было изъято серебряных предметов весом на 7 фунтов 94 золотника. В 1937 году по представлению заведующего Ковровским краеведческим музеем А. Г. Бутрякова решением Ковровского райисполкома из церкви Покрова Пресвятой Богородицы Клязьминского Городка были изъяты так называемые "архивы", видимо старинные церковные книги и документы. Тогда же арестовали последнего священника. Наконец, решением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда входил в состав Ивановской области) 15 апреля 1939 года Покровский храм села Клязьминский Городок был закрыт. В церковном здании местные власти устроили хлебопекарню. Позднее помещение использовалось под склад, позже брошенное на произвол судьбы. В 1980-е - начале 1990-х гг. церковное здание пребывало в полном запустении. В 1992 году началось возрождение клязьмогородецкого Покровского храма, который сегодня внешне уже во многом обрёл свой прежний облик.

С сайта: www.lubovbezusl.ru/История/Село Клязьминский Городок Ковровского района



Комментарии и обсуждение


Литература:
Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2; с. 59.
17 декабря 2011.