ЦЕРКОВЬ ВАРВАРЫ, 1-я четв. 19 в. ул. Урицкого, 2.
Расположена на возвышенности в восточной части города, недалеко от берега Волги. Играет важную роль в панораме Плёса. Построена в 1821 г. на месте прежней деревянной 1702 г. Здание кирпичное, побеленное по кладке. Скромный провинциальный храм в стиле зрелого классицизма с объемно-пространственной композицией в духе 17 в. Двусветный четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью чешуйчатыми главками с перехватами на фигурных граненых барабанах. Суженный, сильно выдвинутый алтарь (его кровля раньше была более высокой) и растянутая по поперечной оси трапезная с двускатной кровлей и маленькими главками над приделами значительно понижены. Углы четверика и трапезной скруглены. Стройная трехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и цилиндрического яруса звона с аттиком; все ярусы прорезаны арками. Венчает колокольню купол с люкарнами и маленькой главкой на аналогичном храму барабане.
Лаконичный фасадный декор состоит из широкого антаблемента четверика с сухариками в карнизе и подобных ему, но более узких на трапезной и алтаре. Прямоугольные окна верхнего яруса обведены рамочными наличниками с сандриками, в нижнем имеют лишь сандрики и подоконные выступы. Между двумя светами окон помещены круглые ниши. Колокольня оформлена парными пилястрами на углах нижнего яруса, портиками из двух полуколонок с фронтонами во втором и парными полуколонками в третьем. В основном объеме свод сомкнутый, в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Первоначальные перекрытия алтаря и трапезной утрачены. Интересны округлые ниши в восточной стене трапезной, служившие алтарями приделов, а также ряд ниш разнообразной формы в стенах основного алтаря. Клеевая живопись сер. 19 в., сохранившаяся на стенах и сводах четверика, - интересный памятник, в котором гризайльный орнамент и некоторые композиции свода выполнены в духе барокко, а в росписи стен преобладает классицистическая манера письма.
На своде расположены композиции: "Воскресение" (восточный лоток), "Несение креста" (южный), "Положение во гроб" (северный), "Пригвождение к кресту" (западный); последние две редко встречаются в монументальной живописи этого времени. Сцены обрамлены орнаментом, включающим картуши, завитки, барочную сетку. В основании свода написан крепованный антаблемент. На боковых стенах над окнами верхнего света в технике гризайли изображены церковные атрибуты. На выступающих простенках во всех ярусах - святые. В среднем ярусе в нишах написаны сцены, иллюстрирующие притчу о царствии небесном. Чередование в среднем ярусе крупных фигур святых и сюжетных композиций с небольшими по размеру персонажами ясно выявляет их разномасштабность, что несколько нарушает общий ритмический строй росписи. Наиболее выразительна живопись западной стены. Обрамления больших сцен в центре трактованы как пилястры, на которых изображены волюты, прихотливо изогнутые листья аканта, головки херувимов, виноградные гроздья и библейские атрибуты. Композиции на евангельские темы уравновешены, их персонажи изображены в легком движении, проработаны архитектурные и пейзажные фоны.
Беляев, 1863, с. 146-147; Холмогоровы, 1902, с. 3; ИАК, 1909, с. 222; Моисеев, 1970 с. 59-61; Казаринова, 1978, с. 64-65; Она же, 1983, с. 50. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 96-97.