ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сарапул. Церковь Воскресения Христова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Ольги равноапостольной
Год постройки:1817. 1910 - придел.
Адрес:
Республика Удмуртия, Сарапульский район, Сарапул

Координаты:56.483327, 53.803653


Добавить фотографию




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.,  29 июня 2011

Церковь, имеет форму удлиненного креста, северная и южная ветви которого скруглены и образуют приделы, а восточная, также полукруглая, служит алтарем. Над средоокрестием возведен низкий полусферический купол, лишенный барабана и увенчанный восмериком с главной. Окна арочные, заключены в легкие прямоугольные обрамления, с запада над входом поставлена колокольня, представляющая собою цилиндрический объем со шпилем, прорезанный внизу круглыми окнами–медальонами, а выше – сквозными арочными пролетами; в простенках между которыми – спаренные рустованные пилястры.

В интерьере храма главный иконостас, относящийся к I-й половине XIX века, деревянный, позолоченный, двухъярусный, расчлененный пышными коринфскими колоннами. Над царскими вратами, покрытыми орнаментальной резьбой с живописными вставками-медальонами – резное «сияние». Верхний ярус имеет сложные очертания завершения, создаваемые мотивом волют и фигурами херувимов, в центре – изображение Воскресения Христова, увенчанное короной. Иконостас северного придела – также двухярусный, коринфскими колоннами, но оформлен более сдержанно. Иконы в обоих иконостасах выполнены в традициях русской академической школы. Кроме того, в церкви хранится ряд икон 18-19 веков перенесенных из других храмов города. Убранство интерьера составляют также настенные картины, написанные в недавнее время маслеными красками, бронзовое паникадило, многочисленные подсвечники, полы из керамических плиток. Фундамент бутовый, стены кирпичные, кровли железные. (согласно паспорта министерства культуры СССР- Памятники Истории и культуры СССР)

Маленькая, очень уютная церквушка была построена в 1817г. на деньги купцов Федора и Григория Ижболдиных по проекту архитектора С.Е. Дудина, в формах раннего классицизма, утвержденному городничим Дуровым А., отцом известной кавалер-девицы Надежды Дуровой.

Уже в начале XX века (1909-1910гг.) с северной стороны у церкви был построен новый придел, в честь равноапостольной княгини Ольги, сооруженный на средства Ольги Ивановны Ижболдиной, родной сестры великого русского пейзажиста И.И. Шишкина.

Ижболдины по праву считали своим не только Ольгинский придел, но всю Воскресенскую церковь. На средства, данные этой купеческой семьей, был выполнен новый резной иконостас. Славился храм и своей богатой церковной утварью.

В 1930-е годы кладбище, окружавшее церковь было разрушено; надгробия послужили фундаментом для жилых домов и щебнем для дорог города, кресты – переплавлены и пущены на нужды индустриализации. В начале 1930-х годов было закрыто кладбище, с колокольни сброшен колокол. Внешний и внутренний облик и убранство – иконостас, алтарь, клиросы, плиточный пол все сохранилось до наших дней.

Долгие годы именно эта церковь была единственной действующей церковью в городе, которая и спасла город. Есть предание с последним крестом над Сарапулом.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец , прибывший по приглашению епископа Михея (тогда еще епархия была в Сарапуле) и в своей проповеди предсказал, хотя тогда еще никто и не помышлял о закрытии церквей, о страшных гонениях, что если упадет последний крест с купола церкви, город Сарапул провалится под землю. Но Господь Бог помиловал и город и церковь для возрождения Православия в наши дни.

http://www.udmeparhia.ru/arrivals/region/sarapulsky/sarapulsky_158.html


Статью добавил(а): Андрей Вахрушев,  22 августа 2013

Приход храма Воскресения Христова г.Сарапула образован в 1817г. До 1894 года Воскресенская кладбищенская церковь являлась приписной к Вознесенскому собору. По указу Св. Синода от 22 июня 1894 г. открыт самостоятельный приход. К приходу церкви относились жители г.Сарапула. В годы Советской власти церковь оставалась действующей.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  31 мая 2014

Кладбищенская Воскресенская церковь каменная, построена в 1817 г. Приписная кладбищенская же церковь Апостольская, каменная, построена в 1900 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; священники и один псаломщик живут в казенных квартирах, диакон имеет свой дом, а другой псаломщик проживает на частной квартире. Братский денежный доход 3020 руб. на весь причт. Прихожан: православных русских 1220 муж. пола, 1310 жен. пола.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 июля 2018

Сарапул - город живописно расположившийся на Каме, полон удивительной архитектурной старины, один из очагов развития местного купечества, - получил городской статус в 1780 году. Храмоздательству здесь всегда уделяли большое внимание - до Октябрьской революции в городе было два монастыря и три десятка храмов. И лишь в одном из них не прекращались богослужения - в храме Воскресения Христово. Одна из причин столь необычной судьбы этой церкви - её расположение. Храм изначально располагался возле одноимённого городского кладбища и потому был востребован во все времена. Здесь обрели последний покой многие знаменитые и безвестные жители города, в своё время основанного русскими поселенцами на высоком правобережье полноводной Камы как дворцовое село Вознесенское. В числе первых упоминаний о Сарапуле известна запись в Писцовой книге от 1579 года о массовых побегах пермских крестьян в эти края. После Сенатского указа 1780 года Сарапул становится центром одноимённого уезда. Теперь здесь уже не село с одной церковью - уездный город с тремя храмами! Затем императрица Екатерина II утверждает план развития Сарапула в составе Вятского наместничества, который начинает претворять в жизнь архитектор Иоганн Лем.

По некоторым сведениям, городское Воскресенское кладбище обустраивалось, согласно плану, рядом с уже возведённой одноимённой церковью. В едином комплексе они стали не только культовой, но и общеисторической, культурной местной достопримечательностью, местом всеобщего поклонения горожан. Во всяком случае, в ХIХ - начале ХХ века на кладбище при Воскресенской церкви было погребено большинство православных жителей Сарапула. Кладбище появилось следом за его церковью, в том же 1817 году. Впоследствии (в 1900 году) на южной стороне погоста был возведён второй каменный храм, освящённый во имя Двенадцати апостолов. Он был приписан к Воскресенской церкви и по штату имел причт в составе двух священников, двух псаломщиков и одного диакона. История его составила всего 30 лет: в 1929 году здание церкви, построенной стараниями местного мецената, купца Алексея Трофимовича Шитова, было закрыто Сарапульским окрисполкомом, после чего было разобрано на кирпич, а на фундаменте Божиего дома власти распорядились выстроить среднюю школу. В 1930-х годах была срыта большая часть и самого Воскресенского погоста, а на освободившейся таким варварским способом территории позднее были поставлены жилые дома, школа со спортплощадкой и здание Детского экологического центра.

Деньги на постройку кладбищенской Воскресенской церкви выделили уважаемые жители Сарапула, богатые купцы Григорий и Фёдор Николаевич Ижболдины. Автором проекта стал зодчий Семён Емельянович Дудин (1779-1825). Первоначально в храме имелся один престол, позднее был освящён и второй, во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги. Дудин выстроил эту небольшую, но весьма уютную для прихожан церковь в стилистике раннего классицизма, а проект здания не только утвердил, но и во многом вдохновил один из самых знаменитых жителей Сарапула - городничий Андрей Васильевич Дуров, более всего известный как отец Надежды Дуровой, легендарной кавалерист-девицы. При нём и при его содействии в Сарапуле открылись первое учебное заведение - Малое народное училище и первая городская больница на 11 коек, зародились местные купеческие династии и градообразующее кожевенное производство, появились первые каменные здания, оформилась городская застройка. Благодаря градоначальнику, в 1802 году был разобран до основания и заново возведён, значительно расширившись, главный храм тогдашнего Сарапула - Вознесенский собор. Воскресенское кладбище появилось также стараниями Дурова, а выстроенная по его инициативе церковь, которая с тех пор практически не закрывалась, стала единственным зданием во всём Сарапуле, полностью сохранившимся со времён честной и беззаветной службы своего градоначальника, истинного патриота этого камского городка. Тогда же, в 1817 году, был образован и церковный приход нового храма Воскресения Христова. Вплоть до 1894 года кладбищенская церковь была приписана к Вознесенскому собору, но вследствие расширения застройки района Старцевой горы, распоряжением Священного Синода Воскресенский приход получил самостоятельный статус.

С момента рождения и вплоть до начала революционных потрясений 1917 года Воскресенскую церковь не оставляли своими заботами её друзья и меценаты. Главными благотворителями храма, фактически взявшими его на своё попечение, были члены известной в округе купеческой семьи Ижболдиных. Примечательно, что яркая представительница этой династии Ольга Ивановна Ижболдина приходилась родной сестрой знаменитому русскому художнику и пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину, связав эту уважаемую фамилию с судьбой Воскресенского храма в Сарапуле. Именно стараниями вдовы предпринимателя Дмитрия Григорьевича Ижболдина, в период с 1909 по 1910 год к храму был пристроен новый, северный придел. По её желанию он был освящён во имя княгини Ольги. Ольга Ивановна имела и в церкви, и во всём городе репутацию щедрой и заботливой благотворительницы. Не случайно впоследствии она была удостоена чести быть похороненой рядом со своей церковью.

Время оказалось не властно над памятью: этот памятник сохранился и поныне. Восресенская церковь была одним из духовных центров Сарапула. Не случайно ежегодно 4 марта именно здесь церковной панихидой традиционно открываются дни памяти почётного гражданина города Павла Башенина, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в нынешнем, 2018 году. Павел Андреевич (1868-1910) много сделал для города и прихожан на посту главы городской думы. Создатель водопровода и первой электростанции Прикамья, радетель за архитектуру города и его духовные и религиозные ценности, Башенин включён в нынешнюю Всероссийскую электронную базу "100 великих меценатов и предпринимателей России". Подвижника отпевали в Вознесенском кафедральном соборе, а погребён он был в своём фамильном склепе возле Воскресенской церкви.

Клокочущая пустота и воинствующий атеизм стали основами господствующей идеологии в России на долгие годы после прихода к власти большевиков. С приходом советской власти здание Воскресенской церкви, как и других храмов города, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налоги! Воскресенская церковь долгое время оставалась единственной из действующих в городе храмов. Она была подобно очагу тепла и света во тьме. В храме нашли для себя убежище иконы, святыни, церковные атрибуты со всего города. В округе сносили храмы, а на закрытом Воскресенском кладбище вандалы растаскивали кирпичи из фамильных склепов и пускали их на продажу. Протесты и обращения к властям священников храма не возымели никакой ответной реакции. А потом разрушение погоста началось уже по прямой указке властей придержащих. Каменные надгробия превращались в строительный материал для зданий, жильцы которых зачастую и не подозревали, на чём будет покоиться жизнь в новом доме, а старые обветшалые памятники попросту дробили и мостили ими дороги. Единственная оставшаяся церковь в городе всё же закрывалась на непродолжительное время перед Великой Отечественной войной, когда власти освободили её от обновленцев, окончательно убедившись, что попытки посеять раскол в русском православии обречены на провал.

С началом войны Воскресенский храм вновь открыл свои двери благодаря священнику храма Фёдору Соловьёву. Однако, открыв двери, пришлось тут же закрыть окна, заколотив их листами фанеры - во всём здании, стоявшем прежде брошенным и бесхозным, были выбиты стёкла. Но прихожане не унывали: установили в одном из помещений железную печурку, заготавливали для неё дрова, наводили, как могли, порядок в Божием доме, и жизнь в нём возродилась. В "Фонд обороны" прихожане и клир храма с осени 1942 по январь 1944 года передали 23 550 рублей и оказали большую помощь фронтовым лазаретам и госпиталям, детям погибших на фронте и потерявшим родных в те суровые годы воскресенцы собрали 15 000 рублей.

После войны храм в Сарапуле вновь попытались закрыть, а приход упразднить. Вандалы вновь принялись осквернять могилы и растаскивать всё ценное, что ещё могло остаться на давно разорённом Воскресенском кладбище. Усилиями настоятеля, протоирея Иоанна Колчина, Татьяны Царегородцевой и других прихожан храм удалось отстоять и от произвола властей, и от посягательств злоумышленников. В 1965 году настоятелем Воскресенской церкви стал священник Николай Педашенко, а сменивший через 20 лет Вячеслав Остроумов стал впоследствии почётным гражданином Сарапула, жители которого высоко оценили заслуги священника перед родным городом.

Жизнь храма, духовная и общественная, и сегодня полна событий и свершений. Воскресенская церковь по праву гордится и своей воскресной школой, которая в качестве учреждения религиозного образования для мирян была открыта при содействии городских властей в начале 1990-х годов одной из первых не только в Сарапуле, но и во всей возрождённой России.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №300, 2018 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 июля 2018

Классика, традиция, скромность и уют - эти черты сполна присущи храму Воскресения Христова в Сарапуле. Уже изначально он имел традиционное для русских православных храмов объёмно-пространственное решение: притвор - трапезная - храм - алтарь. Одноэтажное здание выполнено в традициях классицизма, свойственного отечественному церковному зодчеству первой половины ХIХ столетия. При этом у него довольно оригинальная планировка. В основании церкви положен вытянутый крест, имеющий закруглённые окончания на юге, севере и благодаря алтарю, - полукруглое завершение на востоке. На четверике основного объёма покоится полусферический купол, весьма высокий в масштабах всего здания. Он увенчан восьмигранным барабаном с луковичной главкой и длинным остроконечным шпилем под фигурным золотым крестом. С трёх сторон к четверику примыкают апсидные выступы, западную же часть продолжают трапезная и небольшая колокольня. Наиболее поздняя из деталей храма - придел, пристроенный в 1910 году с северной стороны к основному объёму. Композицию здания дополняют два входных портала на южном и западном фасадах. Над парадным входом устроена ниша люнета, которую обрамляют профильные пояса-тяги - выступы, которые в архитектуре применяют для разделения этажей здания либо выделения стеновых панелей.

Объём колокольни Воскресенской церкви украшают в нижней части круглые проёмы окон-медальонов, а в верхней, на ярусе звонов - сквозные оконные пролёты в виде высоких арок. Простенки между ними заполняют, словно стилизованные декоративные колонны, парные пилястры, на которые опирается гладкий антаблемент всей главки. В проёмах установлены ажурные металлические решётки. Колокольня церкви двухъярусная, в её основе лежит цилиндрический объём с небольшой звонницей, увенчанной шпилем. Внизу размещается портал главного входа в храм. Иконографические изображения на фасадах храма размещены в медальоне первого яруса главного фасада колокольни и над главным входом в люнете. Люнет - это арочный проём в поле стены, ограниченный полукружием арки и нижней горизонталью. Люнеты бывают сквозными, с окнами, и глухими, как в храме Воскресения Христова, украшенные живописными росписями либо скульптурным декором. У колокольни круглые окна-медальоны. Они заключены внутри стеновых ниш прямоугольной формы, которые в нижнем ярусе здания украшены декоративными замковыми камнями.

Оштукатуренные фасады Воскресенского храма окрашены в белый цвет. Голубыми выделены аттик первого яруса звона колокольни и её шпиля, а также главки и медальоны на световом барабане основной храмовой части здания. Крыша церкви имеет кровельное покрытие зелёного цвета. В определённую погоду и время года колер храма символично соответствует синему небу с белыми облаками над ним и зелени окружающих деревьев. В советское время, в период разорения соседнего кладбища, Воскресенская церковь лишилась своих первых колоколов. Известно, что один из них, отлитый специально для храма на Сарапульском колоколитейном заводе Михаила Ивановича Рябинина, весил 121 пуд. Впрочем, более массивные колокола с трудом поместились бы в небольшую Воскресенскую звонницу. В 1901 году на этом же предприятии был отлит для Покровской церкви самый большой "звон" в Сарапуле - в 600 пудов весом. Здание храма покоится на бутовом фундаменте, стены сложены из полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе. Не случайно оно сохраняется и по сей день уже более двух столетий, на радость прихожанам и всем православным Сарапула.

Храм Воскресения Христова сумел максимально сохранить как свой внешний, так и внутренний облик: интерьер, оформление и убранство. Пространственно-планировочная структура внутренних интерьеров храма базируется на зальной схеме. Стены, своды и потолки храма ныне оштукатурены и окрашены. В некоторых местах на них присутствуют живописные сцены - росписи, датируемые 1950-ми годами. Настенные картины выполнены масляными красками. Покрытие полов в разных частях храма различны. В основном это природный камень и деревянные доски; при этом в алтаре, трапезной и храмовой области церкви присутствуют керамическая плитка и фрагменты метлахской, которой было выложено первоначальное покрытие полов. Главный иконостас церкви, датируемый первой половиной ХIХ столетия, изготовлен из дерева и покрыт позолотой. Он двухъярусный, и его пространство разделяют коринфские колонны. В своё время иконостас был приобретён на средства сарапульских меценатов, купеческой семьи Ижболдиных. Царские врата, покрытые искусной орнаментальной резьбой, венчает резное "сияние". Это весьма значимый элемент храмовой геометрической резьбы, который относится к так называемым солярным знакам, символизирующим собою солнце и, согласно поверьям, оберегающим человека от невзгод и несчастий. В центре верхнего яруса иконостаса находится изображение сцены Воскресения Христова, увенчанное короной. В завершении яруса расположены фигурки Распятия, крылатых ангелов и херувимов. Второй, также двухъярусный иконостас находится в северном приделе церкви. Он отличается от главного большей аскетичностью в оформлении. Образы обоих иконостасов созданы в традициях русской академической школы иконописи. Среди икон храма встречаются образцы, датируемые и ХIХ, и даже ХVIII веком, то есть, написанные до его постройки. Святыни, пребывающие ныне в церкви Воскресения Христова, могли бы стать предметом гордости больших кафедральных соборов.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №300, 2018 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.