Построена графом А. Р. Воронцовым по просьбе родного брата С. Р. Воронцова в память его рано умершей жены Екатерины Алексеевны. Замечательный образец классицизма, каменная одноглавая церковь, возведенная по проекту Н. А. Львова. Основу здания составляет высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой и симметричным ей притвором. Входы в храм с южной и северной сторон оформлены портиками. На четверике поставлена восьмигранная деревянная звонница, над которой стоит деревянная 10-колонная ротонда, перекрытая куполом с главкой. В виде ротонды был устроен и иконостас. Иконы в иконостасе принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. В 1934 г. сняты колокола, окончательно закрыта в 1941 г. В послевоенные годы в церкви располагался склад. Здание было доведено до аварийного состояния. В 1968 г. последовало решение сносе, которое чудом не было выполнено. В 1970-х г.г. использовалась под скульптурные мастерские. Храм возвращён верующим в 1988 г., восстановлен.
https://svyatsy.org/churches/leningradskaya_oblast/vsevolozhskiy_rayon/murino/cerkov_ekateriny_velikomuchenicy_v_murino/
В 1783 г. Семена Романовича Воронцова назначают на должность посланника в Венецию, куда он и уезжает со всей семьей. Зима была там чрезвычайно суровой и Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 г. (25 августа) умерла. Горе Семена Романовича было неутешным. Во всех осенних письмах 1784 г. он просит брата увековечить память жены, построив церковь в Мурино, где они были так счастливы.
В 1785 г. Николай Александрович Львов (друг обоих братьев Воронцовых, сохранилась их переписка) приступает к проектированию церкви. К 1785 г. Н. А. Львов был уже известным архитектором, автором церкви Пресвятой Троицы ("Кулич и Пасха"), Могилевского собора, Невских ворот, почтамта и многих частных построек, в том числе выполнил некоторые работы в доме Воронцовых в Москве, следил за ремонтом их дома в Петербурге. Проект церкви был завершен в 1785 г. 20 января 1786 г. А. Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви в Мурино, которое получил 2 мая 1786 г.
Строительство началось сразу, и в августе 1787 г. Н. А. Львов писал Семену Романовичу: "...сейчас еду в Мурино для окончания последнего свода на церкви, которая нынешним летом будет под кровлею". По замыслу Н. А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности - совмещение в одном здании четырех, расположенных по вертикали, различных по назначению частей: цокольный этаж - сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с колоннадой коринфского ордера. Последние 2 яруса выполнены из дерева. Основные размеры здания: длина с востока на запад - 20м, ширина - 24,5м, высота (с крестом) - 34м.
В интерьере церковного зала преобладают плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Свет поступал только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда было сумеречно, что отвечало представлению о храме - мавзолее с усыпальницей.
Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года. Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось.
В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена. "... в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17-го числа освящена, о чем Санкт-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую".
В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали.
Трудные годы храма
В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922 г.). В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово. Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы.
22 июля 1941 г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с. Мурино с использованием здания под клуб. В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем. Война пощадила храм - уникальный памятник архитектуры. Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора "Заготпункт" и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь - в место хранения моркови.
В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение "О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино". Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся. В 70-е гг. новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви. За сохранение храма как памятника архитектуры XVIII в. боролись многие организации. В 1986-87 гг. началась добровольная помощь членов объединения "Мир", которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили "вынос" скульптуры хоккеиста.
Возрождение
После многолетних усилий, на волне грядущей перестройки общества церковь, наконец, возвращают верующим. В августе 1988 г. назначен исполняющим обязанности, а затем с 1 января 1990 г. утверждён настоятелем храма протоиерей Николай Тетерятников. В еще полуразрушенном пустом храме зазвучали первые молитвы и сразу развернулись ремонтно - строительные, архитектурно-восстановительные, художественно-реставрационные и другие работы. В первую очередь начались работы по обеспечению безопасности прихожан (аварийное удаление штукатурки, установка страховочной сетки под куполом и апсидами). Выщербленные колонны затянули белым материалом, по всему периметру церкви установили панели из оргалита, на которых разместились пожертвованные иконы. Были сооружены Престол и временный Иконостас. Ко дню святой великомученицы Екатерины - престольному празднику, храм был готов к освящению.
Освящение храма
6 декабря 1988 г., вечером, состоялось освящение храма св. вмц. Екатерины митрополитом Ленинградским и Новгородским, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Владыка подарил храму икону св. вмц. Екатерины с надписью: "Сей святой образ вмч. Екатерины был вручён Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 года Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим её имя." С начала открытия церквей храм был освящен вторым в Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии после собора Михаила Архангела в Ломоносове (21 ноября 1988 г.).
После окончания юридических процедур и аварийных работ в 1988 г. весной наступающего 1989 г. начались капитальные работы по восстановлению фасада и колокольни храма. 26 сентября 1989 г., накануне праздника Воздвижения Креста Господня, на купол храма был поднят новый позолоченный крест. Это было знамением победы над мраком прошлых, разрушивших храм лет.
Убранство храма
Церковь верующим была возвращена в полуразрушенном состоянии с полной потерей внутреннего убранства. Неоценимую поддержку оказали многие храмы и прихожане, пожертвовавшие иконы и церковную утварь.
С использованием документов, старых фотографий, чертежей, воспоминаний старожилов, предпринимаются усилия максимально приблизить интерьер храма к его первоначальному облику. В 1990 г. написаны на парусах евангелисты - копии с икон Владимира Лукича Боровиковского для Казанского собора. В 1994 г. в связи с 250-летием со дня рождения Семена Романовича Воронцова у поминального креста помещены гербы родов Воронцовых и Сенявиных. В 1996 г. были восстановлены металлические решетки амвона и солеи (по последним фотографиям 1950-х г.г.). В 1996 г. написан запрестольный образ "Воскресение" - копия с эскиза Карла Павловича Брюллова для храма Христа Спасителя в Москве легла в основу при написании этого образа. В 1997 г. к празднику Рождества Христова установлена алтарная преграда, восстановленная по чертежам и рисункам, выполненным Н. А. Львовым. После этого встала задача дальнейшего написания икон в иконостасе, которые, по историческим свидетельствам, принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. Этот известный художник был многолетним другом и соратником архитектора Н. А. Львова в создании интерьера новых храмов.
Известно из последней описи 1919 г., какие были образа в иконостасе. Велись поиски этих сюжетов прежде всего в иконах Боровиковского или у художников его времени. С этой целью было изучено большое количество материалов о жизни и творчестве художника. Местонахождение образов для иконостаса церкви в Мурино неизвестно, сказано в самом полном исследовании творчества художника (Т. В. Алексеева - В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. Искусство, 1975). Поиски привели в фонды Русского музея. Для иконостаса были подобраны образа, написанные В. Л. Боровиковским и художниками того времени Шебуевым, Варнеком, Брюлловым и другими. В 1997 г. к празднику Покрова Пресвятой Богородицы на Царских Вратах установлены иконы Благовещения и евангелистов - копии с икон А. Г. Варнека на Царских вратах церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1997 г. ко дню Святой Пасхи выполнена “Тайная вечеря” - копия с иконы работы В. К. Шебуева из иконостаса церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1998 г. были написаны иконы для иконостаса: "Богоматерь с младенцем" - копия с иконы работы неизвестного художника 1-й четверти XIX в., поступила в 1997 г. в Русский музей из православной церкви Воронцовского дворца (Пажеского корпуса). "Христос-Вседержитель", копия с иконы, приписываемой Боровиковскому, в церкви Архангела Михаила при Русском музее. Образа Архангелов Гавриила и Михаила для северных и южных дверей иконостаса. Эти иконы, написанные В. Л. Боровиковским в 1790 г. (год освящения храма), были найдены в г. Могилеве, где были сделаны с них копии. “Святые Апостолы Петр и Павел” - копия с иконы работы неизвестного художника середины XIX в. "Святая Екатерина" - копия с образа работы В. Л. Боровиковского для Казанского собора.
Часовня
В 150 м юго-восточнее церкви стоит часовня, возвращенная церкви. Часовня была построена в 1882 г. на пожертвования крестьян в память мученической кончины Александра II, "чтобы ежегодно 1-го марта в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего Монарха". Позднее перед часовней был установлен памятник императору Александру II. Как и церковь, часовню постигла варварская участь: был снесен шатер, глава с крестом, исчез памятник Александру II, а в здании расположилась керосиновая лавка. В 1997 г. здание часовни было восстановлено.
Священник Сергей Непоклонов, штатный диакон в храме святой великомученицы Екатерины в пос. Мурино (7.12.1999 - 3.10.2005 г.г.)
http://www.priest.ru/history.htm