ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Марциальные воды. Церковь Петра Апостола.


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра Апостола
Год постройки:1721.
Адрес:
185901, Карелия, г. Петрозаводск, Марциальные воды

Координаты:62.155285, 33.902881


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
acropolisx
1 июня 2014
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Общий вид с северо-востока
Игорь Монаков
15 июня 2013
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Общий вид с северо-запада
Игорь Монаков
15 июня 2013
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
strusto
8 августа 2005
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Илья Смирнов
30 июля 2010
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Общий вид с северо-запада
Игорь Монаков
1 апреля 2010
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
oxana
18 июня 2006
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Храмовые подсвечники, выточенные собственноручно Петром I
Игорь Монаков
15 июня 2013
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Natalia V
11 июля 2012
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Одна из двух чугунных печей, отапливавших церковь. Отлита в 1721 г. в форме античной вазы
Игорь Монаков
15 июня 2013
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь Петра Апостола - Марциальные воды - г. Петрозаводск - Республика Карелия
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1880




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Игорь Монаков,  5 августа 2013

20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы».

Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды» (Кондопожский район, Республики Карелия).

По данным «Походных журналов», император приезжал на воды четырежды. Первый раз он посетил курорт в 1719 году и был на них 21 день (с 28 января по 17 февраля). Вторую поездку в Петрозаводск, в 52 км на северо-запад от которого находятся минеральные источники, император совершил с 29 февраля по 27 марта 1720 года. Непосредственно на водах Петр I был с 6 по 22 марта (17 дней). Третья поездка началась 6 февраля 1722 года. Лечение на водах продолжалось с 15 по 26 февраля (12 дней). В четвертую и последнюю поездку императора лечение на водах проходило 22 дня (с 23 февраля по 15 марта).

Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж.

К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.

В ХVIII–ХIХ веках церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, но, как красноречиво говорят об этом архивные источники, полностью сохранила свой первоначальный облик. В 1829–1831 годах храм, пришедший в «совершенную ветхость», был до основания разобран, перебран и восстановлен в прежнем виде. До начала ХХ века под надзором профессиональных архитекторов регулярно проводились поддерживающие ремонты храма (наиболее значимые в 1832 и 1879). В это время его посещали не только местные чиновники, но и путешествующие по Карелии знаменитости российского масштаба. Например, академик Н.Я. Озерецковский, профессор К.И. Арсеньев, ссыльный поэт Ф.Н. Глинка, историк Н.Г. Устрялов и др..

В XX веке храм ремонтировался несколько раз – в 1949, 1964 и 1975 годах. В 1952 на церкви установлена молниезащита. В 1988 году проведены комплексные реставрационные работы под руководством В. Г. Копнина. Церковь снова была разобрана, под нее подведены новые фундаменты, заменены сгнившие участки стен, отреставрированы иконы, полностью заменены перекрытия и кровля.

По своему объемно-пространственному решению храм является одноглавым, что, впрочем, неудивительно – данный тип церквей был широко распространен в петровскую эпоху. Стены здания рублены из бруса, кровли тесовые, купола и шпили покрыты железом. Уже внутри церкви, прямо над входом в нее и как бы на втором этаже, находятся закрытые хоры. Это было любимое место Петра I, на котором он обычно располагался во время службы.

Как известно, Петр I неоднократно бывал в Европе, поэтому и во внешнем облике церкви, и в ее интерьере чувствуется западно-европейское влияние. Об этом красноречиво говорит многогранный уплощенный купол со шпилем, кресты без косых перекладин, высокие стрельчатые окна, граненые выступы алтаря и притворов, изящная форма литых чугунных печей в форме античных ваз, отлитых на Петровском заводе в 1721 году, ряд иных архитектурных и интерьерных деталей. Кстати, последний раз печи топили финские военные в годы Великой Отечественной войны.

Главное украшение храма – двухъярусный иконостас. Часть икон написана в традиционной манере, остальные – в духе живописи петровского времени. Местный ряд иконостаса включает иконы Спаса Вседержителя, Божией Матери Одигитрии, св. апостола Петра, св. Иоанна Златоуста, св. князя Александра Невского, св. Николая Мирликийского . Последняя из них заслуживает отдельного описания. Дело в том, что из выхода в пещеру, в которой сидит святой Николай, виден небольшой кусочек моря и парусное судно. Так вот, если внимательно присмотреться, можно заметить, что на мачте корабля развивается не просто флаг. Наш, российский триколор. Традиционный стяг торговых судов России. На мой взгляд, очень яркая и красноречивая деталь, которая говорит не только о том, что художник, написавший икону, был настоящим патриотом своей страны, но и о том, что идеи Петра разделяла значительная часть общества того времени. Многие надеялись и верили: придет время и суда под российским флагом будут бороздить дальние моря и даже океаны. И заходить в самые разные порты чужих стран. Не с войной заходить. С миром.

Все иконы местного ряда выполнены в темперной технике. Иконы праздничного ряда с изображением страстного цикла написаны маслом на холсте. Украшенный деревянной резьбой и объемными головками херувимов иконостас перевезен в первой четверти XVIII века из церкви святого апостола Петра при Лодейнопольской верфи, закрытой после окончания Северной войны. Поскольку лодейнопольский храм был, по всей видимости, чуть меньше по размерам, чем церковь в Марциальных водах, при осмотре внутреннего помещения последней можно заметить, что пространственно иконостас не так строго вписывается в интерьер, как то требуется каноном – между крайними его иконами и боковыми стенами остается свободное пространство.

В нарушение уже устоявшейся традиции последних десятилетий, церковь святого апостола Петра не передавалась православной церкви и до сегодняшнего дня остается в федеральной собственности, являясь частью экспозиции филиала Карельского государственного краеведческого музея в Марциальных водах. Но раз в год – 12 июля (в день Святых апостолов Петра и Павла) в ней обязательно проводится служба. Наверное, больше не в честь святых, а в память о том человеке, который так много сделал для России.

Статья опубликована 05.07.2013 г. интернет журналом "Школа жизни"

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.