ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Старая Ладога. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:между приблизительно 1100 и приблизительно 1200.
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Волховский район, г.Старая Ладога

Координаты:59.997383, 32.298476


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Бородкин Владимир
29 октября 2013
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
вид с реки Волхов на собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 июня 2011
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 июня 2011
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
11 июня 2011
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Чернава
8 мая 2010
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Сидоров Григорий
24 сентября 2006
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Крепость и церковь Георгия Победоносца. Вид с правого берега Волхова, из села Чернавино
Сергей Прохоров
27 июля 2016
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 июня 2011
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
30 апреля 2007
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
30 апреля 2007
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Сидоров Григорий
24 сентября 2006
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Smilla
23 сентября 2006
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Евгений
20 мая 2006
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Михаил Владимиров
7 октября 2005
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Ирина
31 июля 2005
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2003
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2003
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
maxcom
??
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
купол собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
11 июня 2011
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
С. М. Прокудин-Горский. Вид на церковь Св. Георгия. Ст. Ладога. 1909 год
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1909
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
С. М. Прокудин-Горский. Стенная живопись в церкви Св. Георгия. [Образ Св. Николая Чудотворца.] 1909 год.Фреска находится на северной арке под хорами. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=726
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1909
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
С. М. Прокудин-Горский. Вход в ограду церкви Св. Георгия. / [Вход в Староладожскую крепость через Воротную башню.] 1909 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=723
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1909
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
С. М. Прокудин-Горский. Стенная живопись в церкви Св. Георгия. [Образ св. Марии мученицы.] 1909 год. Фреска находится на южной арке под хорами. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=727
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1909
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
С. М. Прокудин-Горский. Стенная живопись в церкви Св. Георгия. [Сюжет "Чудо Георгия о Змие."] 1909 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=725
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1909
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003922991/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1899
Церковь Георгия Победоносца - Старая Ладога - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наталия,  18 октября 2007

История церкви Святого Георгия прослеживается с середины 15 века. В 1445 году новгородский архиепископ Евфимий «в городке Ладозе … церковь Георгия понови, подписа идеже отпало и покры ю чешоею». Позднее ремонт производился в начале 17 века, после разрушения Ладоги в период шведской интервенции 1610-1617 г.г. Облик здания был значительно изменен ремонтами и пристройками конца 19 – начала 20 веков: древние фасады были покрыты толстым слоем цементной обмазки, с западной стороны к зданию примыкала каменная паперть и колокольня.
Первоначальные формы церкви были восстановлены в советское время. Реставрация проводилась длительно: с 1926 года по конец 1950-х годов, с перерывом на войну… В работах принимали участие художник А. Самохвалов, архитектор В. Данилов. Реставрацией живописи занимались художники В.О. Кириков и Г.О. Чириков под наблюдением А.И. Анисимова. С лета 1952 года по декабрь 1962 года реставрацией здания руководил архитектор А.А. Драги.
Георгиевская церковь – один из самых известных храмов домонгольского периода.
Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Такими же зубцами увенчиваются полукружия закомар. В интерьере вторым ярусом выделены хоры, на которые ведет внутристенная каменная лестница, освещаемая пятью небольшими прямоугольными окошками. На палатях во время службы находились знатные люди Ладоги. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году.
«Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.
Художественные достоинства живописи церкви святого Георгия ставят ее в число выдающихся творений мировой культуры.
В замечательной сохранности до нас дошла 32-х фигурная купольная композиция «Вознесение», сцена «Чудо Георгия о змие» в диаконнике, фрагменты сцен «Страшного суда», «Крещения», «Отвержения даров», отдельные персонажи росписи, орнамент откосов окон.

Литература:
Б.Г. Васильев Старая Ладога. Памятники архитектуры ХП-ХШ веков Л.; 1984
Староладожский сборник. Вып. 5. СПб.; Старая Ладога 2002 Научное издание.
В.В. Астафьев Волховский исторический календарь. Волхов.; 2001

Статью добавил(а): Митяй,  26 апреля 2014

История росписи и фрески диаконника.

Георгиевская церковь, одно из немногих мест в России, где можно воочию увидеть хорошо сохранившиеся фрески XIIв. Фреска - это настенная роспись красками минерального происхождения, разведенными водой, по влажному тонкому слою штукатурки-левкаса. При высыхании на его поверхности образуется пленка, надежно укрывающая изображение. Классическая фреска подразумевает роспись в один слой краски, поэтому художник должен завершить всю работу до высыхания левкаса, дополнения и правки по сухому грунту ненадежны. Считается, что в Средневековой Руси «чистой» фрески практически не существовало. Её заменила техника фреско-секко - живопись, начатая в технике фрески (по-сырому), а завершенная в технике альсекко (по-сухому). В такой смешанной технике выполнена стенопись Георгиевской церкви.

От живописного ансамбля в виде отдельных разрозненных по разным стенам изображений и сюжетов уцелело около 150м2, что составляет примерно 1/5 храмовой декорации. Первое и наиболее крупное разрушение произошло в 1445г, когда в «городке Ладоге... церковь Георгия понови, подписа идеже отпало». Причина гибели основной площади фресок: осадка стен из-за непрочности восточной подсыпки. Стенопись XVв уничтожили из-за обветшания в 1849г при очередном ремонте. С 1927г началась долгая работа по расчистке и укреплению первоначальной древней стенописи.

Фресковый ансамбль Георгиевской церкви создан на одном дыхании и в согласии с лучшими традициями практически всех современных росписи видов искусства. Успеху сопутствовала организация работы в слаженной византийско-русской артели живописцев, руководимой константинопольским мастером и включавшей не менее 7 художников. Основной части фресок на стенах не хватает, но то, что сохранилось, дает возможность реконструировать первоначальную композицию. Ветхозаветная и новозаветная история христианства в персонажах и сюжетах Библии заполняли все пространство интерьера храма, кроме палаток на хорах, лестницы и помещения в северной части западной стены. Двунадесятые праздники в средокрестье нашей церкви дополнялись сценами из жизни Богоматери в северной апсиде (жертвенник). Святому Георгию и святым воинам посвящены росписи южной апсиды (диаконник).

Воинской тематике посвящены сцены и изображения отдельных святых в диаконнике. На столбе в проходе в апсиду - вмч воин Евстафий Плакида. Напротив него на лопатке - верхняя часть погрудной фигуры святого воина Саввы Стратилата. Над ним расположен в рост неизвестный молодой святой воин в доспехах с мечом и копьем. Арка на колонках увенчивает этого святого и органично включена в плоскость лопатки на её сочленении со сводом, перекинутым от столба к южной стене. Этим приемом художники достигли абсолютного согласия архитектурной и живописной формы, что, собственно, и определяет архитектонику росписи церкви святого Георгия.

Персонажи на столбе и на лопатке подводят зрителя к патрональной сцене храмовой программы со святым Георгием Великомучеником - «Чудо Георгия о змие». Сюжет сохранился почти полностью, за исключением левого края. Он освещается окном, расположенном на южной стороне апсиды. Традиционная схема размещения окон применена строителями в алтаре и жертвеннике: строго по вертикали, одно над другим. В диаконнике нижнее окно смещено в сторону в ходе сооружения церкви, что связано с очень важным и чуть ли не единственным примером тесного творческого сотрудничества артелей строителей и художников. То есть, уже при разработке плана и объема здания было известно о программе росписи храма, по которой патрональный сюжет должен был занять все полукружие апсиды диаконника. О первоначальном устройстве окна на южной стене свидетельствует и результат архитектурного зондажа стены с фасада апсиды, где следов предполагаемого заложенного окна не обнаружено, что подтвердило уникальный факт творческого взаимодействие зодчих и художников.

Основа изображения - одна из редакций житийной сцены с представлением спасенной царевны, ведущей на поясе усмиренного словом Божиим змия. Святой Георгий при этом обращается к жителям царства Лаодикийского со словами: «Да покорится вере сей неверный народ». Принять христианскую веру народ, поклонявшийся идолам, обязан. В противном случае, отпущенный и разъяренный змий пожрет весь город.

Перед нами древнейшее изображение на эту тему в древнерусской монументальной живописи. Святой Георгий написан в воинских доспехах с копьем и щитом в руках, на белом коне с красной гривой и подвязанным красным хвостом. Справа высится башня дворца с царской четой и приближенными. Под копытом торжественно выступающего коня простирается драконоподобное пресмыкающееся с рогом, горящим глазом и раскрытой пастью с красным языком.

Автор сцены выступил прекрасным композитором. Он мастерски соединил в целое монументальную статику и завуалированную в деталях мощную динамику действия. Эти нюансы состояния прослеживаются от величественной фигуры Святого и встречающих, до легкого едва уловимого пригласительного движения царевны; через затухающие волны хвоста змия и церемониальной поступи коня – к резкому всполоху звездчатого плаща, перекликающегося с ритмикой крутизны холмов Каппадокии места, где проходило событие. Жесткая графика силуэта коня, одежды Елисавы, линии пейзажа и дворца вплотную соседствуют с тончайшей живописной моделировкой гривы и хвоста, туловищей коня и змия, и даже холмов, обратившихся под кистью мастера в подобие морской волны. Воспринимаемый с первого взгляда колорит сцены как монохромный в действительности отражает всю палитру мастеров росписи ансамбля. Внимание зрителя художник останавливает на золоте доспехов и на красном плаще. Разработка цветовой гаммы сосредоточена на второстепенных деталях. Эти приемы обеспечили максимально выразительное построение главного сюжета храмовой декорации, сосредоточенное на победоносном шествии святого Георгия защитника христиан. Церемониальность и торжественность перекликаются с некоторой напряженностью и уже состоявшимся в лице освобожденной царевны поклонением святому Георгию.

Над главной сценой в диаконнике располагались два сюжета, вероятнее всего также связанных с житием византийских святых воинов. Видны разгранки сцен и обрывки неясного характера на правой из них. Выше проходил разделительный пояс, над которым видна хорошо сохранившаяся грандиозная погрудная фигура архангела Михаила, увенчивающая апсиду. Под патрональной сценой проходит медальонный фриз со святителями, по программе продолжающий алтарную фреску «Поклонение жертве». В наилучшей сохранности из 3 персонажей – свщмч Анфим Никомидийский. Весь состав изображений апсиды диаконника, включая обрывки полилитии в его цокольных частях и на грани столба, открывает возможность для реконструкции композиционной схемы апсиды.

Воинская тематика успешно развита в многочисленных рисунках-граффити, процарапанных на стенах, преимущественно, в этой же части интерьера. Так, в апсиде диаконника зафиксировано несколько рисунков с конями, подвязанные узлом хвосты которых не оставляют сомнений в их боевом назначении. Превосходно скомпонована сценка вождения коня, которого удерживает на длинном поводке воин в княжеской одежде. Встречаются здесь и разнообразные кресты, плетенки, и даже знаки дохристианских символов веры.

Использованы материалы: Васильев Б.Г. Фрески церкви святого Георгия. История росписи и фрески диаконника.

Комментарии и обсуждение

Издательством "Северный паломник" в 2003 году выпущена монография В.Д. Сарабьянова "Георгиевская церковь в Старой Ладоге".
Как и все книги этой серии содержит историю, архитектурные особенности и подробный разбор системы росписи с иллюстрациями и схемами.
Координаты для поиска книги:
ISBN 5-94431-069-3
28 сентября 2008, JuNe.

Интересный факт: в 2006 году в России была выпущена почтовая марка из серии "Регионы России", посвященная Ленинградской области, с изображением церкви Георгия Победоносца.
3 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.