ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Осташков. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Собор. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Параскевы Иконийской, Оковецкой иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1685 и 1697.
Адрес:
Россия, Тверская область, г. Осташков, ул. Печатникова (напротив дома 7)

Координаты:57.161474, 33.10171
Проезд:автобус 3 до остановки "Речной вокзал", далее примерно 500 метров пешком


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Nikolay Budishevskiy
14 июля 2008
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Вид на Троицкий и Воскресенский соборы с полуострова Житное
Юрий Красильников
15 августа 2004
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
МОРПЕХ879
6 мая 2016
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Илья Смирнов
10 мая 2007
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Илья Смирнов
10 мая 2007
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Илья Смирнов
10 мая 2007
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Колокольня Троицкого собора
Юрий Красильников
9 июля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Вид на Троицкий собор с колокольни
Юрий Красильников
9 июля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
10 сентября 2005
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
01.04.1999 - 01.10.1999
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
01.04.1999 - 01.10.1999
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
oldboy
2 мая 2016
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
фрагмент колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 июля 2013
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 июля 2013
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 июля 2013
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
25 июня 2012
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Юрий Красильников
30 апреля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Царские врата из церкви в Кравотыни. Фрагмент. Фото Наталии Мудровой
Виктор Мудров
18 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Деревянная скульптура ангела (?) из церкви в Новинке. Фото Наталии Мудровой
Виктор Мудров
18 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
В алтарной части. Фото Наталии Мудровой
Виктор Мудров
18 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
В алтарной части. Фото Наталии Мудровой
Виктор Мудров
18 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
В алтарной части. Фото Наталии Мудровой
Виктор Мудров
18 мая 2014
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Выход на смотровую площадку колокольни
Юрий Красильников
9 июля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Лестница на колокольню
Юрий Красильников
9 июля 2006
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
С. М. Прокудин-Горский. Троицкий собор в г. Осташкове. 1910 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=13
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
5 мая 1910
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Фото 1903г. Общий вид Троицкого собора
Т.
??
Собор Троицы Живоначальной - Осташков - Осташковский городской округ и ЗАТО Солнечный - Тверская область
Вид с колокольни перед закатом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
13 октября 2018




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  15 августа 2002

В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Для жителей Патриаршей слободы вблизи Воскресенского собора в 1685 году заложили Троицкий собор, освященный в 1697 году. В середине XVIII века при нем также возвели отдельно стоящую колокольню. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, - событие исключительное.

Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. Реставрация Троицкого собора закончена. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. Стало очевидно, что и Воскресенский и Троицкий соборы - первые каменные строения Осташкова - по стилистическим признакам принадлежат к ярославской школе зодчества. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Пышные посадские соборы Ярославля, воздвигнутые богатыми купцами, пришлись по вкусу жителям Осташкова, что подтверждается дальнейшим развитием строительства в городе и окрестностях.

Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.

По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже - в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, - нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа.

Трудно найти какие-либо принципиальные отличия осташковских соборов от ярославских. Самое большое их расхождение - полное отсутствие знаменитой ярославской цветной поливной керамики и замена ее на более простую декорацию из кирпича и белого камня. Но при всем этом, особенно в Троицком соборе, начинают вырабатываться черты, характерные только для местного строительства. Так, например, появляются крыльца со своеобразными опорами и пышно украшенные фигурным кирпичом, «порезки» на перехватах полуколонн и на бусинах, становятся более тонкими заглубленные в массив стены «трефовые» ниши и т. п. Впоследствии все эти формы найдут широкое применение в местной архитектуре и, постоянно видоизменяясь, доживут вплоть до начала XIX века. Троицкий собор, как и Воскресенский, был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города. Сейчас в Троицкий собор перенесена часть экспозиции Осташковского музея.

Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.

Два собора и колокольня, построенные в конце XVII века в Осташкове, их богатое убранство, по-видимому, особенно пришлись по душе жителям города, долго служили образцами для местных мастеров. Иначе как объяснить, что спустя сто - сто пятьдесят лет в храмах по окрестным селам будут повторяться декоративные мотивы первенцев каменного зодчества края. К этому времени сами соборы не раз переделают, придадут им новый вид, стремясь уподобить их столичным образцам, не станет нарядных фасадов, но они не изгладятся из памяти тех, кто украсил «белыми ризами церквей» села вокруг Осташкова.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

Смотри также: Осташков. Воскресенский собор.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  13 сентября 2018

В конце ХVII века в Осташкове бок о бок выросли сразу два каменных соборных храма - Воскресенский (1677-1689) и Троицкий (1685-1697). Осташков существовал тогда в виде двух слобод, одна из которых исторически была митрополичьей (Патриаршей), а другая принадлежала Иосифо-Волоцкому монастырю. Первый вырос собор в монастырской слободе. С точки зрения композиции оба храма близки, оба они принадлежат к ярославской традиции. В особенности живо напоминает о посадских храмах Ярославля шатровая колокольня - она кажется точь-в-точь скопированной с колокольни знаменитого ансамбля в Коровниках.

Предположительно, колокольня возведена в 60-х годах ХVIII века. На колокольне было 15 колоколов: самый большой весом 538 пудов, был отлит в 1808 году московским мастером Михаилом Астраханцевым. В ХVIII-ХIХ веках оба собора не раз подвергались переустройству. Осташи старались сделать их похожими на столичные образцы и одновременно привести в соответсвие с менявшимися представлениями об удобстве. Благодаря этим благонамеренным стараниям храмы обросли пристройками, несуразными декоративными элементами. "Старину" безжалостно замазывали штукатуркой или сбивали со стен.

В 1766-1775 гг. Троицкий и Воскресенский соборы украсили лепниной и расписали, не уступая современной моде. По всей видимости, трудились над благоукрашением храмов осташковские лепщики и живописцы. Исследователи называют имена Кондратия Конягина, Семёна Уткина, Ильи Верзина. Они же, кстати работали и в Нило-Столобенской пустыни, создавая убранство Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей. Троицкая соборная церковь, согласно описаниям конца ХIХ века, имела четыре престола. Кроме главного, то были престолы во имя вмч. Параскевы, свт. Николая и вмч. Георгия (последние два - в тёплом приделе). В Воскресенском храме было, помимо главного, четыре престола - во имя прп. Иосифа Волоцкого, Рождества Иоанна Предтечи, Успения Божией Матери и Рождества Христова (Успенский и Рождественский - в тёплых приделах).

О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видимым кое-где на фасадах. Всё остальное "узорочье" ХVII столетия оказалось скрытым позднейшими пристройками, толстым слоем штукатурки, о чём было сказано выше. В процессе реставрации памятников архитектуры в 1970-х годах, реставратором Центральной научно-реставрационной проектной маастерской Министерства Культуры РФ Владимиром Игнатьевичем Якубени, было сделано много интереснейших наблюдений и открытий. Стало очевидно, что и Воскресенский и Троицкий соборы - по стилистическим признакам принадлежат к ярославской школе зодчества. Были и другие открытия...

После революции храмы закрыли. 7 ноября 1919 года в бывшем Троицком соборе был открыт "Осташковский художественный музей имени Октябрьской Революции", преобразованный в 1924 году в краеведческий. Его руководитель Павел Петрович Всеволодов собрал в бывших помещьичьих усадьбах картины, бронзовые и мраморные скульптуры, фарфор, мебель, объехав при этом 39 волостей. Все экспонаты были размещены в помещениях недавно закрытого Троицкого собора. Основу же коллекции положили экспонаты из городского музея, основанного в 1899 года при Осташковском городском (впоследствии высшем начальном) училище, в виде старинных предметов, монет, рукописей, а также коллекции картин осташковского художника Я. М. Колокольникова, написанных по заказу купца К. А. Савина. Сейчас оба здания состоят на "культурной службе" - в Троицком соборе располагается экспозиция Осташковского краеведческого музея, а в Воскресенском соборе - лекционно-концертный зал.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №45, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.